Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы я ставлю изучение действующих в настоящее время нормативных актов в сфере учета основных средств, рассмотрение вопросов учета основных средств, оценки основных средств, особенности организации аналитического и синтетического учета объекта основных средств, классификации и структуры основных средств, переоценки основных средств, бухгалтерской отчетности организации, связанной с учетом основных средств, в соответствии с законодательством, действующим на момент написания данной работы.
ВВЕДЕНИЕ
1 Актуальные проблемы бухгалтерского учета основных средств
2 Организационно-экономическая характеристика организации
3 Бухгалтерский финансовый учет и оценка основных средств в организации
3.1 Задачи бухгалтерского финансового учета основных средств
3.2 Оценка основных средств
3.3 Документальное оформление наличия и движения основных средств
3.4 Синтетический и аналитический учет основных средств
3.5 Бухгалтерский учет амортизации основных средств
3.6 Бухгалтерский учет ремонта основных средств
3.7 Инвентаризация основных средств
3.8 Переоценка основных средств
3.9 Бухгалтерский учет аренды основных средств
4. Совершенствование учета основных средств в организации
Выводы и предложения
Список используемой литературы
Оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств установлен п. 8 ПБУ 6/01.
Для целей бухгалтерского учета первоначальная стоимость основных средств при их изготовлении силами самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством этих основных средств.
Учет и формирование затрат на производство основных средств осуществляется организацией в порядке, установленном для учета затрат соответствующих видов продукции, изготавливаемых этой организацией.
Для целей налогового учета в соответствии с п. 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм возмещаемых налогов, в частности возмещаемого налога на добавленную стоимость.
Несмотря на сходство в определении первоначальной стоимости основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета, имеются некоторое различия в признании отдельных видов расходов, связанных с приобретением основных средств за плату.
Различное
признание в бухгалтерском и
налоговом учете отдельных
В соответствии с п. 5 статьи 270 НК РФ расходы организации по приобретению и созданию амортизируемого имущества (в том числе основных средств) относятся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Указанные расходы образуют первоначальную стоимость основных средств, которая впоследствии погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования
В соответствии с п. 5.3 Методических рекомендаций по налогу на прибыль для целей налогового учета первоначальная стоимость объекта основных средств собственного производства определяется на базе прямых расходов как стоимость готовой продукции, определяемой в соответствии со статьей 319 НК РФ.
В данном случае имеется в виду ситуация, когда организация переводит в состав основных средств изготавливаемую в самой организации продукцию, например, при использовании в машиностроительной организации на производственные цели в качестве основного средства токарного станка собственного производства.
При таком поступлении основных средств в организацию также будут возникать различия в оценке первоначальной стоимости объектов основных средств в бухгалтерском и налоговом учете.
В рассматриваемом случае первоначальная стоимость объекта основных средств для целей налогового учета должна определяться в сумме прямых расходов, величина которой будет меньше величины первоначальной стоимости основного средства, определяемой для целей бухгалтерского учета в сумме всех фактических затрат, связанных с его сооружением, изготовлением и приведением в состояние, пригодное для использования.
Приведенная выше норма не относится к основным средствам, которые организация изготавливает не в виде продукции собственного производства, а специально, например, путем изготовления или сооружения объекта основных средств хозяйственным способом.
В соответствии с п. 5.3 Методических рекомендаций по налогу на прибыль при изготовлении (сооружении) объекта основных средств хозяйственным способом формирование его первоначальной стоимости осуществляется в общеустановленном порядке путем суммирования всех расходов, связанных с сооружением объекта, и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации.
Первоначальная стоимость конкретного
объекта основных средств может изменяться
при производстве работ капитального
характера, т.е. в случаях достройки, дооборудования,
реконструкции и частичной ликвидации
и переоценки соответствующих объектов.
При реконструкции и модернизации объекта
первоначальная его стоимость увеличивается,
если в результате реконструкции и модернизации
улучшаются (повышаются) первоначально
принятые нормативные показатели функционирования
(срок полезного использования, мощность,
качество применения). Увеличение (уменьшение)
первоначальной стоимости основных средств
относится на добавочный капитал.
3.3
Документальное оформление
наличия и движения
основных средств
В настоящее время аналитический учет базируется на использовании унифицированных форм первичной учетной документации, разработанных Госкомстатом РФ.
Для первичного учета основных средств используются следующие унифицированные формы:
«Акт о приемке-передаче объекта основных средств (кроме зданий и сооружений)» (ф. № ОС-1) применяется для зачисления в состав основных средств отдельных объектов, поступивших за плату от других организаций, полученных в безвозмездное пользование, внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал, полученных в хозяйственное ведение или оперативное управление и др. Акт используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, внутреннего перемещения основных средств, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также выбытия при их продаже и др.
