Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является учёт и анализ движения денежных средств на основе «Отчёта о движении денежных средств».
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить сущность, значение и состав бухгалтерской отчетности;
2. выявить требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
3. изучить движение денежных средств по различным видам деятельности;
4. рассмотреть методы составления отчета о движении денежных средств;

Работа содержит 1 файл

Курсач БФО.docx

— 51.14 Кб (Скачать)

     Введение

     Отчет о движении денежных средств - одна из основных форм финансовой отчетности, в которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании.

     Отчет о движении денежных средств дополняет  балансовый отчет и отчет о  прибылях и убытках. Балансовый отчет  отражает финансовое положение компании на определенный момент времени (конец  учетного периода), а отчет о движении денежных средств поясняет изменения, произошедшие с одним из компонентов  финансовой отчетности - денежными  средствами - от одной даты балансового  отчета до другой. Отчет о прибылях и убытках отражает результаты деятельности компании за период; и эта деятельность является основным фактором, который  изменяет состояние денежных средств, отражаемых в отчете о движении денежных средств. Информация о движении денежных средств предприятия полезна  тем, что она предоставляет пользователям  финансовой отчетности базу для оценки способности предприятия привлекать и использовать денежные средства и  их эквиваленты.  Отчет о движении денежных средств, кроме того, содержит информацию, которая бывает, полезна  при оценке финансовой гибкости фирмы.

     Актуальность  выбранной темы заключается в том, что наличие или недостаток денежных средств имеет важное значение в деятельности каждой организации и его дальнейшем функционировании, являясь показателем финансового состояния и платежеспособности организаций. В результате обработки всей входящей и исходящей информации формируется комплект, включающий в себя бухгалтерскую (финансовую), управленческую, налоговую и статистическую отчетность. Искусство, которым должен владеть каждый менеджер, главный бухгалтер, финансовый директор – умение управлять деньгами. Количество денежных средств, которое требуется для хозяйственной деятельности, конечно, зависит от специфики производства (ресурсоемкости, длительности производственного цикла, длительности цикла продаж и т.п.). Но в меньшей степени оно зависит и от умения ими разумно распорядиться. Денежные средства как главный объект учета и анализа бухгалтерской деятельности предприятия порождают необходимость анализа их движения, в сопоставлении их оттока и притока за отчетный период, на основе заполнения «Отчета о движении денежных средств» (форма №4).1

     Целью данной работы является учёт и анализ движения денежных средств на основе «Отчёта о движении денежных средств».

     Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить сущность, значение и состав бухгалтерской отчетности;
  2. выявить требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
  3. изучить движение денежных средств по различным видам деятельности;
  4. рассмотреть методы составления отчета о движении денежных средств;
  5. найти основные пути по совершенствованию отчета о движении денежных средств;

     В ходе написания работы будут использованы различные методы: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический и другие методы.

           Основными источниками  информации послужили данные из учебной  литературы, статьи из периодических  изданий, таких как «Главбух», «Экономика и жизнь, Бухгалтерское приложение», «Главная книга» и др. 
 

     1 Понятие и назначение  бухгалтерской отчетности

     1.1 Сущность и значение бухгалтерской отчетности

     Важным  условием функционирования предприятия  является информация, позволяющая принимать  обоснованные экономические решения. Для удовлетворения общих потребностей пользователей формируется единая система данных об имущественном  и финансовом положении, а также  результатах хозяйственной деятельности, которая называется бухгалтерской  отчетностью.2

     Концепцией  развития бухгалтерской финансовой отчетности  в РФ отмечается, что  информационной базой, на основе которой  организации подготавливают отчетность, является бухгалтерский учет. Главная  задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении  относительной независимости организации  учетного процесса от какого-либо определенного  вида отчетности и обязанность хозяйствующим  субъекта формировать информацию для  разных видов отчетности.

     Отчетность  завершает учетный процесс и  состоит из итоговых показателей  на конец периода путем подсчета и специальной обработки (обобщение, детализация, группировка) данных текущего учета.

     Значение  отчетности определяется тем, в каких  целях используется содержащаяся в  ней информация и состоит в  том, что она является важным источником информации о результатах работы предприятия, служит средством контроля и руководства предприятием. Администрация  использует эту информацию для принятия необходимых и рациональных управленческих решений.

