Бухгалтерский и налоговый учет нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 14:55, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение и критическая оценка применяемой методики бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов, определение направлений ее совершенствования в условиях конкретного предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучение понятия нематериальных активов, способов их оценки и нормативной базы, регламентирующей вопросы учета нематериальных активов;
- изучение порядка документального оформления движения нематериальных активов в различных аспектах;
- особенности отражения нематериальных активов в учетной политике организации;
- бухгалтерский и налоговый учет амортизации нематериальных активов;
-порядок отражения нематериальных активов и их амортизации в отчетности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1.Теоретические аспекты бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов………………………………………………………………………....
1.1 Понятие и состав нематериальных активов……………………………..
1.2 Методика бухгалтерского учета нематериальных активов……………
1.3 Порядок налогового учета нематериальных активов………………….
2.Учет нематериальных активов на примере ФГУП «Почта России»………………………………………………………………………...
2.1Организационно-экономическая характеристика ФГУП «Почта России»………………………………………………………………………….
2.2 Бухгалтерский и налоговый учет поступления и выбытия нематериальных активов………………………………………………………………………….
2.3Бухгалтерский и налоговый учет амортизация нематериальных активов………………………………………………………………………….
3.Совершенствование концепции бухгалтерского учета нематериальных активов на предприятии ФГУП «Почта России»…………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использовано литературы……………………….............................

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 99.00 Кб (Скачать)

Аналогичный подход к задаче оптимизации  структуры НМА состоит в построении содержательного критерия для улучшения  структуры НМА. Существенно, что  формальный критерий строится по текущему состоянию. На основании этого критерия можно определить направление возможного улучшения структуры НМА. После  этого следует проверить выполнение условий, не принимавшихся во внимание, и т.д. Особенность такого подхода  в том, что движение происходит только по допустимым состояниям, а критерий определяется по текущему состоянию.

Одним из недостатков ведения учета  нематериальных активов на ФГУП «Почта России» является то, что в учетной политике не предусмотрено, каким способом начисляется амортизация. Также учетной политикой не предусмотрено, куда относится сумма начисленной амортизации по нематериальным активам.

Для совершенствования учета нематериальных активов на ФГУП «Почта России» руководству предприятия необходимо сделать следующее.

В Учетную политику ФГУП «Почта России» необходимо включить: стоимость нематериальных активов погашается путем начисления износа (амортизации) линейным способом, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока полезного использования и первоначальной стоимости.

Особенностью некоторых нематериальных активов как объектов учета является необходимость принятия мер по их защите. С этой целью на ФГУП «Почта России» целесообразно разработать особые внутренние правила охраны таких объектов, предусмотрев в них список лиц, имеющих право на ознакомление с ними, обязательства этих лиц не разглашать соответствующие сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.

Нематериальные активы представляют собой обобщенное понятие результатов  творческой деятельности и средств  индивидуализации юридического лица, не обладающих физической основой и  реализуемых в виде прав, удостоверенных патентами, свидетельствами и договорами.

Также в процессе работы на предприятии  ФГУП «Почта России» нами были выявлены следующие недостатки в работе отдела бухгалтерии данной организации.

1.Плохо организовано разделение труда, т.е. нет документов, четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного рода накладки, связанные с несвоевременной подготовкой документов, получением информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

Таким образом, будет целесообразным разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской  службы.

2.На рассматриваемом предприятии отсутствует график документооборота. Это является значительным упущением, так как точное соблюдение графиков документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций. Поэтому считаем целесообразным порекомендовать главному бухгалтеру составить схему или перечень работ по созданию и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения.

3.В целях недопущения подделки документации целесообразно создать документ с образцами подписей сотрудников, наделенных правом подписывать финансовые документы.

4.В учете товарно-материальных ценностей нами также были выявлены недостатки:

-Оприходование товарно-материальных ценностей часто следует с опозданием;

-Имеют место случаи отсутствия счетов-фактур. Следует проводить проверки наличия документов на предприятии не реже одного раза в полгода;

-На предприятии ФГУП «Почта России» инвентаризация проводится один раз в год, а инвентаризация МБП раз в три года. Рекомендуется проводить инвентаризацию каждые полгода, а инвентаризацию материальных оборотных активов каждые два месяца, т.к. на предприятии были случаи выявления недостачи.

       Устранение этих недостатков, на наш взгляд, позволит предприятию в дальнейшем более эффективно вести учет материальных оборотных активов, что приведет к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

       В результате проведенного исследования следует отметить что, эффективность учета материальных оборотных средств предприятия оказывает большое влияние на результаты его финансово-хозяйственной деятельности.

Главной целью управления нематериальными активами предприятия является в общем случае максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Причем в условиях экономического кризиса устойчивая платежеспособность важнее доходности (неплатежеспособность может быть хуже убыточности).

Для улучшения финансового состояния  предприятия необходимо уменьшить  переток оборотных активов в  дебиторскую задолженность, т. е. средства данного предприятия, находящиеся  в обороте других предприятий.

Необходимо продуманное отношение  к большим закупкам впрок сырья, материалов и комплектующих изделий (за исключением активов с устойчивым ростом рыночных цен, опережающим инфляцию, и то в ограниченных пределах). Выгода от таких закупок может быть чисто  иллюзорной, так как они, как правило, приводят к занижению себестоимости  со всеми вытекающими отсюда "налоговыми последствиями" и к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что оказывает негативное воздействие  на финансовую устойчивость предприятия. А для этого необходим их своевременный  и полноценный учет.

При изучении состояния учета материальных оборотных средств на исследуемом  предприятии нам было выявлено несколько  существенных недочетов. При оценке товарно-материальных ценностей на ФГУП «Почта России» метод ФИФО. Но мы считаем, что возможно предприятию следует пересмотреть базовый метод ФИФО и в дальнейшем пользоваться методом ЛИФО, т.к. при этом менее заметно влияние негативных факторов влияния переходной экономики (инфляции и др.)

Одним из основных выводов, сделанных  нами в результате дипломной работы, является то, что в торговых предприятиях резервы и пути ускорения оборачиваемости  оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных  средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

-совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств;

-полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;

-совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи;

-совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;

-улучшать претензионную работу;

-ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке;

-свести к минимуму запасы хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, инвентаря, спецодежды на складе, сократить подотчетные суммы, расходы будущих периодов; не допускать дебиторской задолженности.

Следовательно, от умения управлять оборотными средствами, улучшения организации торговли, повышения уровня коммерческой и учетной работы зависит эффективность использования материальных оборотных средств торговых предприятий и следовательно ритмичная деятельность предприятия в целом.

Таким образом, торговое предприятие  в случае эффективного управления своими оборотными средствами может добиться рационального экономического положения, сбалансированного относительно ликвидности  и доходности.

Проблема улучшения использования  материальных оборотных средств  стала еще более актуальной в  условиях формирования рыночных отношений. Интересы предприятий требуют полной ответственности за результаты своей  производственно - финансовой деятельности. Поскольку финансовое положение  предприятий находится в прямой зависимости от состояния оборотных  средств и предполагает соизмерение, затрат с результатами хозяйственной  деятельности и возмещение затрат собственными средствами, предприятия заинтересованы в рациональной организации оборотных  средств - организаций их движения с  минимально возможной суммой для  получения наибольшего экономического эффекта.

Заключение

      В условиях перехода  предприятия к рынку  значительно  возрастает  роль бухгалтерского  учета  как  важнейшего средства получения полной и достоверной информации  об  имуществе   предприятия  и  его  обязательствах  и своевременного доведения этих сведений до пользователей.

      В связи с расширением прав предприятий в области постановки и ведения бухгалтерского учета перед бухгалтерскими службами  возникает  проблема оптимальной  организации  учета  различных  объектов:  основных  средств, нематериальных активов, процессов производства  и  реализации, расчетов, капитальных и финансовых вложений и др.

      Данная дипломная работа  рассматривает круг вопросов, связанных с организацией  ведения учета нематериальных активов. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. для учета нематериальных  активов  вследствие их разнообразия  по составу и назначению  имеет  место их классификация, исходя из которой и составляется отчетность о наличии и движении  нематериальных активов, отсюда, учет  данного вида  средств организуется в бухгалтерии по их видам, независимо от организационно-правовой формы собственности предприятия;

2. аналитический  учет, организованный  с  применением  вычислительной техники, позволяет  сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечивает быстрый доступ к информации;

2. особенностью учета нематериальных активов, в частности выбытия, является определение  финансового  результата  по  данной  операции с последующим его отнесением либо на прибыль, либо на убытки.

       Все предприятия  при  учете  нематериальных активов должны руководствоваться  соответствующими  законодательными и нормативными документами.

       В настоящее  время  отражению в учете  нематериальных активов уделено довольно много внимания. Однако вопросов и проблем не становится меньше.

       Поэтому необходимо совершенствовать систему  учета  нематериальных активов.

       В связи с введением с 1 января 2012 года главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации при организации и определении порядка и степени использования  данных  бухгалтерского учета для учета  амортизируемых  активов  необходимо  определить различия в правилах их бухгалтерского и налогового учета.

       Организация устанавливает срок  полезного  использования  по  каждому виду амортизируемых нематериальных активов  при  их постановке на учет, если он не установлен в договоре, патенте или ином  аналогичном  документе:

-в бухгалтерском учете - в расчете на 20 лет;

-в налоговом учете - в расчете на 10 лет.

       В отличии от правил бухгалтерского  учета в составе  нематериальных активов учитываются: права  владения на “ноу-хау”, секретную  формулу  или процесс, лицензии на  право  пользования  недрами, а  также  право на фирменное наименование и не учитываются организационные расходы и положительная деловая репутация.

        Предприятию  можно  рекомендовать  ведение налогового учета с использованием  или  преобразованием регистров бухгалтерского учета. При этом организации необходимо определить:

-методы, минимизирующие различия в учете амортизируемых активов;

-регистры бухгалтерского учета, используемые в налоговом учете;

-операции  и  объекты  для  учета в регистрах  аналитического  налогового учета.

К методам, минимизирующим различия, могут быть отнесены процедуры, которые касаются изменения:

-типовых форм первичной учетной документации;

-положений учетной политики по бухгалтерскому учету данных активов.

        Исходя  из  различий, приведенных  выше, организация может предусмотреть следующие дополнительные  показатели в типовых  формах  первичной учетной документации:

-установление кодов отнесения объектов по составу - к объектам, принимаемым и  не принимаемым в состав амортизируемого имущества в налоговом учете. Это касается включения в состав амортизируемого имущества объектов жилого фонда и не включения безвозмездно полученных  объектов; деловой  репутации и организационных расходов и т. п.;

-по стоимости - объекты  со  стоимостью  до  10000 руб. не  принимаются к учету (их стоимость списывается при вводе в эксплуатацию);

-выделение двух  видов  стоимости  вводимых  в  эксплуатацию  объектов для бухгалтерского учета - первоначальная стоимость; для налогового учета - амортизируемая  стоимость (первоначальная стоимость, уменьшенная на сумму не  принимаемых  при  налогообложении расходов).

Таким образом, данные бухгалтерского и налогового учета амортизируемых объектов будут формироваться в регистрах  на  основании показателей одних и тех же форм  первичной  учетной  документации, составленных в установленном законодательством  порядке.  Используются  акт  (накладная)  приемки-передачи основных  средств (ф. № ОС-1) и карточка  учета нематериальных  активов (ф. № НМА-1). В зависимости от  характера  операции и требований  нормативных актов в первичные документы могут  быть  включены дополнительные реквизиты.

Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет нематериальных активов