Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:39, курсовая работа
В данной курсовой работе нами предполагается рассмотреть Потребительскую кооперацию в современной России. Цель данной курсовой работы – углубление знаний по дисциплинам: « Кооперативное движение » и « Теория и история Потребительской кооперации ».
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что Потребительская кооперация России является самобытной социально - ориентированной системой, способствующей удовлетворению материальных и социальных потребностей пайщиков.
Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
В потребительской кооперации могут создаваться и другие организации, например хозяйственные товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.
Потребительское общество — добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
В этом пространном определении отражены следующие черты потребительского общества:
— потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства;
— начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
— потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;
— цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
— сельское потребительское общество — сельпо;
— городское потребительское общество — горпо;
— районное потребительское общество — райпо;
б) по социальному или профессиональному составу членов:
— рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) —рабкооп;
— рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп;
— студенческое потребительское общество — студпо;
— ученическое потребительское общество — учпо.
Потребительские общества — первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут образованы потребительские общества, то не будет и их союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.
Объединение
потребительских обществ в
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.
Рассмотрим
организационную структуру
В основу
организационного построения системы
потребительской кооперации положен
принцип административно-
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (национальных округов).
Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Районные потребительские общества — это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
Райпо, как
любое потребительское
Образование райпо способствует формированию трехуровневой системы потребительской кооперации (рис. 1).
Переход
с четырехуровневой на трехуровневую
организационную структуру
Таким образом, потребительские общества и потребительские союзы образуют четырехуровневую или трехуровневую организационную структуру системы потребительской кооперации (приложение 1,2).
Структура органов управления и контроля потребительских обществ и союзов потребительских обществ
В Гражданском
кодексе Российской Федерации указано,
что юридическое лицо приобретает гражданские
права и принимает на себя гражданские
обязанности через свои органы управления,
действующие в соответствии с законом,
иными правовыми актами и учредительными
документами.
Рис.1
Схема организационного построения
потребительской кооперации в РФ
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
При изучении органов управления следует учитывать, что в зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании. Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем максимальное количество пайщиков в потребительском обществе не ограничено: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек).
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
— высший орган управления — общее собрание пайщиков потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
— представительный орган управления — совет потребительского общества; совет избирается общим собранием пайщиков и осуществляет управление в период между общими собраниями пайщиков;
— исполнительный орган управления — правление потребительского общества; назначается советом как орган профессионального менеджмента для осуществления руководства финансово-хозяйственной деятельностью;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества, которая избирается общим собранием пайщиков и контролирует соблюдение устава потребительского общества, его финансовую и хозяйственную деятельность.
В потребительском обществе с кооперативными участками (т. е. в крупном потребительском обществе) органы управления следующие:
— высший орган управления — общее собрание уполномоченных потребительского общества, которое созывается не реже 1 раза в год;
— высший орган управления кооперативного участка — собрание пайщиков кооперативного участка, созывается не реже 1 раза в год;
— представительный орган управления — совет потребительского общества;
— исполнительный орган управления — правление потребительского общества;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия потребительского общества.
Структура органов управления и контроля потребительского союза.
В каждом потребительском союзе (районном, областном, краевом, республиканском, Центральном) создаются следующие органы управления:
— высший орган управления — общее собрание представителей потребительских обществ союза;
— представительный орган управления — совет союза и президиум совета союза;
— исполнительный орган управления — правление союза;
— контрольный орган управления — ревизионная комиссия союза.
Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления). Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.
Структура органов управления потребительских обществ и их союзов представлена в (Приложении 1).
Правление
— орган профессионального
Председатель и члены правления осуществляют руководство хозяйственной деятельностью организации и несут ответственность за результаты работы.
Задача советов и правлений — обеспечить эффективную социально-экономическую деятельность потребительских обществ и их союзов, выполнение социальной миссии потребительской кооперации — удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.
Ревизионная комиссия потребительского общества и потребительского союза. Ревизионная комиссия избирается из пайщиков на общем собрании потребительского общества или потребительского союза. Она осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью (торговой, производственной, другой), за сохранностью собственности, за соблюдением устава и прав пайщиков.
Таким образом, Потребительская кооперация — это система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов. Традиционно сложилась четырехуровневая организационная структура потребительской кооперации. В настоящее время количество уровней системы сокращается до трех. В структуре органов управления потребительских обществ и потребительских союзов рационально взаимодействуют органы общественного самоуправления пайщиков и органы профессионального управления менеджеров.
3. Экономические основы деятельности
потребительской кооперации.
Экономическую
основу социально-экономической
В Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации определены следующие основные формы собственности: частная, государственная, муниципальная.
Собственность потребительской кооперации — это частная коллективная собственность. Первоначально при образовании первых потребительских обществ имущество создавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось на основе экономического участия пайщиков.
Потребительские общества за счет своих взносов создали потребительские союзы. Потребительские общества — члены союзов. Поэтому собственность потребительских обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской кооперации является частной коллективной собственностью.