Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель работы: совершенствование учета основных средств.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства;
— проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств.
1) если условия пользования предметом лизинга не соответствуют условиям договора;
2) если лизингополучатель сдает лизинговое имущество в сублизинг без согласия лизингодателя;
3) если лизингополучатель не поддерживает предмет лизинга в исправном состоянии, что ухудшает его потребительские качества;
4) если лизингополучатель более двух раз подряд по истечении срока платежа по договору не вносит плату за пользование предметом лизинга.
Учет лизингового имущества на балансе лизингодателя. Лизинговые компании (лизингодатели) осуществляют свою деятельность в соответствии с заключенными договорами финансовой аренды, а затраты, связанные с этой деятельностью, формируют на счете 20 «Основное производство» на основе действующих нормативных документов. Такие затраты учитываются на счете 20 «Основное производство», т. е. дебетуется счет 20 и кредитуются счета учета материальных ценностей, расчетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») и другие. Начисление амортизации лизингового имущества осуществляется линейным способом (равномерно) по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» с первого числа месяца, следующего за месяцем его передачи лизингополучателю. Ежемесячно накопленные суммы амортизации списываются на дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», с кредита счета 20 «Основное производство».
Затраты лизингодателя по приобретению лизингового имущества, учитываемого в составе основных средств, за счет собственных или заемных средств формируются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (на стоимость приобретения имущества по договору купли-продажи); 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на стоимость оплаты транспортных, консультационных и других услуг, связанных с покупкой лизингового имущества); 68 «Расчеты по налогам и сборам» (на сумму таможенных пошлин, уплачиваемых при приобретении лизингового имущества).
Приобретенное имущество, предназначенное для сдачи в финансовую аренду, на дату передачи лизингополучателю приходуется по дебету счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств». Передача имущества непосредственно лизингополучателю отражается на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», к которому может быть открыт субсчет «Выбытие материальных ценностей». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывшего объекта, в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процесса выбытия остаточная стоимость объекта списывается на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
При выкупе лизингового имущества до истечения cрокa договора лизингодатель доначисляет оставшиеся лизинговые платежи по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка». Одновременно лизингодатель доначисляет по лизинговому имуществу до конца срока действия договора в общем порядке.
Для учета основных средств, сданных в аренду арендатору (нанимателю), учитывающему их на своем балансе, арендодателем используется забалансовый счет 011 «Основные средства, сданные в аренду». Они отражаются на этом счете в ценах по договору аренды. Аналитический учет к данному забалансовому счету ведется по каждому арендатору и каждому объекту основных средств.
Наряду с лизингом значительный объем арендных отношений приходится на долю текущей аренды, объединяющей понятия среднесрочной (от одного до трех лет) и краткосрочной аренды (до одного года).
Для текущей аренды характерны: возврат арендованного имущества арендодателю по окончании срока аренды; сохранение права собственности на имущество за арендодателем, а права владения (на срок действия договора аренды) - за арендатором.
В бухгалтерском учете переданные в текущую аренду объекты основных средств отражаются у арендодателя на счете 01 «Основные средства», а у арендатора - на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». В аналитическом разрезе к счету 01 «Основные средства» учет ведется по каждому переданному в аренду объекту, а к счету 001 «Арендованные основные средства» по каждому взятому в аренду объекту и каждому арендодателю.
Арендодатель ведет учет причитающихся по текущей аренде сумм арендной платы в следующем порядке. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование объектов основных средств, отражаются по дебету счетов расчетов (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») или денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета») и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Для отражения сумм авансовых платежей по арендной плате, если это определено условиями договора, используется счет 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 1 «Доходы, полученные в счет будущих периодов», который кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму начисленной авансом арендной платы). По мере наступления сроков оплаты, т. е. при наступлении отчетного периода.
По данным бухгалтерского баланса ОАО А/Ф «Нива» можно выявить динамику роста арендуемых основных средств за 2006-2008 гг.: так в 2006 г. арендованы машины и оборудование на сумму 11825 тыс. руб., в 2007 г.- на 35333 тыс. руб., в 2008 г.- на 36131 тыс. руб. (Приложение З)
3.7 Инвентаризация объектов основных средств
Инвентаризация проводится либо постоянно действующей, либо рабочей инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом руководителя организации, которая проверяет наличие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество (оборудование, машины и т. д.) и составляет инвентаризационную опись основных средств. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений и т. п.), а также земельных участков комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности на это имущество.
Инвентаризационная опись составляется по местонахождению объектов основных средств и материально ответственным лицам. При этом по неиспользуемым объектам составляется отдельная опись. Все описи подписываются членами комиссии, материально ответственными лицами и передаются в бухгалтерию.
Если в процессе инвентаризации установлено, что по отдельным объектам основных средств изменилась первоначальная стоимость, например, пристройка новых помещений, надстройка этажей или снос некоторых конструктивных элементов, которые не нашли отражения в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основе соответствующих документов определить увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости объекта и отразить в описи. При этом необходимо составить акт и указать причины и лиц, виновных в несвоевременном отражении соответствующих изменений в учетных регистрах.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (на основе инвентарных карточек, описей и других документов) подлежат регулированию. Они обобщаются в ведомости результатов инвентаризации.
Излишки основных средств подлежат оприходованию по рыночной стоимости (на дату проведения инвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственной деятельности организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачи основных средств списываются за счет виновных лиц по дебету счета 73 «Расчета с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального ущерба», и кредиту счета 01 «Основные средства», а при отсутствии виновников или отказе суда во взыскании - по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
3.8 Переоценка основных средств
Переоценку осуществляют все организации независимо от форм собственности и вида деятельности. Переоценке подлежат все виды основных средств независимо от технического состояния, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резервe, запасе или незавершенном строительстве, а также подготовленные к списанию, но не оформленные актами.
Разницы, возникающие при переоценке основных средств, относятся на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. На сумму увеличения стоимости основных средств дебетуется счет 01 «Основные средства» (по соответствующим субсчетам) и кредитуется счет 83 «Добавочный капитал», субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке».
Суммы дооценки оборудования, требующего монтажа, производственного и непроизводственного незавершенного строительства, включая сметные затраты по проектной документации, отражаются по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств», и кредиту счета 83 «Добавочный капитал», субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке».
Сумма уценки объектов основных средств в результате переоценки относится на счет «Прибыли и убытки» в качестве расходов. При этом сумма уценки объекта относится на уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки данного объекта в предшествующие отчетные периоды, т. е. на дебет счета 83 «Добавочный капитал» с кредита счета 01 «Основные средства». Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал в результате переоценки в предшествующие отчетные периоды, списывается на дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» с кредита счета 01 «Основные средства». В результате инвентаризации уточняются фактическое наличие и оценка основных средств, что необходимо для составления отчетности. В ней подлежат раскрытию следующие основные положения учетной политики организации:
о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам объектов на начало и конец отчетного года;
о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т. п.);
о способах оценки объектов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
об изменениях стоимости объектов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету;
о принятых в организации сроках полезного использования объектов (по основным группам);
об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
об объектах, предоставленных и полученных по договору аренды;
о способах начисления амортизации по отдельным группам объектов основных средств;
об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
4 Совершенствование учета основных средств в организации
Информационная технология на предприятии имеет основной целью создание информационного продукта, позволяющего формировать управляющие воздействия на воспроизводство. Целью же производства является создание конкурентоспособной продукции с минимальными затратами, обеспечивающими наибольшую прибыль.
Для реализации этой цели разрабатывается модель выпускаемой продукции, отражающая различные аспекты - от маркетинговых до технологических, организуются производство и система управления этим производством. Последняя необходима для того, чтобы удерживать производство в рамках разработанной модели продукции при неизбежных внешних возмущениях. Для повышения эффективности управления создается автоматизированная экономическая информационная система управления предприятием, в которой основным является контур информационной технологии.
На физическом уровне информационная технология реализуется с помощью программно-аппаратных средств информационной технологии, объединенных в соответствующие подсистемы: управления, обмена, накопления, обработки, представления знаний. Широкое распространение персональных компьютеров, быстрое увеличение их функциональных возможностей позволяют организовать на предприятии распределенные системы обработки и накопления данных. В этом случае решение частных функциональных программ управления возлагается на автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов. Под АРМ понимают рабочие места специалиста-управленца, укомплектованные персональным компьютером с программным обеспечением, позволяющим в атоматизированном режиме решать возложенные на специалиста задачи.
В базе данных учитываются многие экономические и учетные характеристики основных средств: год сдачи в эксплуатацию основных средств, инвентарный номер, заводской номер, подразделение и материально ответственное лицо, за которым закреплены основные средства, шифр и норма амортизации, балансовая стоимость, износ и др.
Как уже отмечалось, основные средства оцениваются по первоначальной, восстановленной (рыночной) и остаточной стоимости. Фиксируемая в бухгалтерском учете первоначальная стоимость - это величина затрат на приобретение или возведение объектов. Она относительно постоянна.
В базе данных фиксируется балансовая стоимость основных средств, которая отражается в отчетности и балансе.
В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, стоимостная величина износа фиксируется в базе данных. Если из балансовой стоимости основных средств вычесть износ, получим расчетную величину остаточной стоимости основных средств, которая также фиксируется в базе данных.