Бухгалтерский учет движения денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– определить значение и задачи учета денежных средств предприятия;
– изучить нормативно-правовое регулирование банковской деятельности и ведения кассовых операций;
– рассмотреть документальное оформление и учет движения денежных средств в кассе;
– рассмотреть документальное оформление и учет операций по расчетному счету и специальным счетам в банке;
– изучить учет движения средств по валютному счету.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1 Теоретические основы бухгалтерского учета денежных средств...................6
1.1 Значение и задачи учета денежных средств..............................................6
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая учет денежных средств.........8
2 Учет кассовых операций.............................................................................................................10
2.1 Порядок ведения кассовых операций.................................................................10
2.2 Документальное оформление поступления и выдачи наличных денег.........................................................................................................................17
2.3 Синтетический учет кассовых операций................................................23
3 Учет операций по расчетному счету................................................................32
3.1 Порядок открытия и оформления расчетного счета...............................32
3.2 Порядок оформления расчетных документов.........................................34
3.3 Синтетический учет операций по расчетному счету.............................45
5 Учет движения средств по валютному счету………………………………...51
5.1 Понятие валютных операций...................................................................51
5.2 Учет покупки и продажи валюты.............................................................58
Заключение.............................................................................................................63
Список литературы………………………………………………………………64
Приложение А……………………………………………………………………67
Приложение Б........................................................................................................68
Приложение В........................................................................................................69
Приложение Г……………………………………………………………………70
Приложение Д……………………………………………………………………71

Работа содержит 1 файл

Бухучет_Курсовая денежные средства.doc

— 460.50 Кб (Скачать)

Дебет 58-4 «Вклады по договору простого товарищества»

Кредит 50-1 «Касса организации»

– 45 000 руб. – отражена сумма вклада в  совместную деятельность по договору простого товарищества; 

Дебет 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»

Кредит 91-1 «Прочие доходы»

– 2500 руб. – начислены доходы организации  по результатам совместной деятельности;

Дебет 50-1 «Касса организации»

Кредит 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»

– 2500 руб. – получен доход от участия  в совместной деятельности;

Дебет 58-3 «Предоставленные займы»

Кредит  50-1 «Касса организации»

– 120000 руб. – предоставлен краткосрочный  заем индивидуальному предпринимателю;

Дебет 50-1 «Касса организации»

Кредит 58-3 «Предоставленные займы»

– 20 000 руб. – возвращена часть займа индивидуальным предпринимателем.

     Выдача  денежных средств из кассы организации в виде займов может осуществляться не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и работникам организации. Для учета расчетов по предоставленным займам Планом счетов предусмотрен субсчет 73-1 «Расчеты по предоставленным займам». Займы работникам организации могут быть предоставлены для приобретения жилья, садовых домиков, на благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и т.д.

     Для предоставления займов с работником заключается договор, в котором определяют сумму, срок возврата займа, а также проценты за пользование денежными средствами.

     Бухгалтерский учет наличия и движения валютных средств в кассе организации  осуществляется в соответствии с Планом счетов на отдельных субсчетах счета 50 «Касса». В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

     В связи с этим для отражения  в бухгалтерском учете операций в иностранной валюте осуществляется пересчет иностранной валюты в рубли  по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

     Поступление валютных средств в кассу может  осуществляться с текущего валютного счета, при наличии их остатка после обязательной продажи валютной выручки, либо со специального транзитного счета, на который зачисляется приобретенная валюта уполномоченным банком.

     При поступлении валютных средств в  кассу организации с валютного

счета составляется запись по соответствующему субсчету к счету 50 «Касса» (например, в качестве иностранной валюты организацией используются доллары США):

Дебет 50 «Касса», субсчет «Касса в долларах США»

Кредит 52 «Валютные счета».

     В соответствии с п. 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 г.     № 154н, для целей бухгалтерского учета по поступившим в кассу валютным средствам осуществляется пересчет их стоимости в рубли по курсу Центрального банка РФ для этой иностранной валюты по отношению к рублю, действующему на дату совершения операции. Датой совершения кассовых операций с иностранной валютой считается дата оприходования денежных знаков в кассу или выдачи денежных знаков из кассы организации.

     Выдача  валютных средств из кассы подотчетному лицу на расходы по загранкомандировке отражается с применением счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

     Так, на сумму выданного аванса в долларах США составляется запись:

Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», субсчет «Расчеты с подотчетными лицами в иностранной валюте»

Кредит 50 «Касса», субсчет «Касса в долларах США». 

3 Учет операций  по расчетному  счету

3.1 Порядок открытия и оформления расчетного счета

     Банк  хранит денежные средства предприятий  на их счетах, зачисляет поступающие  на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).

     Это способствует ускорению денежного  оборота, предотвращению инфляции, эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций, обеспечению сохранности денежных средств. 

     Расчетные счета открываются предприятиями, являющимися юридическими лицами и имеющими самостоятельный баланс. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. В соответствии со статьей 30 Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» количество расчетных счетов, которое необходимо для осуществления расчетов определяется самим предприятием.

     Порядок открытия расчетного счета, совершения и оформления операций по нему определяется Центральным Банком РФ.

     Для открытия счета в банк представляются следующие документы:

     1) Заявление на открытие счета;

     2) Копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;

     3) Копия надлежаще утвержденного  устава предприятия;

     4) Документ о законности открытия  предприятия (нотариально заверенное  решением учредителей);

     5) Справка налоговой инспекции  о постановке на налоговый учет;

     6) Карточка с образцами подписей  и оттиска печати (нотариально заверена).

     Карточка  с образцами подписей и оттиска  печати подписывается руководителем  и главным бухгалтером предприятия, которому открывается счет. Если в  штате предприятия нет должности главного бухгалтера, то карточка подписывается только руководителем.

     Банк  вправе открывать расчетный и  иные счета организациям только при  предъявлении этими организациями документа, подтверждающего постановку на учет в органе налоговой службы, а физическим лицам – предпринимателям – при представлении информации об их идентификационных номерах налогоплательщиков.

     Сообщения об открытии или закрытии счетов кредитная организация обязана передать в орган налоговой службы не позднее трех дней, следующих за днем соответствующего открытия или закрытия таких счетов.

     Каждому открытому счету присваивается  номер, о чем делается отметка  в уставе предприятия, заверенная печатью  банка. Этот номер в дальнейшем указывается  во всех документах, связанных с  движением денежных средств на расчетном счете.

     При возникновении изменений в названии предприятия, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетным счетом в указанную  документацию вносятся соответствующие  изменения, а при реорганизации  предприятия (разделении, слиянии и т.д.) предоставляются новые документы.

     Банковское  расчетно-кассовое обслуживание предприятия  осуществляется по договору между предприятием и учреждением банка, в котором  оговариваются стоимость банковских услуг предприятию, размер начисляемых процентов за хранение денежных средств и другие обязательства сторон. 
 
 
 

3.2 Порядок оформления  расчетных документов

     Безналичные расчеты производятся через банки  и иные кредитные организации, в  которых открыты соответствующие  счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п. 3 ст. 861 ГК РФ).

     Операции  по расчетному счету согласно статьи 862 части второй Гражданского кодекса  осуществляются на основании письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными банковскими документами: внесение наличных денег – по объявлениям о взносе; получение наличных денег с расчетного счета – по денежным чекам;  перечисление денег – по платежным поручениям, расчетным чекам, аккредитивам, платежным требованиям.

     Списание  денежных средств со счета производится в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса РФ часть вторая (в ред. Федерального закона от 26.01.96 № 14-ФЗ).

     При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для  удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

     При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

– в  первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

– во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

– в  третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, фонды обязательного медицинского страхования;

– в  четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в  третьей очереди;

– в  пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

– в  шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

     Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

      Расчетные документы должны соответствовать  требованиям установленных стандартов и содержать:

      1) наименование расчетного документа;

      2) номер расчетного документа, число,  месяц, год его выписки. Число – указывается цифрами, месяц – прописью, год – цифрами. На расчетных документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами;

      3) номер банка плательщика; 

      4) наименование плательщика, номер  его счета в банке;

      5) наименование получателя средств,  номер его счета в банке;  наименование банка получателя (в  чеке не указывается), номер банка  – получателя средств.

      Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

      Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

      Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования  юридического лица, принимаются к  исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати.

      Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в зависимости  от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Информация о работе Бухгалтерский учет движения денежных средств