Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации бухгалтерского учета движения денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– определить значение и задачи учета денежных средств предприятия;
– изучить нормативно-правовое регулирование банковской деятельности и ведения кассовых операций;
– рассмотреть документальное оформление и учет движения денежных средств в кассе;
– рассмотреть документальное оформление и учет операций по расчетному счету и специальным счетам в банке;
– изучить учет движения средств по валютному счету.
Введение...................................................................................................................3
1 Теоретические основы бухгалтерского учета денежных средств...................6
1.1 Значение и задачи учета денежных средств..............................................6
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая учет денежных средств.........8
2 Учет кассовых операций.............................................................................................................10
2.1 Порядок ведения кассовых операций.................................................................10
2.2 Документальное оформление поступления и выдачи наличных денег.........................................................................................................................17
2.3 Синтетический учет кассовых операций................................................23
3 Учет операций по расчетному счету................................................................32
3.1 Порядок открытия и оформления расчетного счета...............................32
3.2 Порядок оформления расчетных документов.........................................34
3.3 Синтетический учет операций по расчетному счету.............................45
5 Учет движения средств по валютному счету………………………………...51
5.1 Понятие валютных операций...................................................................51
5.2 Учет покупки и продажи валюты.............................................................58
Заключение.............................................................................................................63
Список литературы………………………………………………………………64
Приложение А……………………………………………………………………67
Приложение Б........................................................................................................68
Приложение В........................................................................................................69
Приложение Г……………………………………………………………………70
Приложение Д……………………………………………………………………71
Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).
Если на счете плательщика средства отсутствуют или их недостаточно и при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку.
Исполняющий
банк обязан известить банк-эмитент
об этом, а банк-эмитент по получении
извещения от исполняющего банка
доводит извещение о постановке
в картотеку до клиента. Расчетные
документы оплачиваются по мере поступления
денежных средств на счет плательщика
в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платежных
требований, инкассовых поручений, находящихся
в картотеке.
Расчеты платежными требованиями предусматривают оформление расчетного документа, содержащего требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.
Расчеты
посредством платежных
1)
установленных
2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
1)
в случаях, когда бесспорный
порядок взыскания денежных
3)
в случаях, предусмотренных
3.3 Синтетический учет операций по расчетному счету
Учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».
По дебету счета 51 «Расчетный счет» отражается поступление денежных средств в течение месяца, а по кредиту – расходование денежных средств с расчетного счета, дебетовое сальдо показывает, сколько свободных средств предприятия находится на хранении в банках на определенное число.
Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-ордер 02 «Расчетный счет», отражающий обороты по кредиту счета 51 за месяц. Для более точного контроля операций по расчетному счету ведутся также и записи по дебету счета 51 – ведомость № 2. Все записи в журнале-ордере 02 ведутся на основании выписок с расчетного счета, которые предприятие периодически получает из банка.
По мере совершения операций на расчетном счете (зачисления или списания средств) банк выдает предприятию выписку из его лицевого счета, в которой показан остаток средств на счете на дату предыдущей выписки, суммы, зачисленные на счет, суммы, списанные со счета, и остаток на дату выписки. Выписка из расчетного счета – это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Все данные в выписке даны в цифровом выражении, часть из них является служебной (банковской) информацией. Сохраняя денежные средства предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга предприятию (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки банка, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать суммы в учетные регистры наоборот.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету за определенное число и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Получив выписку, следует проверить, все ли приложены к ней оправдательные документы на каждую записанную сумму. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». На полях проверенной выписки слева против каждой суммы следует проставить порядковый номер приложенного документа, а справа – корреспондирующий счет. Порядковые номера (с начала года) и корсчет одновременно проставляются в правой стороне на самих документах.
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:
1) Внесены на расчетный счет суммы превышения лимита кассы:
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 50 «Касса».
2) Получены денежные средства, поступившие от покупателей и заказчиков, а также авансы:
Дебет 51 «Расчетный счет»
Кредит счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,
76 «Расчеты
с разными дебиторами и
3)
Сумма возврата излишне
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
4)
Зачислены страховые
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
5)
От учредителей взносы в
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».
6)
Зачислены краткосрочные и
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
7) Зачислены средства целевого финансирования:
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 86 «Целевое финансирование».
8)
Сумма, ошибочно зачисленная
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям».
9) Между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. Этот договор может предусматривать выплату банком вознаграждения организации за использование им средств, которые остаются на расчетных счетах этих организаций. Получение такого вознаграждения является операционным доходом и отражается записью:
Дебет счета 51 «Расчетный счет»
Кредит счета 91-1»Прочие доходы».
Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:
Дебет счета 50 «Касса»
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
Дебет счета 52 «Валютный счет»
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
3)
Оплата счетов поставщиков,
Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты
с разными кредиторами и
Кредит
счета 51 «Расчетный счет».
Дебет счетов 68 «Расчеты по налогам и сборам»,
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
Дебет счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»,
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
7) Сумма, ошибочно списанная с расчетного счета:
Дебет субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям»
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
8)
Суммы, уплачиваемые банку за
расчетно-кассовое
Дебет счета 91-2 «Прочие расходы»
Кредит счета 51 «Расчетный счет».
Для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах предназначен счет 55 «Специальные счета в банках».
На
этом счете обобщаются данные о движении
средств целевого финансирования в
той их части, которая подлежит обособленному
хранению.
К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета» и др.
Аккредитив учитывают на субсчете 55-1 «Аккредитивы». Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет 55-1 «Аккредитивы»
Кредит 51 «Расчетный счет».
При выставлении аккредитива за счет банковского кредита составляют следующую запись:
Дебет 55-1 «Аккредитивы»
Кредит 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».
Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют записью:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 55-1 «Аккредитивы».
Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации-покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.
Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на субсчете 55-2 «Чековые книжки» с кредита счетов 51 «Расчетный счет», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. Оплата задолженности чеками отражается по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» и дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.
Информация о работе Бухгалтерский учет движения денежных средств