Автор: v**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 23:00, шпаргалка
1. Сущность, задачи бухучета, основные направления его реформирования и нормативного регулирования.
Бухучет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Ведение бухучета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применение(ФЗ”О бухучете” N129-ФЗ, ПБУ), другие носят рекомендательный характер(план счетов, методические указания, комментарии). Нормативные документы можно представить в виде системы: 1-й уровень: законодательные акты, Указы президента РФ, постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухучета, - 2-й уровень: стандарты(положения) по бухучету и отчетности, - 3-й уровень(методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МИНФИНА и других ведомств, - 4-й уровень(рабочие документы по бухучету самого предприятия.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации либо увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной организации (далее под бюджетной организацией понимается некоммерческая организация, основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета).
ПРИМЕРЫ - Правила оценки статей бухгалтерской отчетности:
1. Незавершенные капитальные вложения – отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
2. Финансовые вложения – (инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы) - принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.
Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность производится образование в конце отчетного года резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
3. Основные средства:
Основные средства – отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации, а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости.
Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.
Начисление амортизации объектов основных средств производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:
линейный способ;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);
способ уменьшаемого остатка;
способ
списания стоимости по сумме чисел
лет срока полезного
4. Нематериальные активы:
Нематериальные активы – отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации, а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости.
Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
По объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные отчисления определяются одним из следующих способов:
линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Начисление амортизации нематериальных активов производится независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
5. Сырье,
материалы, готовая продукция
и товары отражаются в
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.
Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.
При учете организацией,
занятой розничной торговлей, товаров
по продажным ценам разница между стоимостью
приобретения и стоимостью по продажным
ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской
отчетности отдельной статьей.
3. Принципы(допущения, требования и правила) по ведению бухучета: их содержание и назначение в соответствии с РСБУ и МСФО.
Основные правила
ведения бухучета определены ФЗ”О
бухучете” N 129-ФЗ и Положением по ведению
бухучета и отчетности в РФ N 34-н. Эти правила
следующие: - обязательность двойной записи
хоз-ых операций на счетах рабочего плана
счетов, составляемого на основе Плана
счетов, утвержденного Минфином РФ, - учет
объектов осуществляется в рублях и на
русском языке, - в бухучете текущие затраты
на производство продукции, выполнение
работ и оказание услуг осуществляются
раздельно от затрат, связанных с капитальными
и финансовыми вложениями, - обязательность
документирования хоз-ых операций. Первичные
документы должны быть составлены в момент
совершения хоз-ых операций или сразу
по окончании операции. Они должны содержать
обязательные реквизиты и составляться
по типовым формам или формам, утвержденным
руководителем организации, - для систематизации
и накопления информации, содержащейся
в учетных документах, используются учетные
регистры, формы которых разрабатываются
Минфином РФ, органами, которым предоставлено
право регулирования бухучета, федеральными
органами исполнительной власти, - объекты
учета подлежат оценке в денежном выражении,
- обязательность проведения инвентаризации
имуществ и обязательств, - для ведения
бухучета в организации формируются учетная
политика в соответствии с установленными
допущениями и требованиями. Допущения
имущественной обособленности означает,
что имущество и обязательства организации
существуют обособленно от имущества
и обязательств собственника и имущества
других юридических лиц. Стоимость владения
имуществом находящимся во владении организации
но не принадлежащее ей учитывается на
забалансовых счетах. Допущение непрерывности
деятельности организации означает, что
она будет продолжать свою деятельность
в обозримом будущем и у нее отсутствует
намерение ликвидации или существенного
сокращения деятельности. Допущение последовательности
применения учетной политики означает,
что выбранная учетная политика применяется
последовательно от одного года к другому.
Изменение политики возможно в случае
изменения законодательства РФ или нормативных
актов по бухучету. Допущение временной
определенности фактов хоз-ой деятельности
означает, что они отражаются в бухучете
и отчетности того периода, в котором совершены,
независимо от фактического времени поступления
или выплаты денежных средств, связанных
с этим фактом. Например, начисленная з\п
относится на издержки того месяца, в котором
она начислена. Требование полноты означает
необходимость отражения в бухучете всех
фактов хоз-ой деятельности. Требование
своевременности означает необходимость
своевременного отражения в бухучете
и отчетности фактов хоз-ой деятельности.
Требование осмотрительности означает
большую готовность к учету потерь(расходов)
и пассивов, чем возможных доходов и активов.(создание
резервов). Требование приоритета содержания
перед формой означает, что в бухучете
факты хоз-ой деятельности должны отражаться
исходя не только из их правовой формы,
но и их экономического содержания фактов
и условий хозяйствования. Например, сам
по себе факт выдачи крупных сумм руководителям
организации не является незаконным. Однако
если выдача этих сумм осуществляется
в период неустойчивого финансового состояния
организации, то данную хоз-ую операцию
следует признать неправомерной. Требование
непротиворечивости обуславливает необходимость
тождества данных аналитического учета
с оборотом и остатком по синтетическим
счетам на 1 число каждого месяца, показателей
бухгалтерской отчетности данным синтетического
и аналитического учета, а также показателям
отчетности на начало и конец периода.
Требование рациональности означает необходимость
рационального и экономного ведения бухучета,
исходя их условий хоз-ой деятельности
и величины организации. В соответствии
с Первым международным стандартом основополагающими
бухгалтерскими принципами являются метод
начисления и непрерывность деятельности.
Метод начисления- это когда результаты
операций признаются по факту их совершения.
Они отражаются в учетных записях и включаются
в финансовую отчетность периодов, к которым
относятся. Непрерывность деятельности
предполагает, что организация не собирается
и не нуждается в ликвидации или существенном
сокращение своей деятельности. Качественными
характеристиками финансовой отчетности
являются понятность, уместность, надежность
и сопоставимость.
Билет 4. Балансовое обобщение как элемент метода бухучета.
Баланс (фр. balance - весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.
Балансовое обобщение информации широко применяется в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике.
Балансовое
обобщение характеризуется
Существуют различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой баланс, баланс основных фондов, материальный баланс, баланс платежный, баланс трудовых ресурсов и т. д.
Так, материальный баланс характеризует производство и потребление конкретных видов продукции, материалов.
Баланс платежный показывает соотношение поступивших и произведенных страной платежей за границей за определенный период. Два аспекта балансового обобщения означают, что две совокупности показателей баланса должны быть равны, например, объемы продукции, производимой различными предприятиями-поставщиками, должны быть равны объемам продукции, направляемой соответствующим предприятиям-покупателям, т. е. производство продукции должно быть сбалансировано с ее потреблением.
Балансовое обобщение предполагает синтетический, обобщенный характер информации, позволяющий свести частные показа ели, отдельные информационные взаимосвязи в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных.
Балансовое обобщение информации дает возможность устанавливать и анализировать соотношения между ресурсами и их источниками, производством продукции и ее распределением, между затратами на производство продукции и ее выпуском и т. п.
Балансовое
обобщение информации впервые было
применено для составления
Основой построения бухгалтерского баланса явилась двойственная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества) - по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам формирования.
Информация о двойственной группировке объектов бухгалтерского учета получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе.
5.
Учет расчетов. Учет
дебиторской и
кредиторской задолженности;
порядок списания задолженности,
по которой истекли
сроки исковой давности.
Формы расчетов.
Под дебиторской
задолженностью понимают задолженность
других организаций, работников и физических
лиц данной организации. Организации и
лица, которые должны данной организации
называют дебиторами. Кредиторской называют
задолженность данной организации другим
организациям, работникам и лицам, которые
называются кредиторами. Дебиторская
задолженность в бухучете отражается
на счетах 62”расчеты с покупателями и
заказчиками”, 76”Расчеты с разными дебиторами
и кредиторами”, а кредиторская на счетах
60”Расчеты с покупателями и заказчиками”,
76. Дебиторская задолженность отражается
по цене продажи продукции на счете 62”Расчеты
с покупателями и заказчиками”. На суммы
оплаты за отгруженную продукцию производят
бухгалтерские записи: Д62 К92”Продажи”.
При погашении покупателями и заказчиками
своей задолженности они списывают ее
с кредита счета 62 в Д50,51,52. На счете 62 отражают
суммы полученных авансов и предварительной
оплаты обособленно. Аналитический учет
по сч.62 ведут по каждому предъявленному
покупателем и заказчиком счету, а при
расчетах в порядке плановых платежей
– по каждому покупателю или заказчику.
Учет расчетов с поставщиками ведут на
сч.60”Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.
При предъявлении на оплату счетов поставщиков
кредитуют сч.60 и дебетуют счета 10,11,15,20,26,97
и т.д. Сумма НДС включается поставщиками
в счета на оплату и отражается у покупателя
по сч.19”НДС по приобретенным ценностям”.
Аналитический учет ведется по сч.60 по
каждому поставщику. В настоящее время
организации могут создавать резервы
по сомнительным долгам. Сомнительным
долгом признается ДЗ организации не погашенная
в установленные договором сроки и не
обеспеченная соответствующими гарантиями.
Резервы сомнительных долгов создаются
на основе проведенной инвентаризации
ДЗ. Величина резерва определяется по
каждому сомнительному долгу в зависимости
от финансового состояния организации-должника
и оценки вероятности погашения ею долга.
На сумму создаваемых долгов дебетуют
сч.91 и кредитуют сч.63. Списание невостребованных
долгов отражают по Д63 и К62,76. По истечении
срока исковой давности дебиторская и
кредиторская задолженности подлежат
списанию. Общий срок исковой давности
установлен 3 года. Для отдельных видов
требований могут быть установлены специальные
сроки исковой давности, сокращенные или
длительные по сравнению с общим сроком.
Срок исковой давности начинает исчисляться
по окончании срока обязательств, если
он определен, или с момента, когда у кредитора
возникает право предъявить требование
об исполнении обязательств. Дебиторская
задолженность по истечении срока исковой
давности списывается на уменьшение прибыли
или резерва по сомнительным долгам. Списание
задолженности оформляется приказом руководителя
и следующими бухгалтерскими записями:
Д91”прочие доходы и расходы” К62,76. Д63”Резервы
по сомнительным долгам” К62,76. Списанная
дебиторская задолженность не считается
аннулированной. Она должна отражаться
на забалансовом счете 007”Списанная в
убыток задолженность неплатежеспособных
дебиторов” в течение 5 лет с момента списания
для наблюдения за возможностью ее взыскания
в случае изменения имущественного положения
должника. При поступлении средств по
ранее списанной задолженности дебетуют
счета учета денежных средств 50,51,52 и кредитуют
счет91”Прочие расходы и доходы”. Одновременно
на указанную сумму кредитуют счет 007.
Кредиторская задолженность по истечении
срока исковой давности списывается на
финансовые результаты и оформляется
следующими бухгалтерскими записями:
Д60,76 К91. Суммы списанной кредиторской
задолженности включаются в состав внереализационных
доходов, участвуют в формировании финансовых
результатов, которые учитываются при
налогообложении прибыли.
Билет 6. Документация
и инвентаризация как
элементы метода бухучета,
их интерпретация в
Законе о бухучете.