Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель работы: совершенствование учета основных средств.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства;
— проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств.
Валовая продукция за отчетный период по сравнению с базисным несколько увеличилась: на 100 руб. основных фондов на 8,3 %; на 100 руб. производственных затрат на 2,5 %; на 100 руб. оборотных фондов на 88,5 %. Реализованная продукция на 100 га сельскохозяйственных угодий выросла на 2,7 %, на 100 затрат и на 100 руб. основных фондов снизилась за исследуемый период на 12,2 % и 7,3 % соответственно. А валовой доход на 100 га сельскохозяйственных угодий в 2008 г стал составлять 429,2 тыс. руб., что на 16,7 % меньше показателя 2006 г.
Прослеживается динамика роста прибыли за исследуемый период на среднегодового работника на 21,6 %, на 100 га сельскохозяйственных угодий снизилась на 13,5 % , а на 100 руб. основных и оборотных фондов прибыль осталась без изменений.
Рентабельность по всем показателям, кроме животноводства и собственного капитала, возросла за 2006 - 2008 гг., например, по сельскохозяйственному производству на 4,8%, в частности по растениеводству на 8,3 %.
Таким образом, данные таблицы 8 свидетельствуют об улучшении показателей, характеризующих уровень производства на предприятии и уровень прибыльности от реализации продукции.
В целом же по хозяйству можно сделать следующие выводы: на данном этапе предприятие является прибыльным. За исследуемый период можно проследить динамику увеличения прибыли от растениеводства. Хозяйством принимаются серьёзные меры по развитию хозяйства, выводу его растениеводческой и животноводческой продукции на конкурентоспособный уровень. Все проведённые мероприятия должны дать результаты в последующие годы и вывести ОАО А/Ф «Нива» на качественно новый уровень ведения хозяйства.
3 Бухгалтерский финансовый учет и оценка основных средств в организации
3.1 Задачи бухгалтерского финансового учета основных средств
Экономическую информацию о наличии, движении, сохранности и финансовых результатах хозяйственных операций с основными средствами организации получают из данных бухгалтерского учета, которые необходимы для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами. В этой связи учет должен обеспечить:
правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах синтетического и аналитического учета наличия и движения основных средств;
контроль за сохранностью основных средств, в том числе находящихся на консервации и в запасе;
контроль за правильностью учета амортизации с применением избранного способа начисления в течение срока полезного использования основных средств;
контроль за правильностью отражения результатов продаж и прочего выбытия основных средств, включая передачу их в аренду;
контроль за соблюдением сметы и полным отражением в учетных регистрах фактических затрат на восстановление основных средств;
контроль за правильностью формирования и списания за счет соответствующих источников финансирования затрат на техническое обновление и реконструкцию объектов основных средств;
контроль за своевременностью и полнотой отражения в учетных регистрах операций, связанных с ежегодными вложениями в коренное улучшение земель, многолетние насаждения, в арендованные основные средства;
контроль за объективным отражением в учете результатов инвентаризации балансовых и забалансовых объектов основных средств;
контроль за правильностью осуществления перманентной переоценки основных средств с исчислением восстановительной стоимости;
контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов по операциям с основными средствами и отражением их в учете;
обеспечение объективной информации для заполнения форм квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
3.2 Оценка основных средств
Особенность функционирования основных средств, связанная с длительным участием и сохранением в процессе производства натурально-вещественной формы с одновременным изменением, стоимости, обусловливает необходимость использования двух оценок основных средств: полной первоначальной стоимости и остаточной стоимости.
Первоначальная (балансовая) стоимость основных средств, приобретенных за плату, включает сумму фактические затраты организации на их приобретение, сооружение и изготовление за вычетом возмещаемых налогов (Федеральный закон от 29.05.02 №57-ФЗ).
К фактическим затратам могут быть отнесены:
- суммы, уплачиваемые поставщикам (продавцам) в соответствии с договором;
- суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ по договору строительного подряда или иным договорам;
- суммы, уплачиваемые за информационно-консультационные услуги организациям, связанным с приобретением основных средств;
- государственные пошлины, регистрационные сборы и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением права собственности на объект основных средств;
- таможенные пошлины другие платежи;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- другие затраты, связанные с процессами приобретения, сооружения и изготовления объектов основных средств, а также затраты по доведению объектов до состояния пригодности к использованию. Так, по этой группе отражаются начисленные проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения (сооружения) объекта основных средств.
Первоначальная стоимость основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется в сумме денежной оценки, согласованной учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Устанавливается она исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).
Остаточная стоимость основных средств представляет разницy между первоначальной их стоимостью и суммой начисленной амортизации за период эксплуатации.
Длительность участия объектов основных средств в производственном процессе при изменяющихся уровнях цен на материалы, заработной платы вызывает необходимость использования третьего вида оценки - восстановительной стоимости.
Восстановительная стоимость - это оценка основных средств в возможных затратах их приобретения на данный момент с учетом проведенных переоценок. При этом полная восстановительная стоимость представляет собой стоимость создания (приобретения) новых видов основных средств, аналогичных имеющимся в организации, а остаточная восстановительная стоимость - это полная восстановительная стоимость за вычетом начисленной амортизации.
В соответствии с ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по учету основных средств под текущей (восстановительной) стоимостью понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.
Источниками информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) являются:
- положения НК РФ (ст. 40, п.11);
- официальная информация о биржевых котировках на ближайшей к месту нахождения продавца (покупателя) бирже либо на международных биржах, либо котировки Минфина России по государственным ценным бумагам и обязательствам;
- информация государственных органов по статистике, органов ценообразования и иных уполномоченных органов.
- информация экспертов-оценщиков (ст. 5 Закона об оценочной деятельности).
Это позволяет осуществлять перманентное исчисление восстановительной стоимости объектов применительно к условиям колебания рыночных цен. Организация имеет право переоценивать основные средства не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) с отнесением разницы на счет добавочного капитала, если иное не установлено законодательством РФ.
3.3 Аналитический и синтетический учет основных средств
Аналитический учет основных средств. Учет основных средств в организациях ведется в соответствии с действующим Положением по учету основных средств и организуется на основе принятого классификатора в разрезе инвентарных объектов.
Для правильной организации аналитического учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту (отдельно стоящему зданию с его внутренними коммуникациями и надворными постройками, обособленному сооружению, станку или аппарату с приспособлениями, приборами, индивидуальным ограждением, системами управления и контроля и т. п.), находящемуся в эксплуатации или в запасе, присваивается инвентарный номер (серия номеров, например, для автоматизированных производственных систем), который пробивается на металлическом жетоне или наносится на объект масляной краской. Инвентарные номера имеют кодовое обозначение.
В настоящее время аналитический учет базируется на использовании унифицированных форм первичной учетной документации, разработанных Госкомстатом РФ (утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 № 7).
Для первичного учета основных средств используются следующие унифицированные формы:
«Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)» (ф. № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших за плату от других организаций, полученных в безвозмездное пользование, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление и др. Акт используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже и др.
Акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным актом с отражением в инвентарной карточке учета основных средств. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах: первый - с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй- структурному подразделению-сдатчику;
«Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» (ф. № ОС- 1a);
«Акт о приеме-передаче группы объектов основных средств (кроме зданий и сооружений» (ф. № ОС – l б);
«Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств» (ф. № ОС-З) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается представителем принимающего подразделения и представителем подразделения, выполнившего рабаты по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах: первый - остается в организации; второй - передается производителю работ.
«Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)» (ф. № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта.
«Акт о списании автотранспортных средств» (ф. № ОС-4а) составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с документам, подтверждающим снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй - остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, оставшихся после списания;
«Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (ф. № ОС-6) применяется для пообъектногo учета всех видов основных средств. Заполняется в одном экземпляре на основании первичных документов на поступление, выбытие, ремонт, дооборудование основных средств.
«Акт о приеме (поступлении) оборудования» (ф. № OC-14) составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, в ее состав включается представитель монтажной организации (при проведении монтажных работ подрядным способом);
«Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж» (ф. № ОС - 15) выписывается в двух экземплярах для передающей и принимающей сторон;
«Акт о выявленных дефектах оборудования» (ф. № OC-16) подписывается представителями заказчика, подрядчика и организации - изготовителя оборудования.
Пообъектный учет основных средств ведется бухгалтерией на инвентарных карточках на бумажных или машиночитаемых носителях информации. Они открываются отдельно на каждый объект; приспособления и принадлежности, составляющие единое целое с объектом, также отражаются в его инвентарной карточке. В процессе эксплуатации в карточках делаются отметки о перемещении объекта внутри организации, о его ремонте и выбытии с указанием причины. Основанием для этого служат данные первичных документов - актов (накладных) приемки-передачи основных средств, актов на списание основных средств и др. При этом обязательными являются подписи должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций. При переоценке объектов восстановительная стоимость отражается в разделе карточки «Реконструкция, модернизация». По наиболее важным объектам в отделе главного механика организации оформляется специальный паспорт. В организациях, имеющих небольшое количество основных средств, пообъектный учет ведется в инвентарной книге типовой формы по классификационным группам (видам) основных средств и по местам их нахождения. При отсутствии автоматизированного учета инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии. В картотеке бухгалтерии они располагаются по классификационным группам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, а внутри их - по местонахождению (цех, отдел), видам (здания, сооружения и т. д.), инвентарным номерам. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы, которые ведутся в одном экземпляре по классификационным группам (видам) основных средств. При использовании инвентарных книг описи не составляются.