Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы я ставлю изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с законодательством, действующим на момент написания данной работы.
ВВЕДЕНИЕ
1 Актуальные проблемы бухгалтерского учета основных средств
2 Организационно-экономическая характеристика организации
3 Бухгалтерский финансовый учет и оценка основных средств в организации
3.1 Задачи бухгалтерского финансового учета основных средств
3.2 Оценка основных средств
3.3 Документальное оформление наличия и движения основных средств
3.4 Синтетический и аналитический учет основных средств
3.5 Бухгалтерский учет амортизации основных средств
3.6 Бухгалтерский учет ремонта основных средств
3.7 Инвентаризация основных средств
3.8 Переоценка основных средств
3.9 Бухгалтерский учет аренды основных средств
4. Совершенствование учета основных средств в организации
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Инвентаризация проводится либо постоянно действующей, либо рабочей инвентаризационной комиссией, утвержденной приказом руководителя организации, которая проверяет наличие и использование основных средств, выявляет неиспользуемое имущество (оборудование, машины и т. д.) и составляет инвентаризационную опись основных средств. При инвентаризации недвижимости (зданий, сооружений и т. п.), а также земельных участков комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности на это имущество.
Инвентаризационная опись составляется по местонахождению объектов основных средств и материально ответственным лицам. При этом по неиспользуемым объектам составляется отдельная опись. Все описи подписываются членами комиссии, материально ответственными лицами и передаются в бухгалтерию.
Если при инвентаризации выявляются объекты, которые не отражены в учете, то они оцениваются по ценам воспроизводства и вносятся в опись. На основные средства, принятые в аренду, составляется отдельная опись.
Если в процессе инвентаризации установлено, что по отдельным объектам основных средств изменилась первоначальная стоимость, например, пристройка новых помещений, надстройка этажей или снос некоторых конструктивных элементов, которые не нашли отражения в бухгалтерском учете, то комиссия должна на основе соответствующих документов определить увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости объекта и отразить в описи. При этом необходимо составить акт и указать причины и лиц, виновных в несвоевременном отражении соответствующих изменений в учетных регистрах.
Основные средства, непригодные к эксплуатации вследствие полной амортизации, порчи, показываются в отдельной описи, где приводится информация о времени их ввода в эксплуатацию и о причинах непригодности.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (на основе
инвентарных карточек, описей и других документов) подлежат регулированию. Излишки основных средств подлежат оприходованию по рыночной стоимости (на дату проведения инвентаризации) как неучтенные основные средства по дебету счета 01 «Основные средства» и отражаются на финансовых результатах хозяйственной деятельности организации по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Недостачи
основных средств списываются за
счет виновных лиц по дебету счета 73 «Расчета
с персоналом по прочим операциям», субсчет
3 «Расчеты по возмещению материального
ущерба», и кредиту счета 01 «Основные средства»,
а при отсутствии виновников или отказе
суда во взыскании — по дебету счета 91
«Прочие доходы и расходы».
3.8
Переоценка основных
средств
Все организации
имеют право переоценивать
оценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время его использования. С этой целью проводится обязательная инвентаризация с исчислением восстановительной стоимости двумя способами: путем пересчета балансовой стоимости на установленные индексы изменения стоимости, разработанные Госкомстатом РФ, либо путем прямого пересчета балансовой стоимости основных средств по рыночным ценам на дату переоценки. При втором варианте организациям необходимо иметь справки торгующих или снабженческих организаций об уровне цен либо экспертные заключения о рыночной стоимости объектов основных средств, подтвержденные специализированной организацией независимых экспертов-оценщиков, либо сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации.
Переоценку осуществляют все организации независимо от форм собственности и вида деятельности. Переоценке подлежат все виды основных средств независимо от технического состояния, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве, запасе или незавершенном строительстве, а также подготовленные к списанию, но не оформленные актами.
Метод прямой оценки полной восстановительной стоимости основных фондов является наиболее точным и позволяет нивелировать неточности, образовавшиеся вследствие применения среднегрупповых индексов при проведении предшествующих переоценок. При применении этого метода могут быть использованы: данные о ценах на аналогичные объекты основных средств, полученные в письменном виде от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также опубликованные в средствах массовой информации; экспертные заключения о стоимости объектов основных средств.
