Бухгалтерский финансовый учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе нами предполагается рассмотреть Потребительскую кооперацию в современной России. Цель данной курсовой работы – углубление знаний по дисциплинам: « Кооперативное движение » и « Теория и история Потребительской кооперации ».
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что Потребительская кооперация России является самобытной социально - ориентированной системой, способствующей удовлетворению материальных и социальных потребностей пайщиков.

Работа содержит 1 файл

кур.раб.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

  В отношениях собственности различают объект и субъект права собственности.

  Объект  права собственности — это  то имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырье и другое имущество.

  Субъект права собственности — это  лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив).

  В потребительской  кооперации субъектами права собственности  являются два вида организаций:

  — потребительские общества;

  — потребительские союзы.

  Потребительские общества и их союзы являются совместно  владеемыми организациями. Право владения ими принадлежит пайщикам. Поэтому по форме права собственности собственность потребительских обществ и их союзов относится к коллективной собственности.

  Потребительская кооперация как система потребительских  обществ и их союзов объединяет около 3000 потребительских обществ и 300 союзов потребительских обществ, т. е. в потребительской кооперации много субъектов права собственности. Поэтому собственность потребительской кооперации называется многосубъектной. Особенности собственности представлены на (рисунке 2).

  

  Рис.2 Особенности  собственности Потребительской  кооперации 

  Потребительские общества и потребительские союзы  как полноправные собственники наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально-экономической деятельности.

  Поэтому каждое потребительское общество и  каждый союз потребительских обществ выступают как самостоятельный субъект права собственности и как самостоятельный субъект рыночной экономики.

  Потребительским обществам и их союзам как субъектам  собственности принадлежат объекты  собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и  социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда. Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочим имуществом являются объектами собственности потребительских обществ и потребительских союзов.

  Необходимо  отметить, что имущество потребительских  обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации.

  Таким образом, собственность потребительской  кооперации — это частная коллективная многосубъектная собственность.

  Потребительское общество правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами своей собственности, т. е. воздействовать на имущество желаемым образом, управлять им.

  Управление  собственностью — это реализация права собственности, предоставленного потребительскому обществу законом. Реализовать  право собственности могут только люди.

  Чтобы управлять  потребительским обществом, его  имуществом, пайщики создают коллективные органы управления и контроля, которые состоят либо из пайщиков, либо из профессиональных менеджеров.

  Органы  управления, состоящие из пайщиков и профессиональных менеджеров, должны руководствоваться основными принципами ведения экономической деятельности, изложенными в примерных уставах потребительских обществ:

  — безубыточность общества;

  — демократичность управления;

  — ответственность председателя совета общества, членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества;

  — финансовая и хозяйственная дисциплина;

  — обязательное информирование пайщиков советом общества и правлением общества о результатах экономической деятельности потребительского общества.

  За сохранностью и использованием имущества потребительского общества ведут контроль как пайщики, так и правление.

  В процессе хозяйственной деятельности потребительское  общество совершает сделки (договора) со многими другими субъектами собственности.

  Если потребительское  общество не выполняет договорных обязательств и причиняет убытки другой стороне  по договору, то потребительское общество должно погасить убытки. Это означает, что потребительское общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам (долгам).

  Если имущества  потребительского общества недостаточно для погашения задолженности, то оставшиеся долги должны погасить пайщики как коллективные собственники — совместные владельцы потребительского общества.

  Потребительское общество является самофинансируемой  организацией: общество само организует социально-экономическую деятельность и получает доходы; из своих доходов возмещает расходы, платит налоги и другие платежи.

  За счет своих доходов общество выполняет социальную миссию. Потребительское общество само распоряжается полученной прибылью. На общем собрании потребительского общества принимается решение о распределении прибыли, о том, сколько средств направить на пополнение имущества, на социальное развитие, на выплаты пайщикам.

  Управление  имуществом потребительских обществ  должно быть направлено на выполнение социальной миссии потребительского общества, на использование имущества в интересах пайщиков, на его сохранение и приумножение для будущих поколений, обеспечивая функционирование потребительского общества как самофинансируемой организации.

  Паевые  взносы пайщиков (сокращенно: пай) —  это обязательное участие пайщиков в образовании имущества потребительского общества. Паевой взнос до внесения его в потребительское общество является частной собственностью гражданина или юридического лица. Если гражданин (юридическое лицо) вступает в члены потребительского общества, т. е. приобретает статус пайщика, то гражданин (юридическое лицо) передает пай в полное распоряжение потребительского общества. Пай становится источником формирования имущества потребительского общества.

