Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:57, контрольная работа
Термин "финансы" (ит. finansia) возник в ХШ-ХУ вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т.е. данный термин означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно - денежные отношения.
Основными признаками финансов являются:
а) Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов.
б) Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.
Содержание:
1. Понятие, сущность и функции финансов.
1.1 Сущность финансов
1.2 Финансовые ресурсы.
1.3 Функции финансов
1.4 Финансовый механизм
1.5 Финансовая система
1.6 Этапы развития финансов в России
2. Государственные внебюджетные фонды
3. Список используемой литературы.
14
БАШКИРСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Финансовому учёту. студентки группы ФЗС 06 11/19
оценка: подпись: дата:
|
Содержание:
1. Понятие, сущность и функции финансов.
1.1 Сущность финансов
1.2 Финансовые ресурсы.
1.3 Функции финансов
1.4 Финансовый механизм
1.5 Финансовая система
1.6 Этапы развития финансов в России
2. Государственные внебюджетные фонды
3. Список используемой литературы.
1. Понятие, сущность и функции финансов
1.1 Сущность финансов
Термин "финансы" (ит. finansia) возник в ХШ-ХУ вв. в торговых городах Италии и сначала означал любой денежный платеж, т.е. данный термин означал какой-то процесс, отношения между субъектами, а конкретно - денежные отношения.
Основными признаками финансов являются:
а) Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов.
б) Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. Таким субъектом выступает государство.
в) В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств. Можно сказать, что отличительным признаком финансов является их фондовый характер.
г) Регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Финансы - это не деньги, но в тоже время без денег нет финансов.
Финансы - это совокупность отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Финансы - это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.
В качестве предпосылки возникновения финансов можно назвать:
Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана и произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение многих столетии. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды.
Интересно, что практически до сих пор неизменной (11-13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды. Существенные изменения в структуре государственных расходов произошли во второй половине XX столетия. Они выразились в том, что некоторые страны Западной Европы значительно снизили военные расходы и отдали предпочтение затратам на социальные цели, экономику.
Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этане развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов любого государства являются валовой внутренний продукт и его основная часть - национальный доход. С помощью финансов осуществляется его распределение и перераспределение и, следовательно, прямое воздействие на производство, распределение и потребление.
Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Финансы вместе с тем являются и исторической категорией, так как они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финансов.
Первый этап - неразвитая форма финансов. Она характеризуется, во-первых, непроизводительным характером финансов, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически финансы не оказывали воздействия на экономику. Во-вторых, узкостью финансовой системы, состоящей из одного звена - бюджетного и ограниченного количества финансовых отношений. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования.
В настоящее время повсеместно независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили во второй этап своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений.
Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие, как финансы межгосударственных сообществ. Например, страны Европейского сообщества создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления негативных последствий интеграционных процессов отдельными регионами этих стран. Страны СНГ также стоят на пути создания аналогичных фондов. Новой сферой финансовых отношений выступают и финансы частных транснациональных корпораций.
Исходя из сказанного, можно дать более широкое определение финансов.
Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Для финансовых отношений характерно присутствие государства в качестве субъекта наделенного особыми правами. Государство устанавливает налоги, сборы, регламентирует порядок формирования фондов на предприятиях.
Финансы развивались вместе с укреплением государства. Для докапиталистических стадий и для раннего капитализма характерные развитые формы финансов. Их отличительная особенность - не производительный характер использования, например, средства госбюджета, расходовались на содержание королевского двора, воин. Новая развитая форма финансов сформировалась в промышленно-развитых странах в 20 веке. Ее отличие в активной роли финансов, с помощью которых государство воздействует на экономику (на сферу материального производства). Теоретической основой современных финансов послужило кейсианство. Кейнс выпустил книгу «Общая теория занятости, процентов и денег» в 1936 году. Сущность кейсианства в том, что Кейнс доказал, что государство может сглаживать циклические колебания в экономическом процессе формирования государственного бюджета. По Кейнсу существует 2 рычага фискальной политики (фискус - казна):
1. государственные расходы
2. налоги
Например: при спаде производства государству целесообразно увеличить государственные расходы, формируемые дефицит госбюджета (расходы больше доходов). При высокой инфляции государству необходимо сократить платежеспособный спрос и это может быть достигнуто за счет увеличения налогов и формирования излишка госбюджета.
До середины 70-х годов основа была кейсианство.
1.2 Финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД.
Субъектами финансовых ресурсов выступают:
1).домохозяйства;
2).предприятия, объединения, компании и т. д., т.е. юридические лица, владеющие децентрализованными финансовыми ресурсами;
3).государство в форме различных бюджетов и внебюджетных фондов.
Объектами финансовых ресурсов являются финансовые отношения. В результате действия которых образуются целевые денежные фонды. Они концентрируются в двух блоках:
1). децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне. На предприятиях идет процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода, происходит процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда, выручки от выбывшего имущества и др. В домашнем хозяйстве также происходит обособление конкретных целевых фондов;
2). централизованные финансовые ресурсы , создаваемые на макроуровне, которые включают доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.
В состав финансовых ресурсов входят:
1). Собственные средства:
а) на уровне предприятий и домохозяйств- прибыль, зарплата, доходы домохозяйств;
б) на уровне государства- доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешэкономической деятельности;
2). мобилизованные на рынке:
а). на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит;
б). на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит.
3). средства , поступившие в порядке перераспределения;
а). на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами;
б). на уровне государства – обязательные платежи (налоги, пошлины).
Сводный финансовый баланс РФ включает финансовые ресурсы трех источников:
1). ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль, амортизация);
2).средства, аккумулируемые бюджетной системой;
3). средства внебюджетных фондов, прежде всего социальных.
1.3 Функции финансов
1. Распределительная функция
С помощью финансов распределяется валовой национальный продукт (ВВП) и национальный доход (НД)
ВНП = (МЗ + ТЗ) + П
МЗ - материальные затраты
ТЗ - трудовые затраты
П - прибыль
Материальные затраты - затраты, перенесенные на готовую продукцию,
НД = ТЗ + П - вновь созданная стоимость
Сначала происходит первичное распределение национального дохода, т.е. каждый участник материального производства получает соответствующий доход (наемный работник - заработную плату, собственник средства производства - прибыль, которую в дальнейшем использует на потребление и расширение производства).