     Значение  отчетности также в том, что это  основной источник информации для анализа  хозяйственной деятельности предприятия. С помощью имеющейся базы данных анализируется работа организации  за истекший период, определяется степень выполнения плана, выявляются причины и факторы отклонений, положительные и отрицательные стороны в работе, устанавливается динамика изменений показателей, дается ее оценка и разрабатываются мероприятия по улучшению деятельности.

     Тем самым отчетность способствует выявлению  с помощью анализа внутренних резервов и наилучшем их использовании.

     Значение  отчетности велико и в планировании деятельности предприятия, так как  она служит базой для технико-экономических  расчетов при составлении планов на следующий период.

     Отчетность  составляется по данным текущего учета  деятельности предприятия и оказывает  большие влияние на построение учета, требуя соответствия его показателям  отчетности и требованиям контроля и оперативного управления.

     Важнейшей функцией отчетности является информационная обеспеченность пользователей информацией  пригодной для принятия соответствующих  решений, способствующих эффективному распределению капитала и ритмичному функционированию рынка.

     На  макро уровне информация отчетности нужна для определения тенденций развития экономики, рыночных взаимосвязей и политики ценообразования.

     Принятие  экономических решений менеджментом организации также основано на использовании  отчетных данных.

     Внутреннюю  отчетность составляет система показателей, характеризующих выполнение планов, смет, наличие отклонений, способствующая обеспечению целей и задач  управления организацией.

     Система управленческой информации оказывает  прямое воздействие на принятие решений  при управлении рисками, ликвидностью, при разработке новых товаров, при  создании системы материального  стимулирования, анализе доходов, расходов и прибыли.3 

     1.2 Состав бухгалтерской  отчетности

     В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность.

     Промежуточной считается отчетность, составляемая на внутригодовую дату (месяц, квартал, за 9 месяцев) нарастающим итогом с  начала  отчетного периода. Она  более краткая и содержит ограниченное количество форм и показателей, а  сроки предоставления сжаты. Анализ такой отчетности позволяет определять и быстро реагировать на недостатки в работе.

     Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

  1. форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;
  2. форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

     Кроме указанных форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации  могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств  и др.), а также пояснительную  записку, входящие в состав годовой  отчетности.

     Отчет по итогам за год является годовым  и охватывает все показатели финансово-хозяйственной  деятельности и финансовые результаты работы организации за год. Согласно закону о БУ отчетным годом является календарный год, т.е. с 1 января по 31 декабря включительно.

     Первым  отчетным годом для вновь создаваемых  организаций является период с даты государственной регистрации и  по 31 декабря соответствующего года. Для организаций, созданных после 1 октября разрешается считать  первым отчетным годом период с даты регистрации и по 31 декабря следующего года.

       При ведении бухгалтерского учета  и составлении бухгалтерской  отчетности необходимы знание  и использование следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

  1. бухгалтерский баланс – форма № 1;
  2. отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
  3. отчет об изменениях капитала – форма № 3;
  4. отчет о движении денежных средств – форма № 4;
  5. приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;
  6. пояснительную записку;
  7. отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;
  8. специализированные формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;
  9. итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности.

     Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного отражения в денежном выражении хозяйственных средств предприятия по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

     Отчет о прибылях и убытках (форма  №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды. Доходы и расходы в отчете делятся на:

  1. доходы и расходы по обычным видам деятельности;
  2. прочие доходы и расходы;

     Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную  и обычную акцию.

     В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных  видах прибылей и убытков.

     Отчет об изменениях капитала (форма  №3) состоит из четырех разделов и справки.

     В разделе I «Капитал» показывают остаток  на начало года, поступления, расход и  остаток на конец года составных  частей собственного капитала.

     В разделе II « Резервы предстоящих  расходов» и в разделе III « Оценочные  резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и  движение имеющихся в организации  резервов предстоящих расходов и  оценочных резервов.

     В разделе IV «Изменение капитала» содержаться  сведения за отчетный и предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного  периода.

     В «Справке» указываются данные о  чистых активах на начало конец отчетного  года и о полученных из бюджета  и внебюджетных фондов средствах  не расходы по обычным видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям  во внеоборотные активы.

     Отчет о движении денежных средств (форма №4). Данная форма также состоит из четырех разделов:

  1. Остаток денежных средств на начало года.
  2. Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений.
  3. Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов.
  4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

     Сведения  о движении денежных средств представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный  счет», 55 «Специальные счета в банках».

     Движение  денежных средств показывается по видам  деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой.

Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность