Бухгалтерский учет

Автор: v**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 23:00, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность, задачи бухучета, основные направления его реформирования и нормативного регулирования.

Бухучет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Ведение бухучета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применение(ФЗ”О бухучете” N129-ФЗ, ПБУ), другие носят рекомендательный характер(план счетов, методические указания, комментарии). Нормативные документы можно представить в виде системы: 1-й уровень: законодательные акты, Указы президента РФ, постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухучета, - 2-й уровень: стандарты(положения) по бухучету и отчетности, - 3-й уровень(методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МИНФИНА и других ведомств, - 4-й уровень(рабочие документы по бухучету самого предприятия.

Работа содержит 1 файл

шпоры бухучет.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

 Формирование  текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

 Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные  с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

 Записи  в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям  в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.

 Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации либо увеличение (уменьшение) финансирования (фондов) у бюджетной организации (далее под бюджетной организацией понимается некоммерческая организация, основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета).

 ПРИМЕРЫ - Правила оценки статей бухгалтерской  отчетности:

 1. Незавершенные капитальные вложения – отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).

 2. Финансовые  вложения – (инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы) - принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

 Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.

 Вложения  организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если последняя ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность производится образование в конце отчетного года резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

 3. Основные средства:

 Основные  средства –  отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации, а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости.

 Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации в  течение срока их полезного использования.

 Начисление  амортизации объектов основных средств  производится независимо от результатов  хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде одним из следующих способов:

 линейный  способ;

 способ  списания стоимости пропорционально  объему продукции (работ, услуг);

 способ  уменьшаемого остатка;

 способ  списания стоимости по сумме чисел  лет срока полезного использования.

 4. Нематериальные активы:

 Нематериальные  активы – отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации, а у бюджетной организации - по первоначальной стоимости.

 Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в  течение установленного срока их полезного использования.

 По  объектам, по которым производится погашение стоимости, амортизационные  отчисления определяются одним из следующих  способов:

 линейный  способ исходя из норм, исчисленных  организацией на основе срока их полезного  использования;

 способ  списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

 Начисление  амортизации нематериальных активов  производится независимо от результатов  деятельности организации в отчетном периоде.

 5. Сырье,  материалы, готовая продукция  и товары отражаются в бухгалтерском  балансе по их фактической себестоимости.

 Готовая продукция отражается в бухгалтерском  балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

 Товары  в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском  балансе по стоимости их приобретения.

При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей. 

3. Принципы(допущения,  требования и правила) по ведению бухучета: их содержание и назначение в соответствии с РСБУ и МСФО.

Основные правила  ведения бухучета определены ФЗ”О бухучете” N 129-ФЗ и Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ N 34-н. Эти правила следующие: - обязательность двойной записи хоз-ых операций на счетах рабочего плана счетов, составляемого на основе Плана счетов, утвержденного Минфином РФ, - учет объектов осуществляется в рублях и на русском языке, - в бухучете текущие затраты на производство продукции, выполнение  работ и оказание услуг осуществляются раздельно от затрат, связанных с капитальными и финансовыми вложениями, - обязательность документирования хоз-ых операций. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения хоз-ых операций или сразу по окончании операции. Они должны содержать обязательные реквизиты и составляться по типовым  формам или формам, утвержденным руководителем организации, - для систематизации и накопления информации, содержащейся в учетных документах, используются учетные регистры, формы которых разрабатываются Минфином РФ, органами, которым предоставлено право регулирования бухучета, федеральными органами исполнительной власти, - объекты учета подлежат оценке в денежном выражении, - обязательность проведения инвентаризации имуществ и обязательств, - для ведения бухучета в организации формируются учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями. Допущения имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц. Стоимость владения имуществом находящимся во владении организации но не принадлежащее ей учитывается на забалансовых счетах. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная учетная политика применяется последовательно от одного года к другому. Изменение политики возможно в случае изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету. Допущение временной определенности фактов хоз-ой деятельности означает, что они отражаются в бухучете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом. Например, начисленная з\п относится на издержки того месяца, в котором она начислена. Требование полноты означает необходимость отражения в бухучете всех фактов хоз-ой деятельности. Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухучете и отчетности фактов хоз-ой деятельности. Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь(расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов.(создание резервов). Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухучете факты хоз-ой деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и их экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи крупных сумм руководителям организации не является незаконным. Однако если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, то данную хоз-ую операцию следует признать неправомерной. Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1 число каждого месяца,  показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателям отчетности на начало и конец периода. Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухучета, исходя их условий хоз-ой деятельности и величины организации. В соответствии с Первым международным стандартом основополагающими бухгалтерскими принципами являются метод начисления и непрерывность деятельности. Метод начисления- это когда результаты операций признаются по факту их совершения. Они отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность периодов, к которым относятся. Непрерывность деятельности предполагает, что организация не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращение своей деятельности. Качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, надежность и сопоставимость. 