Разницы, возникающие при переоценке основных средств, относятся на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. На сумму увеличения стоимости основных средств дебетуется счет 01 «Основные средства» (по соответствующим субсчетам) и кредитуется счет 83 «Добавочный капитал», субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке».
Суммы
дооценки оборудования, требующего монтажа,
производственного и непроизводственного
незавершенного строительства, включая
сметные затраты по проектной документации,
отражаются по дебету счетов 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств», и кредиту счета 83 «Добавочный капитал», субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке».
Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки в предшествующие отчетные периоды, отнесенная на счет «Прибыли и убытки» в качестве операционных расходов, списывается в отчетном периоде на этот счет в качестве дохода.
Сумма уценки объектов основных средств в результате переоценки относится на счет «Прибыли и убытки» в качестве расходов. При этом сумма уценки объекта относится на уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки данного объекта в предшествующие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал в результате переоценки в предшествующие отчетные периоды, списывается на счет «Прибыли и убытки» в качестве операционного расхода.
При выбытии объекта сумма его дооценки переносится со счета добавочного капитала на счет нераспределенной прибыли организации.
Результаты переоценки балансовой стоимости основных средств отражаются в бухгалтерской и статистической отчетности, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором проведена переоценка. Результаты переоценки по состоянию на 1-е число отчетного года отражаются в учете обособленно и не включаются в показатели отчетности предыдущего года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года. При этом следует отметить, что в соответствии с действующим порядком увеличение стоимости основных средств в результате их переоценки, проводимой по решению Правительства РФ (без продажи основных средств), не увеличивает оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость.
О результатах переоценки организации должны сообщать органам налоговой службы.
В результате инвентаризации уточняются фактическое наличие и оценка основных средств, что необходимо для составления отчетности. В бухгалтерской отчетности подлежат раскрытию следующие основные положения учетной политики организации:
3.9 Учет операций по финансовой аренде основных средств
В соответствии с Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» особенность договора финансовой аренды состоит в том, что арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение (пользование) для предпринимательских целей. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (лизингодателем).
В соответствии с указанным Законом (ст. 2) под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинг (ст. 7). В Законе дано определение лизинговой деятельности как вида инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг на основе договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением налогов, подлежащих вычету).
В Законе определен порядок отражения этих операций в бухгалтерском учете. При этом произведено разграничение операций по договору финансовой аренды у лизингодателя и лизингополучателя по соглашению сторон, что отражено в ст. 12. Отмечено, что в учетной политике сторон должна быть раскрыта информация о выбранных условиях принятия лизингового имущества на баланс и предстоящих платежах за него в отчетном периоде и до окончания срока действия договора лизинга.
Учет лизингового имущества на балансе лизингодателя. Лизинговые компании (лизингодатели) осуществляют свою деятельность в соответствии с заключенными договорами финансовой аренды, а затраты, связанные с этой деятельностью, формируют на счете 20 «Основное производство» на основе действующих нормативных документов. Такие затраты учитываются на счете 20 «Основное производство», т. е. дебетуется счет 20 и кредитуются счета учета материальных ценностей, расчетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») и другие. Начисление амортизации лизингового имущества осуществляется линейным способом (равномерно) по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» с первого числа месяца, следующего за месяцем его передачи лизингополучателю. Ежемесячно накопленные суммы амортизации спи-
сываются на дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж», с кредита счета 20 «Основное производство».
В соответствии со ст. 31 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» стороны договора финансовой аренды могут по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга с коэффициентом ускорения не более трех.
Затраты лизингодателя по приобретению лизингового имущества, учитываемого в составе основных средств, за счет собственных или заемных средств формируются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (на стоимость приобретения имущества по договору купли-продажи); 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на стоимость оплаты транспортных, консультационных и других услуг, связанных с покупкой лизингового имущества); 68 «Расчеты по налогам и сборам» (на сумму таможенных пошлин, уплачиваемых при приобретении лизингового имущества).
На сумму НДС при приобретении лизингового имущества производится бухгалтерская запись: