Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:22, курсовая работа
В России порядок составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности в настоящее время определен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112 (в ред. Приказа Минфина от 12 мая 1999 г. №36н). В соответствии с названными рекомендациями в российской практике консолидированная бухгалтерская отчетность определяется как сводная бухгалтерская отчетность.
1. Состав и структура сводной бухгалтерской отчетности
Принципы ее подготовки……………………………………………
2. Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности……
3. Публичный характер бухгалтерской отчетности в России………..
4. Сравнительный анализ основных форм отчетности по Российским
и международным стандартам…………………………………………
5. Заключение………………………………………………………………
6. Практическая часть………………………………………………………
7. Список литературы
Федеральное агентство по образованию
УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
«БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ»
Выполнила: студентка 3 курса заочной формы обучения по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Руководитель курсовой работы:______________________
2012г
Содержание
1. Состав и структура сводной бухгалтерской отчетности
Принципы ее подготовки……………………………………………
2. Цели, состав и методы составления сегментарной отчетности……
3. Публичный характер бухгалтерской отчетности в России………..
4. Сравнительный анализ основных форм отчетности по Российским
и международным стандартам…………………………………………
5. Заключение……………………………………………………
6. Практическая часть………………………………………………………
7. Список литературы
В России порядок составления и представления консолидированной бухгалтерской отчетности в настоящее время определен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112 (в ред. Приказа Минфина от 12 мая 1999 г. №36н). В соответствии с названными рекомендациями в российской практике консолидированная бухгалтерская отчетность определяется как сводная бухгалтерская отчетность.
Следует отметить, что отождествление понятий «сводная» и «консолидированная» несколько неправомерно (16, С.80).
В настоящее время сводная годовая бухгалтерская отчетность составляется по унитарным предприятиям и по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли). Составление сводной годовой бухгалтерской отчетности осуществляется путем построчного суммирования соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности организаций и унитарных предприятий (14, С.21). Основной ее целью является - предоставить государству в лице соответствующих органов исполнительной власти возможность оценить результаты деятельности подчиненных организаций (4, С.24). Как правило, такая отчетность характеризуется тем, что:
собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти;
как правило, все включаемые в отчет организации относятся к одной отрасли;
основным потребителем информации такой отчетности выступает государство в лице статистических и финансовых органов;
сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти является частью действующей системы государственного финансового контроля и планирования.
Кроме того, сводная отчетность составляется внутри одного юридического лица на основании отчетных данных его подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами и при наличии дочерних и зависимых обществ (14, С.22).
Таким образом, сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения.
Принципы составления сводной отчетности
Для составления достоверной сводной отчетности, отвечающей требованиям всех заинтересованных пользователей и в соответствии с международными стандартами исходная информация о финансовом положении и хозяйственной деятельности организаций, входящих в состав группы, должна быть построена на определенных принципах:
принцип полноты. Все активы, обязательства, расходы и доходы консолидированной группы принимаются в полном объеме независимо от доли материнской компании. Доля меньшинства показывается в балансе отдельной статьей;
принцип собственного капитала. Собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также финансовых результатов деятельности этих предприятий;
принцип справедливой и достоверной оценки.;
принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. Методы консолидации должны применяться продолжительное время при условии, что предприятие является функционирующим, т.е. не намеревается прекращать свою деятельность в обозримом будущем. Отклонения допустимы в исключительных случаях, причем они должны быть раскрыты в приложениях к отчетности с соответствующим обоснованием;
принцип существенности. Этот принцип предусматривает раскрытие таких статей, величина которых может повлиять на принятие или перемену решения о финансово-хозяйственной деятельности компании;
единые методы оценки. Активы, пассивы, расходы будущих периодов, прибыли и затраты консолидированной компании должны быть учтены во всей полноте, оценены по единой методике, применяемой материнской компанией;
Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разрабатываемым головной организацией. При этом типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчетности. Головная организация, осуществляющая составление сводной бухгалтерской отчетности, с учетом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливает объем, сроки и порядок представления информации и формы отчетности, представляемой им дочерними и зависимыми обществами, и требования к ней. При этом учитываются требования, выдвигаемые учредителями для целей формирования сводной информации по группе. Дочерние и зависимые общества обязаны учитывать эти требования при разработке форм бухгалтерской отчетности.
Состав сводной бухгалтерской отчетности для российских организаций определен Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности и включает следующие нормативные документы:
сводный бухгалтерский баланс;
сводный отчет о прибылях и убытках;
пояснения к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.
Сводная отчетность должна включать также данные, необходимые для формирования полного и достоверного представления о финансовом положении организации. Головная организация должна придерживаться принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому (8, С.229-230). Изменение избранных форм сводной отчетности раскрывается в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках с указанием причин, вызвавших это изменение (18, С.14).
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
головная организация обладает более пятидесяти процентов голосующих акций акционерного общества или более пятидесяти процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;
головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;
в случае наличия у головной организации иных способов определения решений, принимаемых дочерним обществом (10, С.23).
Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью (2, С.2).
Показатели бухгалтерской отчетности дочернего общества включаются в сводную бухгалтерскую отчетность с первого числа месяца, следующего за месяцем приобретения головной организацией соответствующего количества акций, доли в уставном капитале дочернего общества либо появления иной возможности определять решения, принимаемые дочерним обществом. Данные о зависимом обществе включаются в сводную бухгалтерскую отчетность аналогично (12, С.11).
В Методических рекомендациях выделяется четыре случая, когда сводная отчетность не составляется.
1. Отсутствие контроля. Данные о дочернем (или зависимом) обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
доля голосующих акций (доля в уставном капитале) дочернего общества или зависимого общества приобретена на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;
головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.
2. Несоответствие требованиям существенности и рациональности. Данные о дочернем (зависимом) обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
эти данные не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы (величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, - 10%);
включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности (например, в силу чрезвычайных ситуаций), обоснованность невключения при этом подтверждается независимым аудитором.
3. Подконтрольность головной организации другой организации. Дочернее общество, которое в свою очередь выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда она зарегистрирована и/или ведет хозяйственную деятельность за пределами Российской Федерации), если:
100% ее голосующих акций или уставного капитала принадлежит другой головной организации, которая не требует составления сводной бухгалтерской отчетности;
90% или более ее голосующих акций или уставного капитала принадлежит другой головной организации и остальные акционеры (участники) не требуют составления сводной бухгалтерской отчетности.
4. Различная деятельность. Стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе, являющемся банком или иной кредитной организацией, может отражаться в сводной бухгалтерской отчетности в порядке, установленном для отражения вложений в зависимое общество. Кроме того, сводная отчетность не составляется в случае наличия у головной организации только зависимых обществ. В этих случаях стоимостная оценка участия головной организации в дочернем (зависимом) обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организации. Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках (6, С.305).
Для правильного понимания сводной финансовой отчетности в ней требуется сообщать следующую информацию:
перечень дочерних компаний, данные которых имеют существенное значение для сводной финансовой отчетности группы, с указанием названия, страны регистрации или нахождения, доли участия или процента голосующих акций, принадлежащих материнской компании;
причины, по которым дочерняя компания не включается в сводную отчетность;
характер взаимоотношений между материнской компанией и дочерними компаниями, в которых материнская компания не владеет прямо или косвенно более чем половиной голосующих акций;
названия компаний, в которых материнской компании принадлежит прямо или косвенно более половины голосующих акций, но которые не являются дочерними из-за отсутствия контроля над ними;
влияние приобретения и отчуждения дочерних компаний на финансовое положение группы на отчетную дату, результаты ее деятельности за отчетный период и соответствующие суммы за предшествующий период (8, С. 216).
Перед началом составления сводной отчетности головное предприятие должно получить от всех организаций группы следующие данные:
о финансовых вложениях организаций группы в уставные капиталы других организаций;
о номинальной стоимости акций (долей капитала) организаций группы;
о полученном организациями группы эмиссионном доходе;
об остатках кредиторской и дебиторской задолженности организаций группы друг другу;
о кредитах и ссудах, выданных организациями группы друг другу;
о начисленных и выплаченных дивидендах организациям группы;
о внутригрупповых доходах и прибыли;
о приобретенных у организаций группы основных средствах;
о приобретенных у организаций группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции (11, С.15).
До формирования сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения между головной компанией и дочерними структурами, а также между последними.
Консолидация отчетности выполняется в два этапа: сначала построчно суммируются показатели отчетности компаний группы, а затем для исключения двойных оборотов применяются вычеты (корректировки) по обязательствам, имуществу, финансовым результатам, относящимся к деятельности компаний внутри группы.
Из сводного бухгалтерского баланса подлежат исключению следующие показатели:
финансовые вложения во взаимосвязанные организации;
доли в уставном капитале, принадлежащие взаимосвязанным организациям;
взаимная задолженность между участниками группы;
выданные и полученные займы, в которых заимодавец и заемщик - взаимосвязанные организации;