При оформлении приемки объекта акт составляется в одном экземпляре и подписывается членами приемочной комиссии, а затем вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию. Акт утверждается руководителем организации. Выбытие основных средств оформляется аналогичным актом с отражением в инвентарной карточке учета основных средств. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах: первый - с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию; второй — структурному подразделению-сдатчику;
«Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» (ф. № ОС-1а);
«Акт о приеме-передаче группы объектов основных средств (кроме зданий и сооружений» (ф. № ОС-16);
«Накладная на внутреннее перемещение объекта основных средств» (ф. № ОС-2);
«Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств» (ф. № ОС-3) применяется для оформления приемки-сдачи основных средств из ремонта, после реконструкции, модернизации. Акт подписывается представителем принимающего подразделения и представителем подразделения, выполнившего работы по ремонту (реконструкции, модернизации). При выполнении работ сторонней организацией акт составляется в двух экземплярах: первый — остается в организации; второй — передается производителю работ. Оформленные акты сдаются в бухгалтерию, а в технический паспорт объекта вносятся необходимые изменения в части характеристики объекта. Акт, подписанный главным бухгалтером, утверждается руководителем организации;
«Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств»)» (ф. № ОС-4) применяется для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных). Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материалов, запасных частей после разборки (демонтажа) объекта. Затраты по списанию и стоимость оставшихся материальных ценностей отражаются в разделе акта «Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания»;
«Акт о списании автотранспортных средств» (ф. № ОС-4) составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр вместе с документом, подтверждающим снятие объекта с учета в автоинспекции, передается в бухгалтерию; второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, оставшихся после списания;
«Инвентарная карточка
учета объекта основных
средств» (ф. № ОС-6) применяется для
пообъектного учета всех видов основных
средств. Заполняется в одном экземпляре
на основании первичных документов на
поступление, выбытие, ремонт, дооборудование
основных средств. При значительном изменении
качественных и количественных показателей
в характеристике объекта (достройка,
дооборудование и т. п.) может быть открыта
новая карточка, а старая сохраняется
как справочный документ;
«Акт о приеме (поступлении) оборудования» (ф. № ОС-14) составляется в двух экземплярах и подписывается членами комиссии, в ее состав включается представитель монтажной организации (при проведении монтажных работ подрядным способом);
«Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж» (ф. № ОС-15) выписывается в двух экземплярах для передающей и принимающей стороны;
«Акт о выявленных дефектах оборудования» (ф. № ОС-16) подписывается представителями заказчика, подрядчика и организации — изготовителя оборудования.
Унифицированные формы первичных учетных документов распространяются на все коммерческие организации (кроме кредитных и бюджетных).
Совершенствование пообъектного аналитического учета основных средств связано с использованием мини- и микро ЭВМ, что приводит, с одной стороны, к увеличению объема аналитической информации, повышению ее достоверности и объективности, а с другой — к устранению дублирования постоянной информации, содержащейся в различных первичных документах, и к отказу от ведения в бухгалтерии инвентарных карточек (книг), инвентарных списков, так как данные аналитического пообъектного учета основных средств формируются и хранятся на машинных носителях. При этом вычислительные установки обеспечивают оперативную выдачу работникам бухгалтерии и других подразделений необходимой информации в форме соответствующих машинограмм-справок или видеограмм, выводимых на экран дисплеев непосредственно на рабочих местах потребителей.
Особое значение имеет применение технических средств, с помощью которых первичная информация по учету движения объектов может быть зафиксирована на машиночитаемом носителе с соблюдением порядка и условий оформления, придающих ему юридически доказательную силу. Первичные учетные документы на машиночитаемом носителе могут использоваться наравне с традиционными первичными документами на бумажном бланке. Они содержат закодированные обязательные реквизиты (наименование, дату, место, содержание хозяйственной операции и ее основание). Допускается не фиксировать на них те характеристики хозяйственных операций, которые представляют собой производную информацию и могут быть получены на основании нормативно-справочных данных или расчетов. В необходимых случаях возможно получение наряду с машиночитаемыми носителями тождественных по содержанию бумажных копий, которые должны быть удостоверены соответствующими подписями, а также штампом или печатью организации.
Для каждого вида выходной информации устанавливаются свой режим и алгоритм формирования с учетом периодичности ее получения, а по информации, получаемой в запросном режиме, — по срокам ее выдачи после запроса. При этом обеспечивается ограничение доступа к программным средствам, реализующим алгоритмы формирования выходной информации. Ответственность за это несет отдел автоматизированных систем управления, а бухгалтерия систематически контролирует соблюдение регламента формирования информации.
Для наглядного представления о документальном оформлении движения основных средств мною была изучена операция по приобретению организацией ООО ППСО «Исток» объекта основных средств ПАЗ 4234 автобус, кузов № 70000161 у организации ООО «РБА-Ростов». При проведении этой операции главным бухгалтером организации были составлены следующие документы:
Все они в
качестве наглядного примера будут
представлены мной в приложении №1.
3.4 Синтетический и аналитический учет основных средств
Учет объектов основных средств в ГУСХП «Россия» ведется по месту эксплуатации (нахождению) и по материально ответственным лицам. В начале года записи делают на основании инвентаризационных описей и инвентарных карточках, а в дальнейшем – по документам на поступление и выбытие, для чего предусмотрены отдельные графы.