  В то же время  пай в потребительском обществе не обезличивается, а остается закрепленным персонально за каждым пайщиком. Если пайщик выбывает из потребительского общества, то ему возвращается паевой взнос и дивиденды на него. Паевой взнос и дивиденды на него возвращаются также наследнику пайщика.

  Паевой  взнос может вноситься, а затем  и возвращаться деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку и пользующимися спросом на рынке. Для лиц, не имеющих самостоятельного заработка, а также для лиц, получающих государственные пособия (пенсию, стипендию и т. п.), по решению общего собрания потребительского общества размер паевого взноса может быть установлен в меньшем размере, чем для других пайщиков.

  Потребительские общества (некоммерческие организации) занимаются предпринимательской деятельностью, чтобы иметь доходы для выполнения своей социальной миссии — удовлетворения материальных и иных потребностей пайщиков.

  Доходы, полученные от хозяйственной деятельности потребительского общества (торговой, производственной, заготовительной и др.), являются самым основным источником формирования имущества потребительского общества. Часть доходов потребительского общества направляется на решение социальных задач (строительство жилья; помощь пенсионерам, инвалидам; обучение пайщиков; организацию культурно-массовых мероприятий; осуществление кооперативных выплат пайщикам).

  Банки могут  привлекать денежные средства потребительских  обществ как юридических лиц  во вклады. Доходы, полученные по вкладам, являются источником пополнения имущества потребительского общества.

  Потребительское общество может приобретать ценные бумаги: облигации, акции, государственные казначейские обязательства, векселя и др. Специалисты потребительского общества должны уметь выгодно размещать их на рынке ценных бумаг, чтобы получать доход.

  Фонды потребительского общества

  При осуществлении  социально-экономической деятельности потребительское общество может создавать фонды, предусмотренные Законом РФ «О потребительской кооперации...»:

  — паевой;

  — неделимый;

  — развития потребительской кооперации;

  — резервный;

  — иные фонды  в соответствии с уставом потребительского общества.

  Размеры, порядок формирования и использования  фондов потребительского общества устанавливаются общим собранием потребительского общества.

  Резервный фонд предназначен для покрытия убытков при чрезвычайных обстоятельствах. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом потребительского общества. Источником образования резервного фонда является прибыль от различных видов деятельности.

  Таким образом, собственность организаций потребительской кооперации является частной коллективной собственностью. Экономической основой социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов является имущество, которое принадлежит им на праве собственности.

  А также, основными источниками формирования имущества потребительского общества являются: паевые взносы пайщиков; доходы от различных видов предпринимательской деятельности; доходы, полученные от размещения собственных средств данного общества в банках и ценных бумагах; средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Задача работников и пайщиков потребительской кооперации — эффективно использовать имеющиеся и изыскивать новые источники для пополнения имущества потребительской кооперации.

 

   4. Пайщики — социальная основа потребительской кооперации.

  Члены потребительского общества называются пайщиками. Пайщики  являются социальной основой потребительского общества и системы потребительской кооперации.

  Членами потребительского общества (пайщиками) могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и юридические лица.

  В соответствии с Законом «О потребительской  кооперации...»:

  Пайщик  — это гражданин (или юридическое  лицо), внесший вступительный и паевой взносы и принятый в члены потребительского общества.

  И граждане, и юридические лица могут стать  пайщиками при создании или при  вступлении в действующее потребительское  общество.

  При создании потребительского общества граждане или  юридические лица выступают учредителями потребительского общества, т. е. они  сами его создают. Потребительское  общество считается созданным (приобретает статус юридического лица) с момента его государственной регистрации — включения потребительского общества в Государственный реестр организаций Российской Федерации. Только после этого учредители общества (граждане, юридические лица) становятся его пайщиками.

  При вступлении в действующее потребительское  общество гражданин (или юридическое лицо), желающий стать пайщиком, подает в совет потребительского общества заявление в письменной форме. В заявлении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и место жительства. Граждане, не имеющие самостоятельного заработка, получающие государственные пособия или пенсию, сообщают об этом в заявлении.

  В заявлении  юридического лица должны быть указаны  его наименование, место нахождения и банковские реквизиты.

  Совет потребительского общества обязан в течение 30 дней рассмотреть поступившее заявление и вынести решение.

  Вступающий  признается пайщиком с момента вынесения  положительного решения советом потребительского общества и уплаты вступительного взноса, а также паевого взноса или его части, установленной уставом потребительского общества.

  Лица, принятые в потребительское общество, получают документ, удостоверяющий их членство, — книжку пайщика.

  Как при  создании потребительского общества, так и при вступлении в действующее  потребительское общество пайщик уплачивает два вида взносов: вступительный и паевой.

Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет