Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

В России порядок составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности в настоящее время определен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112 (в ред. Приказа Минфина от 12 мая 1999 г. №36н). В соответствии с названными рекомендациями в российской практике консолидированная бухгалтерская отчетность определяется как сводная бухгалтерская отчетность.

Содержание

1. Состав и структура сводной бухгалтерской отчетности
Принципы ее подготовки……………………………………………
2. Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности……
3. Публичный характер бухгалтерской отчетности в России………..
4. Сравнительный анализ основных форм отчетности по Российским
и международным стандартам…………………………………………
5. Заключение………………………………………………………………
6. Практическая часть………………………………………………………
7. Список литературы

Работа содержит 1 файл

сводная бухг. отчетность.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

Формирование сводного отчета о прибылях и убытках

Первым этапом составления сводного отчета о прибылях и убыт­ках является построчное суммирование данных отчетов о прибылях и убытках головной организации и ее дочернего общества (см. Приложение 4, Приложение 5), в резуль­тате чего получается так называемый промежуточный сводный отчет о прибылях и убытках (15, С.29).

Таблица 3

Промежуточный сводный отчет о прибылях и убытках группы «Альфа»

Наименование показателя

Код строки

За отчетный период

1

2

3

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

17080

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

(10350)

Валовая прибыль

029

6730

Коммерческие расходы

030

(965)

Управленческие расходы

040

(3534)

Прибыль (убыток) от продаж

050

2231

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

060

50

Проценты к уплате

070

-

Доходы от участия в других организациях

080

60

Прочие доходы

090

332

Прочие расходы

100

(1630)

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

1070

Отложенные налоговые активы

141

-

Отложенные налоговые обязательства

142

-

Текущий налог на прибыль

150

(214)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

856

Поскольку головная организация не обладает 100% в капитале дочернего общества, на следующем этапе необходимо исчислить долю меньшинства в прибыли дочернего общества. В сводном отчете о прибылях и убытках показатель доли меньшинства отражает величину финансового результата деятельности дочернего общества, не принадлежащую головной организации. Доля меньшинства для составления сводного отчета о прибылях и убытках определяется исходя из величины нераспределенной прибыли или непокрытого убытка дочернего общества за отчетный период и не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. В рассматриваемом примере показатель доли меньшинства в прибыли дочернего общества равен 114 тыс. руб. [285 - (285 х 60%)]. В сводном отчете о прибылях и убытках и сводном балансе показатель доли меньшинства показывается по отдельной статье «Доля меньшинства», а показатель нераспределенной прибыли уменьшается на эту же сумму. Здесь необходимо заметить, что если дочернее общество получило за отчетный период убыток, то в сводном отчете о прибылях и убытках выделяется показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества. Если показатель доли меньшинства в убытках дочернего общества больше показателя доли меньшинства в капитале этого общества, то на сумму исчисленной разницы между этими показателями подлежит уменьшению величина резервного капитала, а при его недостаточности - добавочного и затем уставного капитала дочернего общества, включаемых в сводную бухгалтерскую отчетность.

Далее необходимо произвести следующие действия.

Из строки 080 сводного отчета о прибылях и убытках исключаются дивиденды, полученные головной организацией от дочернего общества (50 тыс. руб.), одновременно эта же сумма исключается из строки 150 отчета.

Из сводного отчета о прибылях и убытках исключается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерним обществом. Для этого из строки 010 исключается сумма 5000 тыс. руб.

Из сводного отчета о прибылях и убытках исключается стоимость продукции, реализованной головным обществом дочернему в текущем периоде. В рассматриваемом примере стоимость списанных в истекшем периоде дочерним обществом материалов, приобретенных у головной организации, равна 1000 тыс. руб. (1200 - 200), стоимость списанных в истекшем периоде дочерним обществом прочих товаров и услуг, приобретенных у головной организации, равна 3000 тыс. руб.

Итого стоимость продукции, приобретенной дочерним обществом у головной организации и списанной в истекшем периоде, составит 4000 тыс. руб. Данная сумма подлежит исключению из строки 020 сводного отчета. Кроме того, в балансе дочернего общества отражены материалы на сумму 200 тыс. руб., приобретенные им у головной организации и не списанные на себестоимость реализованной продукции в текущем периоде. Сумма реализации, приходящаяся на данные материалы, была исключена из сводного отчета (в составе суммы 5000 тыс. руб.), поэтому из сводного отчета также должна быть исключена себестоимость этих материалов, отраженная в отчете о прибылях и убытках головной организации. Прибыль по реализации материалов на сумму 1200 тыс. руб. у головной организации составила 70 тыс. руб., следовательно, прибыль по реализации материалов на сумму 200 тыс. руб. составила у головной организации 12 тыс. руб. (70 : 1200 = 0,059; 200 х 0,059 = 12). Следовательно, себестоимость этих материалов, отраженная в отчете о прибылях и убытках головной организации, составила 188 тыс. руб. (200 - 12). Эта сумма исключается из строки 020 сводного отчета.

Из таблицы данных, представленных для составления сводного отчета, (см. Приложение 1) видно, что дочернее общество в текущем периоде приобрело у головной организации продукцию на сумму 800 тыс. руб., которую оприходовало у себя в качестве основных средств. Суммы, направленные на приобретение основных средств, в затраты дочернего общества не включаются, сумма же реализации, приходящейся у головной организации на данную продукцию, была исключена из сводного отчета. Поэтому из строки 020 сводного отчета также должна быть исключена себестоимость этой продукции, отраженная в отчете о прибылях и убытках головной организации, в сумме 750 тыс. руб. (800 - 50). Вместе с тем дочерним обществом в отчетном периоде на указанные основные средства была начислена амортизация в размере 100 тыс. руб. (800 - 700). Из суммы начисленной амортизации необходимо исключить сумму амортизированной внутригрупповой прибыли в размере 6 тыс. руб. (50 : 800 = 0,063; 100 х 0,063 = 6), на которую также необходимо уменьшить сумму по строке 020 сводного отчета о прибылях и убытках.

После выполнения перечисленных операций следует пересчитать значения показателей, отраженных по строкам 029, 050, 140, 160, 190 сводного отчета о прибылях и убытках.

Полученный сводный отчет о прибылях и убытках представлен в табл. 4 (15, С.31).

 

Таблица 4

Сводный отчет о прибылях и убытках АО "Альфа" на 1 января 2008 г.

Наименование показателя

Код строки

За отчетный период

1

2

3

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

12080

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

(5406)

Валовая прибыль

029

6674

Коммерческие расходы

030

(965)

Управленческие расходы

040

(3534)

Прибыль (убыток) от продаж

050

2175

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

060

50

Проценты к уплате

070

-

Доходы от участия в других организациях

080

10

Прочие доходы

090

332

Прочие расходы

100

(1603)

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

964

Отложенные налоговые активы

141

-

Отложенные налоговые обязательства

142

-

Текущий налог на прибыль

150

(164)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

800

Доля меньшинства в чистой прибыли

195

114

Таким образом, составление сводного баланса и сводного отчета о прибылях и убытках представляет собой сложный процесс, правильность и достоверность которого очень важна, так как отчетность показывает финансовое положение группы компаний в целом.

 

2. Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности

Сегмент (от лат. segmentum) означает отрезок, часть чего-либо. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса (центрам ответственности) организации. Порядок ее составления для внешних пользователей установлен ПБУ 12/2000, для внутренних пользователей он практически не разработан. Не находит отражения данный вопрос и в существующих нормативных документах.

Решение проблем составления внутренней сегментарной отчетности отдано на откуп предприятиям. В Законе РФ О бухгалтерском учете лишь отмечена конфиденциальность содержащейся в ней информации: содержание внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Тезис о конфиденциальности информации сегментарной отчетности в нормативных документах появился впервые. Это связано с тем, что в отличие от финансовой отчетности, разрабатываемой на базе данных финансового учета и предназначенной для внешних пользователей (а поэтому являющейся открытой), сегментарная отчетность формируется для внутренних пользователей (управляющих всех уровней) и должна быть закрытой. Однако, законодательно закрепленный тезис на практике не соблюдается. Налоговые органы, являющиеся по своей сути внешними пользователями бухгалтерской информации, имеют прямой доступ к данным управленческого учета               и отчетности.

Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. Ведь центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятием и, как любая система, имеет вход и выход. На входе в центр ответственности сырье, материалы, полуфабрикаты. Центр ответственности располагает необходимым для производственной деятельности имуществом основными средствами, малоценными и быстроизнашивающимися предметами. В процессе функционирования подразделение потребляет трудовые ресурсы; выполняя заданную ему работу, пользуется услугами сторонних организаций. На выходе центра ответственности полуфабрикат, продукция, услуга, которые либо поступают в следующий центр ответственности, либо реализуются на сторону.

Подобно тому, как информация внешней финансовой отчетности используется для анализа финансового состояния предприятия, результатов его деятельности, данные сегментарной отчетности позволяют оценить качество работы каждого сегмента бизнеса. На основе информации сегментарной отчетности делаются выводы о профессиональной пригодности того или иного менеджера, разрабатываются финансовые и нефинансовые критерии оценки его деятельности, формируется система материального и морального поощрения персонала предприятия. Решение этих задач осложняется тем, что деятельность одного менеджера может оказывать влияние на деятельность других управляющих. Полностью исключить такую взаимозависимость невозможно, однако ее воздействие можно минимизировать при тщательном выборе центров ответственности, надлежащим информационном обеспечении, установлении объективных критериев оценки деятельности структурных подразделений (к примеру, возложив на начальников цехов ответственность не только за затраты, но и за качество производимой продукции, можно избежать конфликтов между сбытом и производством).

Кроме того, сегментарная отчетность помогает в работе самим менеджерам. Руководителю любого уровня всегда следует знать, насколько хорошо он работает. Если его планы не выполняются, он должен узнать об этом как можно раньше. В противном случае менеджер не сможет своевременно откорректировать планы своего подразделения, и поставленная перед ним цель окажется нереальной. Таким образом, четко налаженный контроль позволит руководителю центра ответственности принимать обоснованные промежуточные решения и пересматривать цели вверенного ему подразделения в период планирования. Именно поэтому контроль за результатами деятельности центров ответственности в управленческом учете называют обратной связью.

Сегментная отчетность должна представляться в полных комплектах публикуемой финансовой отчетности, которые, как известно, состоят из отчетного бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, отчета об изменениях в капитале и примечаний к отчетности.

Цель создания системы сегментарного учета и отчетности – это обеспечение собственников и менеджеров всех уровней управления полной, оперативной и достоверной информацией о деятельности структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управленческих решений.

Система должна:

1. обеспечивать конфиденциальность информации;

2. быть автоматизированной и универсальной;

3. затраты на ее внедрение и обслуживание должны быть меньше, чем получаемый от нее эффект

 

Методы и этапы составления сегментарной отчетности

 

Составление сегментарных отчетов напрямую связано с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчетность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурного подразделения предприятия.

С точки зрения задач формирования и представления бухгалтерской отчетности можно говорить о сегментах организации, по которым:

1) в соответствии с правилами бухгалтерского учета необходимо составление внешней отчетности;

2) в системе бухгалтерского управленческого учета составляется внутренняя (сегментарная) отчетность.

2. Правила построения отчетности по сегментам для внешних пользователей.

Порядок составления бухгалтерской отчетности по сегментам для внешних пользователей регламентирован ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 января 2000 г. № 11н [6].

Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность