Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:39, курсовая работа
В данной курсовой работе нами предполагается рассмотреть Потребительскую кооперацию в современной России. Цель данной курсовой работы – углубление знаний по дисциплинам: « Кооперативное движение » и « Теория и история Потребительской кооперации ».
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что Потребительская кооперация России является самобытной социально - ориентированной системой, способствующей удовлетворению материальных и социальных потребностей пайщиков.
Вступительный взнос — денежная сумма, направляемая в основном на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество.
Паевой взнос — имущественный взнос пайщика, зачисляемый в паевой фонд потребительского общества. На паевой взнос начисляются дивиденды. Этот взнос и дивиденды на него возвращаются пайщику при его выбытии из потребительского общества или передаются наследнику пайщика (в случае смерти последнего).
Однако
право участия в общих
При ликвидации
потребительского общества имущество,
оставшееся после требований кредиторов,
за исключением имущества
Если имущества на покрытие долгов потребительского общества недостаточно, то пайщики несут субсидиарную ответственность по обязательствам своего общества.
Прекращение членства не освобождает гражданина (юридическое лицо) от ответственности по обязательствам потребительского общества за тот хозяйственный год, в котором он состоял пайщиком.
В соответствии
с Законом «О потребительской
кооперации...» пайщики имеют
По признаку
трудового участия в
— пайщики, работающие в организациях потребительской кооперации;
— пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации.
В соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации...» минимальное число пайщиков-учредителей ограниченно и должно быть не менее пяти граждан или трех юридических лиц. Максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно. В то же время количество рабочих мест ограниченно. Поэтому большинство пайщиков в потребительском обществе — это пайщики, не работающие в организациях потребительской кооперации. Так, в 2002 г. в потребительской кооперации общая численность пайщиков составляла около 10 млн человек, а работников — свыше 400 тыс. человек. Численность пайщиков за годы реформ значительно изменилась (приложение. 3).
Уменьшение численности пайщиков объясняется неблагоприятными условиями деятельности потребительских обществ в первые годы экономических реформ, которые привели к оттоку пайщиков из потребительских обществ.
Таким образом, потребительское общество — членская организация. Члены потребительского общества — пайщики — образуют потребительское общество и составляют социальную основу потребительского общества. Потребительские общества являются членами потребительских союзов, причем коллективными членами, состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских обществ, и потребительских союзов, а значит, и всей системы потребительской кооперации.
Пайщики потребительского общества наделены Законом «О потребительской кооперации...» определенными правами и обязанностями.
Пайщики потребительского общества имеют следующие права:
— вступать в потребительское общество и выходить из него на добровольной основе;
— участвовать в деятельности потребительского общества, избирать и быть избранными в органы управления и органы контроля, вносить предложения об улучшении деятельности потребительского общества, устранении недостатков в работе его органов;
— получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества;
— приобретать (получать) преимущественно перед другими гражданами товары и услуги в организациях торговли и бытового обслуживания потребительского общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства и промысла через организации потребительского общества;
— пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности потребительского общества;
— сдавать организациям потребительского общества в первоочередном порядке сельскохозяйственную продукцию и сырье для переработки, в том числе на давальческих началах;
— быть принятыми в первоочередном порядке на работу в потребительское общество;
— получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;
— пользоваться объектами социального назначения на условиях, определяемых общим собранием потребительского общества;
— получать информацию от органов управления и органов контроля потребительского общества об их деятельности;
— обращаться к общему собранию потребительского общества с жалобами на неправомерные действия других органов управления и органов контроля потребительского общества;
— обжаловать в судебном порядке решения органов управления потребительского общества, затрагивающие их интересы.
Общее собрание потребительского общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Пайщики потребительского общества имеют следующие обязанности:
— соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза;
— принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза;
— выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу и др.;
— нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.
Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин своих обязанностей перед обществом, установленных Законом РФ «О потребительской кооперации...» или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.
Таким образом,
пайщики — члены
Заключение
Изучив материалы по проблеме на тему « Потребительская кооперация в современной России », мы пришли к следующим выводам:
1.Правительство содействует укреплению правовых основ потребительской кооперации, развитию ее социально-экономической деятельности в интересах пайщиков и общества.
Развитие законодательства, регулирующего сферу экономики, способствовало формированию правовых основ деятельности кооперативов и их объединений как равноправных юридических лиц в рыночной экономике.
Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» регулирует правовые отношения непосредственно потребительских обществ и их союзов, действующих в единой системе — системе потребительской кооперации.
Качественно разработанные уставы потребительских обществ и потребительских союзов закрепляют правовое положение каждой организации. Правительство содействует развитию потребительской кооперации и укреплению ее правового положения.
2. Потребительская кооперация — это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Традиционно сложилась четырехуровневая организационная структура потребительской кооперации. В настоящее время количество уровней системы сокращается до трех. В структуре органов управления потребительских обществ и потребительских союзов рационально взаимодействуют органы общественного самоуправления пайщиков и органы профессионального управления менеджеров.
3. Собственность организаций потребительской кооперации является частной коллективной собственностью. Экономической основой социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов является имущество, которое принадлежит им на праве собственности.
А также, основными источниками формирования имущества потребительского общества являются: паевые взносы пайщиков; доходы от различных видов предпринимательской деятельности; доходы, полученные от размещения собственных средств данного общества в банках и ценных бумагах; средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Задача работников и пайщиков потребительской кооперации — эффективно использовать имеющиеся и изыскивать новые источники для пополнения имущества потребительской кооперации.
4. Пайщики — члены потребительских обществ — являются социальной основой потребительской кооперации. Членами потребительских обществ могут быть физические лица (индивидуальное членство) и юридические лица (коллективное членство). Преобладающим является индивидуальное членство в потребительских обществах. Пайщики потребительских обществ наделены Законом РФ «О потребительской кооперации...», а также уставами потребительских обществ значительными правами и обязанностями, обеспечивающими их активное участие в деятельности организаций потребительской кооперации.
22.11.2010г.
Список
используемых источников:
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабри 3993 г. Введена в действие г. 25 декабря 1993 г.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1): от 30. 01.1994 г. №51 - ФЗ.
3. О потребительской кооперации (потребительских обществах, нх
союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации в редакции Федерального закона РФ от 11.07.1997 № 97-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
4. Теплова Л.Е. Теория и история потребительской кооперации: Учебник для кооперативных вузов. — 2-е изд. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование, 2008,- 432 с.
5. Вахитов К.И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. - М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 2007. -400 с.
6. Теплов В.И. Совершенствование организационных структур управления в системе потребительской кооперации: Учебное пособие. - Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации,2008. - 109 с.
7. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие. — М.: Вита — Пресс, 2005. - 160 с.
8. Сборник материалов 134-го общего собрания представителей потребительских обществ Российской Федерации. - : Издательство Белгородского университета потребительской кооперации «Кооперативное образование», 2008. — 210 с.
Приложение 1
Таблица 1 Структура органов управления организаций потребительской кооперации
Миссия системы потребительской кооперации: удовлетворение материальных и иных потребностей | своих членов | |||||
Уровни управления | Органы управления | Органы кооперативного самоуправления | Исполнительные
органы профессионального управления |
Органы
кооперативного контроля | ||
Организации |
Высшие органы | Представительные органы | ||||
Четвертый уровень |
Структура органов управления союзов потребительских обществ | |||||
Центральный союз потребительских обществ РФ |
Общее собрание
представителей потребительских обществ РФ (России) |
Совет ЦС РФ,
Президиум Совета ЦСРФ |
Правление ЦС РФ | Ревизионная комиссия ЦС РФ | ||
Третий уровень | Республиканский,
краевой, областной союз потребительских обществ |
Общее собрание
представителей
потребительских обществ союза |
Совет союза,
Президиум Совета союза |
Правление республиканского (краевого, областного) союза | Ревизионная комиссия
республиканского (краевого, областного) союза | |
Второй уровень | Районный (окружной)
союз потребительских
обществ |
Общее собрание
представителей
потребительских обществ союза |
Совет союза,
Президиум Совета союза |
Правление районного (окружного) союза | Ревизионная комиссия районного (окружного) союза | |
Первый уровень | Структура органов управления потребительских обществ без кооперативных участков | |||||
Потребительское общество (небольшое) |
Общее собрание
уполномоченных потребительского общества |
Совет
потребительского общества |
Правление
потребительского общества |
Ревизионная комиссия
потребительского общества | ||
Структура органов управления потребительских обществ с кооперативными участками | ||||||
Потребительское общество (крупное) |
Общее собрание пайщиков потребительского общества | Собрание пайщиков кооперативных участков | Совет
потребительского общества |
Правление
потребительского общества |
Ревизионная
комиссия потребительского общества |