Автор: v**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 23:00, шпаргалка
1. Сущность, задачи бухучета, основные направления его реформирования и нормативного регулирования.
Бухучет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Ведение бухучета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применение(ФЗ”О бухучете” N129-ФЗ, ПБУ), другие носят рекомендательный характер(план счетов, методические указания, комментарии). Нормативные документы можно представить в виде системы: 1-й уровень: законодательные акты, Указы президента РФ, постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухучета, - 2-й уровень: стандарты(положения) по бухучету и отчетности, - 3-й уровень(методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МИНФИНА и других ведомств, - 4-й уровень(рабочие документы по бухучету самого предприятия.
11.
Основные средства:
их состав, классификация,
оценка, методы начисления
амортизации (ПБУ 6/01).
ОС – это
часть имущества, используемая в
качестве средств труда производстве
продукции, выполнении работ и оказании
услуг, либо для управления организацией
в течении периода, превышающего 12 месяцев.
По назначению ОС подразделяются на производственные
основной деятельности, производственные
ОС других отраслей, непроизводственные
ОС. По видам ОС подразделяются: здания,
сооружения, рабочие и силовые машины
и оборудование, измерительные и регулирующие
приборы и устройства, вычислительная
техника, транспортные средства, инструмент,
производственный и хоз-ый инвентарь и
принадлежности, рабочий и продуктивный
скот, многолетние насаждения и т.д. По
степени использования ОС подразделяются
на находящиеся: в эксплуатации, в запасе,
в стадии достройки дооборудования, реконструкции:
ликвидации: на консервации. В зависимости
от имеющихся прав объекты ОС подразделяются
на: объекты ОС принадлежащие организации
на праве собственности, находящиеся в
оперативном управлении и ведении и аренде.
Различают первоначальную, остаточную
и восстановительную стоимость ОС. В бухучете
ОС отражаются по первоначальной стоимости.
Восстановительная стоимость это стоимость
воспроизводства ОС в современных условиях.
Переоценка ОС осуществляется двумя способами:
путем индексации их балансовой стоимости
и путем прямого пересчета балансовой
стоимости применительно к ценам, складывающимся
на соответствующие виды ОС по рыночным
ценам. Сумма дооценки объекта ОС в
результате переоценки зачисляется в
добавочный капитал организации Д01 К83.
Сумма уценки ОС относится на счет прибылей
и убытков в качестве расходов Д91 К01. Основным
регистром аналитического учета является
инвентарная карточка. Они составляются
на каждый инвентарный номер в одном экз.
Синтетический учет наличия и движения
ОС принадлежащих предприятию на правах
собственности, осуществляется на сч.01,02,91.
Сч.01 предназначен для получения информации
о наличии и движении принадлежащих ОС.
ОС приобретенные за плату у других организаций,
а также созданные самой организацией
отражаются по Д01 К08. При выбытии
ОС накопленная амортизация по объекту
списывается вД01 с К02. при выбытии ОС
в следствии продажи, по причине ветхости
и.т.д. остаточная стоимость объекта списывается
со сч.01 в Д91. Кроме того, по Д91 отражают
все расходы, связанные с выбытием ОС,
а по К отражают – все поступления , связанные
с выбытием ОС. Таким образом на сч.91 формируется
финансовый результат от выбытия ОС. Ежемесячно
этот результат списывается со сч91 на
сч.99. В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость
объектов ОС погашается посредством начисления
амортизации. Амортизация ОС производится
одним из способов начисления : - линейный
способ( исходя из первоначальной стоимости
ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя
из срока полезного использования), - способ
уменьшаемого остатка(исходя из остаточной
стоимости ОС на начало отчетного года
и нормы амортизации, исчисленной исходя
из срока полезного использования этого
объекта и коэффициента ускорения, установлено
в соответствии с законодательством),
- способ списания стоимости по сумме чисел
лет срока полезного использования(исходя
из первоначальной стоимости объекта
ОС и годового соотношения, где в числителе-
число лет, остающихся до конца срока службы,
а в знаменателе – сумма чисел лет срока
службы объекта), - способ списания стоимости
пропорционально объему продукции( исходя
из натурального показателя объема продукции(работ)
в отчетном периоде и соотношением первоначальной
стоимости объекта ОС и предполагаемого
объема продукции за весь срок полезного
использования). В течении отчетного
периода амортизационные начисления начисляются
ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.
Для учета амортизации используют сч.02.
Начисленную сумму амортизации отражают
по К02. и Д23,25,26,44). По сданным ОС в аренду
амортизация начисляется Д91 К02.
12. Учет вложений во внеоборотные активы.
Долгосрочные инвестиции – это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования, не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ЦБ, ЦБ и уставные капиталы других организаций. Бухучет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08”Вложения во внеоборотные активы”. На этом счете отражают инвестиции по видам на специально открываемых субсчетах: 1. Приобретение земельных участков. 2. Приобретение объектов природопользования. 3. Строительство объектов ОС. 4. Приобретение отдельных объектов ОС. 5. Приобретение НМА. 6. Перевод молодняка животных в стадо. 7. Приобретение взрослых животных и др. По дебету сч.08 отражают фактические затраты на строительство и приобретение соответствующих активов. Сформированная первоначальная стоимость объектов ОС, НМА и других активов, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со сч.08 в дебет с.01,03,04 и др. Сальдо по сч.08 отражает величину капитальных вложений организации в незавершенное строительство и приобретение ОС и НМА. Аналитический учет по сч.08 ведется по каждому строящемуся или приобретенному объекту.
Билет 13. Информация о затратах для обоснования управленческих решений и контроля.
В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах (общая схема классификации затрат на производство приведена в таблице см. ниже):
1. По месту возникновения затрат - по центрам ответственности (производствам, цехам, участкам и т.д.) и по характеру производства (основное, вспомогательное).
Для контроля за составом затрат и местом их совершения необходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели (где, куда, на что) эти затраты произведены, т.е. учитывать затраты по направлениям, по отношению к технологическому процессу. В разрезе такого признака затраты группируются по видам производств.
Основное производство - то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для реализации. Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а обслуживают его своей продукцией, работами и услугами, например, компрессорная, парокотельная обеспечивают все службы различными видами энергии, паром, водой, или инструментами, запасными частями для ремонта оборудования, или производящие ремонт, или оказывающие транспортные услуги и др.
2. По экономическим элементам (элементам, статьям затрат) -затраты подразделяются на элементные и комплексные.
Элементные затраты - те, что содержат в своем составе один вид расхода (заработная плата всех работающих, стоимость израсходованных материальных ценностей, начисленная амортизация по объектам основных средств, МБП, НМА). Такая детализация дает возможность планировать процесс заготовления ценностей, анализировать штатное расписание, корректировать тарифные ставки и оклады и т.д. Их объем в денежном выражении находит отражение в финансовой отчетности.
Комплексные затраты состоят из группы элементных расходов (общепроизводственные, общехозяйственные, расходы будущих периодов и др.). Контроль и анализ их объема и содержания возможен благодаря сметам и нормативам, разрабатываемым в бизнес-плане.
3. По способу включения в себестоимость продукции, работ, услуг все затраты подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые затраты - те, что на основе первичных документов можно отнести на затраты определенного вида продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата рабочих и др.).
Косвенные затраты - одновременно относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа машин и оборудования и пр.). Их включают в затраты отдельных видов продукции, работ, услуг после определения общей суммы по окончании месяца путем распределения пропорционально условиям, предусмотренным учетной политикой.
Такой учет затрат позволяет анализировать себестоимость по ее составным частям и по видам продукции. В составе себестоимости продукции прямые затраты, как правило, подразделяются по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи затрат.
4. По отношению к технологическому процессу затраты на производство можно подразделить на основные, на обслуживание производства, на управление организацией. В составе последних отдельно, по типовым статьям, учитывают расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и на управление организацией в целом (общехозяйственные расходы).
5.
По связи с технико-
К условно-постоянным относятся затраты, абсолютная величина которых лимитируется по цеху или организации в целом и не находится в прямой зависимости от объема выполнения производственной программы, в частности, расходы на освещение и отопление помещений или заработная плата управленческого персонала.
6. Для планирования и учета расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг группируют по статьям калькуляции. Это позволяет формировать производственную и полную себестоимости производимой продукции и рассчитать продажную цену продукции.
Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных (см. схему классификации), так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены изготавливаемой продукции и экономического анализа процесса производства и реализации.
Общая схема учета затрат на производство – см. Корреспонденцию счетов (счет №20 «Основное производство»).
Билет 14. Учетная политика: цели, принципы формирования, порядок объявления(ПБУ 1\98 ) и отражение в пояснительной записке.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Формирование учетной политики:
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждена приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998г. №60н) и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики предполагается, что:
активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
Учетная политика организации должна обеспечивать:
полноту
отражения в бухгалтерском
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);