Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:22, курсовая работа
В России порядок составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности в настоящее время определен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112 (в ред. Приказа Минфина от 12 мая 1999 г. №36н). В соответствии с названными рекомендациями в российской практике консолидированная бухгалтерская отчетность определяется как сводная бухгалтерская отчетность.
1. Состав и структура сводной бухгалтерской отчетности
Принципы ее подготовки……………………………………………
2. Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности……
3. Публичный характер бухгалтерской отчетности в России………..
4. Сравнительный анализ основных форм отчетности по Российским
и международным стандартам…………………………………………
5. Заключение………………………………………………………………
6. Практическая часть………………………………………………………
7. Список литературы
В числе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), к которым постепенно приближается российский бухгалтерский учет, аналогичный стандарт существует. Это МСФО №14 "Сегментарная отчетность", которым определяется порядок формирования отчетности о сегментах бизнеса в странах с рыночной экономикой.
При подготовке финансовых отчетов появилась необходимость наряду с прочими данными включать дополнительную информацию в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географического местонахождения рынков сбыта (по географическим сегментам). Формирование отчетности по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним пользователям, поскольку, с одной стороны, она включается в состав финансовой отчетности, а с другой лежит в основе принятия разнообразных управленческих решений по сегментам бизнеса.
Сегментарная отчетность, составленная в соответствии с принципами МСФО №14, обобщая информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географических районов, в которых она работает, с тем, чтобы помочь пользователям финансовых отчетов:
1)лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах;
2)точнее оценить риски и прибыли компании;
3)принимать более обоснованные решения относительно компании и ее отдельных подразделений.
В нормативных документах, регулирующих ведение бухгалтерского учета в РФ, первое упоминание о необходимости подготовки информации о деятельности сегментов встречается в 1996г. В Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 12 ноября 1996г. №97(п.4.30), сказано, что в пояснительной записке "необходимо привести дополнительные данные об объемах реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим регионам".
Следующий нормативный документ, имеющий отношение к рассматриваемому вопросу: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ 29 июля 1998г. №34н [3].В соответствии с п.91 в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета ею составляется также сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами. Тем же документом предусмотрено формирование сводной годовой бухгалтерской отчетности объединениями юридических лиц, созданных на добровольных началах(союзов, ассоциаций) (если это предусмотрено учредительными документами объединений).Однако из сводной отчетности не видны результаты деятельности отдельных предприятий. Это "упущение" устраняется после принятия ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" [6].
Учитывать требования последнего Положения должны организации, составляющие консолидированную бухгалтерскую отчетность. Для субъектов малого предпринимательства оно не обязательно.
Положением, прежде всего, даются рекомендации по "распознаванию" сегментов, формулируются правила отнесения на них доходов, расходов, активов и обязательств. При этом под сегментом для целей составления внешней отчетности понимается "часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях".
По аналогии с МСФО №14 выделено два типа сегментов - операционный и географический. Операционным сегментом названа "часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородная группа товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг"
Этапы создания системы:
1. формирование децентрализованной структуры управления с выделением центров ответственности, которые в свою очередь должны подразделяться на центры прибыли и центры затрат. По центрам ответственности осуществляется учет и контроль (нормирование, планирование и учет затрат обращения);
2. кодировка статей затрат центров ответственности для их детального отражения в системе учета и для последующего составления сегментарной отчетности (здесь также необходима классификация расходов на переменные, постоянные, условно-постоянные; разделение затрат центров ответственности на регулируемые и нерегулируемые и т.д.);
3. организация плановой и отчетной работы по каждому сегменту(включая разработку и предоставление отчетов об отклонениях от принятых норм по сегментам бизнеса).
Рекомендации по составлению внутреннего (сегментарного) отчета
1. Он должен быть адресным и конкретным
а) информация должна быть связана с информационными запросами конкретных управляющих центрами доходов или расходов;
б) отчет должен быть адресован конкретному менеджеру;
в) отчет должен содержать конкретную информацию под запрос и охватывать главное (ничего лишнего).
2. информация отчета должна быть оперативной (действующей на данный момент);
3. информация должна позволить улучшить будущую работу отдела;
4. формат отчета должен быть разработан и утвержден;
5. отчетность не должна быть перегружена расчетами;
6. отчет должен поддаваться устным комментариям. Периодичность составления, подробность, точность, конфигурация и сроки представления отчетности устанавливаются организацией самостоятельно. В основе составления отчетов по центрам затрат лежит принцип контролируемости, из которого вытекают два следствия:
1. детальность отчетов уменьшается по мере увеличения уровня руководителя, которому они представляются;
2. отчеты вышестоящему руководству не являются результатом суммирования отчетов нижестоящим менеджерам. Отчетность должна содержать информацию по отклонениям фактических показателей от плановых для реализации принципа управления по отклонениям, оно способствует:
1. оперативному выявлению факторов роста прибыли или причин убытка по каждому подразделению или продукту;
2. установлению ответственности за возникшие неблагоприятные отклонения.
3. Публичный характер бухгалтерской отчетности в России
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский баланс является составной частью бухгалтерской отчетности (подп. "а" п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). В отличие от регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности, содержание которых в силу прямого указания закона является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете), данные бухгалтерской отчетности носят публичный характер. Согласно ст. 16 Закона о бухгалтерском учете публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.
В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и других, которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью. Речь в данном случае идет именно о годовой отчетности, а не об отчетности на последнюю отчетную дату.
Таким образом, организация не вправе отказать своему контрагенту, обратившемуся с соответствующим запросом, в предоставлении годового бухгалтерского баланса. Предоставлять ли бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату организация вправе решать самостоятельно.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 5.10 постановления Правительства РФ от 02.06.2008 N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" в обязанности Росстата входит обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Предоставление бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям производится на платной основе по договору (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.04.1995 N 399 "О совершенствовании информационной системы представления бухгалтерской отчетности"). Таким образом, даже если продавец откажется представить покупателю свой бухгалтерский баланс, последний вправе обратиться с запросом в органы статистики.
Внутренними пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности являются в первую очередь, конечно же, собственники предприятия. Кроме них к внутренним пользователям можно отнести руководство предприятия. Внешние пользователи - это инвесторы, кредиторы, контролирующие органы и т.п.
Например, инвестор, прежде чем принять решение о вложении средств в предприятие, должен четко представлять себе финансовое положение этого предприятия. Он должен быть уверен в том, что отчетность предприятия достоверна, то есть правдиво отражает финансовое состояние. Уверенность в этом ему даст заключение аудиторской фирмы о финансовой отчетности предприятия.
4. Сравнительный анализ основных форм отчетности по Российским и международным стандартам
Несмотря на наличие большого сходства между вариантами учетных политик, использование которых разрешено в соответствии с российскими и международными стандартами бухгалтерского учета, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах, теориях и целях. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Основные различия между МСФО и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.
4.1 Состав финансовой отчетности
В таблице приведено сравнение состава финансовой отчётности, которую должны предоставлять организации в соответствии с МСФО и российским законодательством.
МСФО | Российское законодательство |
Бухгалтерский баланс | Бухгалтерский баланс (форма №1) |
Отчёт о прибылях и убытках | Отчёт о прибылях и убытках (форма № 2) |
Отчёт о движении капитала | Отчёт об изменениях капитала (форма №3) |
Отчёт о движении денежных средств | Отчёт о движении денежных средств (форма № 4) |
- | Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) |
- | Отчёт о целевом использовании полученных средств (форма № 6) |
Учётная политика и пояснительная записка | Пояснительная записка |
- | Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности, если она подлежит обязательному аудиту |