Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель работы: совершенствование учета основных средств.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства;
— проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - 429575,31 руб.
4. Начислена амортизация по объектам основных средств, занятых в основном производстве
Дебет счета 20 «Основное производство» - 3092242,46 руб.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - 3092242,46 руб.
5. Начислена амортизация по объектам основных средств, занятых в вспомогательном производстве
Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» - 15656575,15 руб.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - 15656575,15 руб.
6. Начислена амортизация по объектам основных средств общепроизводственного назначения
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»- 3277557,71 руб.
Кредит счета 02«Амортизация основных средств» - 3277557,71 руб.
7. Начислена амортизация по объектам основных средств, участвующим в общехозяйственных расходах
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» - 1057751,32 руб.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - 1057751,32 руб.
8. Начислена амортизация по объектам основных средств, участвующих в обслуживающих производствах и хозяйствах
Дебет счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - 84643,38 руб.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» - 84643,38 руб.
9. Арендодателем начислена амортизация арендуемых объектов основных средств
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»- 85447,15 руб.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» 85447,15 руб.
Кратко отразим данные операции в таблице 11 (Приложение Б, Г).
Таблица 11 – Схема учетных записей по счету 02 «Амортизация основных средств» за 2008 год в ОАО А/Ф «Нива» Тимашевского района.
Дебет | Кредит | ||||
Корсчет | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Кор. счет | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| Сальдо на начало периода | 227709451,49 | |||
01-09 | Списана сумма начисленной амортизации в результате ликвидации объектов основных средств
| 6426899,05 | 16 | Начислена амортизация по складскому оборудованию
| 429575,31 |
02-01 | Списана сумма начисленной амортизации в результате ликвидации объектов основных средств
| 3044721,24 | 02-02 | Списана сумма начисленной амортизации в результате ликвидации объектов основных средств
| 3044721,24 |
|
|
| 20 | Начислена амортизация по объектам основных средств, занятых в основном производстве
| 3092242,46 |
|
|
| 23 | Начислена амортизация по объектам основных средств, занятых в вспомогательном производстве
| 15656575,15 |
|
|
| 25 | Начислена амортизация по объектам основных средств общепроизводственного назначения | 3277577,71 |
Продолжение таблицы 12
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
|
| 26 | Начислена амортизация по объектам основных средств, участвующим в общехозяйственных расходах
| 1057751,32 |
|
|
| 29 | Начислена амортизация по объектам основных средств, участвующих в обслуживающих производствах и хозяйствах
| 84643,38 |
|
|
| 91 | Арендодателем начислена амортизация арендуемых объектов основных средств
| 85447,15 |
Оборот | 9471620,29 | Оборот | 26728513,72 | ||
|
| Сальдо конечное | 244966344,92 |
3.5 Бухгалтерский учет ремонта основных средств
Для обеспечения бесперебойной работы основных средств необходимо не только систематически наблюдать за их состоянием в процессе производства (смазка, осмотр и т.п.), но и периодически их восстанавливать путем проведения ремонта (текущего или капитального), модернизации и реконструкции.
Под текущим ремонтом понимают исправление или замену отдельных узлов или деталей для поддержания объекта в рабочем состоянии. Под капитальным ремонтом понимают одновременную смену всех износившихся узлов и деталей с разборкой ремонтируемых объектов. Модернизация и реконструкция имеют целью улучшение нормативных показателей функционирования объектов основных средств (срока полезного использования, мощности).
ОАО А/Ф «Нива» в течение 2008 г. произвело модернизацию транспортных средств, пользуясь услугами сторонних организаций. В основном это была установка ГБО на легковые автомобили, автобусы, автосамосвалы, комбайны. А также за 2008г. были выделены денежные средства в размере 355 471 руб. на благоустройство МТФ № 6, 1294400,97 руб.- на благоустройство территории администрации. Произведена реконструкция гостиницы, зерносклада МТФ № 7, корпуса МТФ № 8, МТФ № 2, СТФ 3, реконструкция оборудования холодильника сада, а также ремонт здания фруктохранилища сада. Для обеспечения этих работ было потрачено 2 546 783,81 руб. ( Приложение Д, Е)
В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» работы по восстановлению основных средств и соответствующие им расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Расходы на восстановление основных средств отражают реальные затраты в связи с реализацией системы планово-предупредительного ремонта оборудования и других объектов основных средств. При этом расходы по обычным видам деятельности, включая расходы на восстановление основных средств, группируются в бухгалтерском учете организации в поэлементном разрезе.