Билет 4. Балансовое обобщение  как элемент метода бухучета.

 Баланс (фр. balance - весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.

 Балансовое  обобщение информации широко применяется в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации предприятий, организаций в рыночной экономике.

 Балансовое  обобщение характеризуется двойственным характером отражения объектов, заключающемся в том, что объекты показываются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения, в двух аспектах, которые зависят от вида баланса.

 Существуют  различные виды балансов: бухгалтерский, денежных доходов и расходов населения, баланс доходов и расходов предприятия, межотраслевой баланс, баланс основных фондов, материальный баланс, баланс платежный, баланс трудовых ресурсов и т. д.

 Так, материальный баланс характеризует производство и потребление конкретных видов продукции, материалов.

 Баланс  платежный показывает соотношение  поступивших и произведенных страной платежей за границей за определенный период. Два аспекта балансового обобщения означают, что две совокупности показателей баланса должны быть равны, например, объемы продукции, производимой различными предприятиями-поставщиками, должны быть равны объемам продукции, направляемой соответствующим предприятиям-покупателям, т. е. производство продукции должно быть сбалансировано с ее потреблением.

 Балансовое  обобщение предполагает синтетический, обобщенный характер информации, позволяющий свести частные показа ели, отдельные информационные взаимосвязи в едином измерителе в целостную систему обобщенных данных.

 Балансовое  обобщение информации дает возможность  устанавливать и анализировать соотношения между ресурсами и их источниками, производством продукции и ее распределением, между затратами на производство продукции и ее выпуском и т. п.

 Балансовое  обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние предприятия, его положение в системе управления рыночной экономикой.

 Основой построения бухгалтерского баланса явилась двойственная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества) - по их функциональной роли в процессе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и источникам формирования.

 Информация  о двойственной группировке объектов бухгалтерского учета получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе.

 

 5. Учет расчетов. Учет  дебиторской и  кредиторской задолженности; порядок списания задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. Формы расчетов. 

Под дебиторской  задолженностью понимают задолженность  других организаций, работников и физических лиц данной организации. Организации и лица, которые должны данной организации называют дебиторами. Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. Дебиторская задолженность в бухучете отражается на счетах 62”расчеты с покупателями и заказчиками”, 76”Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, а кредиторская на счетах 60”Расчеты с покупателями и заказчиками”, 76. Дебиторская задолженность отражается по цене продажи продукции на счете 62”Расчеты с покупателями и заказчиками”. На суммы оплаты за отгруженную продукцию производят бухгалтерские записи:  Д62 К92”Продажи”. При погашении покупателями и заказчиками своей задолженности они списывают ее с кредита счета 62 в Д50,51,52. На счете 62 отражают суммы полученных авансов и предварительной оплаты обособленно. Аналитический учет по сч.62 ведут по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей – по каждому покупателю или заказчику. Учет расчетов с поставщиками ведут на сч.60”Расчеты с поставщиками и подрядчиками”. При предъявлении на оплату счетов поставщиков кредитуют сч.60 и дебетуют счета 10,11,15,20,26,97 и т.д. Сумма НДС включается поставщиками в счета на оплату и отражается у покупателя по сч.19”НДС по приобретенным ценностям”. Аналитический учет ведется по сч.60 по каждому поставщику. В настоящее время организации могут создавать резервы по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается ДЗ организации не погашенная в установленные договором сроки и не обеспеченная соответствующими гарантиями. Резервы сомнительных долгов создаются на основе проведенной инвентаризации ДЗ. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния организации-должника и оценки вероятности погашения ею долга. На сумму создаваемых  долгов дебетуют сч.91 и кредитуют сч.63. Списание невостребованных долгов отражают по Д63 и К62,76. По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен 3 года. Для отдельных видов требований могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или длительные по сравнению с общим сроком. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательств. Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва по сомнительным долгам. Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями: Д91”прочие доходы и расходы” К62,76. Д63”Резервы по сомнительным долгам” К62,76. Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007”Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов” в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. При поступлении средств по ранее списанной задолженности дебетуют счета учета денежных средств 50,51,52 и кредитуют счет91”Прочие расходы и доходы”. Одновременно на указанную сумму кредитуют счет 007. Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями: Д60,76 К91. Суммы списанной кредиторской задолженности включаются в состав внереализационных доходов, участвуют в формировании финансовых результатов, которые учитываются при налогообложении прибыли.  
Билет 6. Документация и инвентаризация как элементы метода бухучета, их интерпретация в Законе о бухучете.

Информация о работе Бухгалтерский учет