Финансирование затрат на восстановление основных средств зависит от принятой в организации учетной политики. В настоящее время организациям предоставлено право самостоятельно решать вопрос о формировании источников финансирования указанных затрат: за счет резерва расходов на ремонт основных средств или непосредственного включения затрат в себестоимость продукции. В НК РФ (в ред. от 29.05.02 № 57-ФЗ) предусмотрено, что организации для равномерного включения расходов на ремонт (в течение двух и более налоговых периодов) в издержки производства (обращения) могут создавать ремонтный фонд. При этом затраты на восстановление объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете того отчетного периода, к которому они относятся. Резерв на ремонт формируется за счет ежемесячных отчислений в резерв предстоящих расходов, включаемых в издержки производства исходя из сметной стоимости ремонта. При этом ежемесячно дебетуются счета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и др.) и кредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв расходов на ремонт основных средств».
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ» (от 29.05.02 № 57-ФЗ) для обеспечения в течение двух или более налоговых периодов равномерного включения расходов на осуществление ремонта основных средств организации имеют право создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств. Они формируются исходя из совокупной стоимости основных средств, под которой понимают первоначальную стоимость всех амортизируемых основных средств на начало того периода, в котором образуется резерв, и нормативов отчислений, утвержденных самой организацией и закрепленных в учетной политике.
При хозяйственном способе выполнения работ по восстановлению все фактические затраты, учтенные на счете 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства», списываются за счет резерва расходов на ремонт основных средств. При этом оформляются такие бухгалтерские записи:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»
Кредит счетов 20 «Основное производство» (при выполнении работ ремонтными рабочими основных цехов), 23 «Вспомогательные производства» (при выполнении работ ремонтными цехами организаций).
При подрядном способе осуществления работ по восстановлению фактические затраты определяются по счетам подрядчиков за выполненные работы, а расчеты осуществляются на основе актов приемки выполненных работ. При этом на сумму акцептованных счетов подрядчиков дебетуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредитуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Оплата акцептованных счетов отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту счета 51 «Расчетные счета». Если фактические затраты превышают суммы, зарезервированные на восстановление основных средств, то по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» образуется дебетовое сальдо, которое списывается с кредита этого счета на дебет счета 97 «Расходы будущих периодов». Наличие таких расходов сигнализирует о необходимости увеличения отчислений в резерв. По мере его образования в следующем году расходы будущих периодов погашаются, т. е. дебетуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредитуется счет 97 «Расходы будущих периодов».
Фактические затраты на законченные работы по восстановлению отражаются в инвентарных карточках учета основных средств по актам приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. Один экземпляр акта обязательно сдается в бухгалтерию организации для отметок в инвентарных карточках и определения фактической себестоимости законченных работ. Итоговая сумма затрат на восстановление объектов при выполнении работ хозяйственным способом уменьшается на стоимость замененных конструкций, деталей, узлов и материалов, пригодных для дальнейшего использования и подлежащих оприходованию. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию основных средств, улучшающие ранее принятые нормативные показатели по мощности, качеству, сроку полезного использования, могут привести к увеличению первоначальной стоимости объектов, а потому относятся на дебет счета 01 «Основные средства» и кредит счета 83 «Добавочный капитал», субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке».
По амортизируемым объектам основных средств, сданным в аренду по договору, в котором предусмотрено возмещение расходов на ремонт за счет арендатора, применяется тот же порядок признания этих расходов.
При использовании упрощенной системы налогообложения расходы на ремонт основных средств, в том числе арендованных, исключаются из суммы доходов организации при определении объекта налогообложения (ст. 346.16 НК РФ).
3.6 Бухгалтерский учет аренды основных средств
В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.01.02 № 10-ФЗ особенность договора финансовой аренды состоит в том, что арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение (пользование) для предпринимательских целей. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (лизингодателем).
В соответствии с указанным Законом (ст. 2) под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинг (ст. 7). В Законе дано определение лизинговой деятельности как вида инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг на основе договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем.
В законе определен порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете. При этом произведено разграничение операций по договору финансовой аренды у лизингодателя и лизингополучателя по соглашению сторон, что отражено в ст. 12. Отмечено, что в учетной политике сторон должна быть раскрыта информация о выбранных условиях принятия лизингового имущества на баланс и предстоящих платежах за него в отчетном периоде и до окончания срока действия договора лизинга.
В договоре аренды должны быть определены объекты аренды и ее сроки, а сам договор аренды подлежит государственной регистрации. При заключении договора предусматривается либо возврат имущества арендодателю при прекращении договора аренды (ст. 622 ГК), либо выкуп арендного имущества арендатором по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены (ст. 624 ГК). При этом в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» определено, что в организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование своих активов по договору аренды, выручкой считаются поступления (арендная плата), а расходами по обычным видам деятельности - расходы, связанные с этой деятельностью. При нарушении договора лизинга стороны должны руководствоваться общими положениями об аренде (ГК РФ). Так, при нарушении договора со стороны лизингополучателя (ст. 13, ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» лизингодатель наделен правом бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга в следующих случаях: