Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа
Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.
1 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 6
1.1 Понятие бюджета, его значение и виды 6
1.2 Цели и функции бюджетирования 11
1.3 Принципы и этапы бюджетирования
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОАО «ПЛЕМПТИЦЕЗАВОД «ЦАРЕВЩИНСКИЙ-2» Балтайского района Саратовской области 19
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Организация планирования и бюджетирования на предприятии 24
2.3 Разработка операционного и финансового бюджетов ОАО «ППЗ Царевщинский-2».. .30
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 37
3.1 Автоматизация бюджетирования 37
3.2 Проблемы внедрения бюджетирования и управления 39
3.3 Выполнение индивидуального задания…………………….……………...46
Выводы и предложения 50
Список использованной литературы 53
Приложенияэ……………………………………………
Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.
1.3 Принципы и этапы бюджетирования
С помощью бюджетирования решаются вопрос планирования и принятие управленческих решений в компании; оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия; укрепление финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
Как показывает опыт ведущих американских компаний, в качестве базы для оценки фактических результатов лучше взять бюджетные, а не отчётные данные прошлых периодов. Например, тот факт, что объём продаж повысился по сравнению с прошлым годом или что снизились затраты на заработную плату, может быть поощрён, но он никак не является мерилом успеха. Например, известие, что компания реализовала в этом году 100000 единиц, а не 90000 как в прошлом году может и не обрадовать руководство, если объём реализации должен был составить 112000 единиц.
Самая слабая сторона использования отчётных данных для оценки исполнителей заключается в том, что в результатах прошлого периода могут быть скрыты недостатки. Кроме того, польза от сравнений с прошлыми периодами может быть снижена из-за изменений в технологии, персонале, смене продукции и изменении общих экономических условий. [18. С.183]
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутреннего планирования должна строиться на основе бюджетирования, то есть все затраты и результаты должны иметь сугубо финансовое выражение. Однако, дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять где, когда и для кого предприятие будет производить и продавать продукцию, работы ли услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого необходимы, то бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планированных показателей и ресурсов в финансовых сроках.
Важнейшей предпосылкой эффективности функционирование какого - либо экономического инструмента, в том числе и бюджетирования, есть разработка научно обоснованных принципов, их внедрение и использование в практической деятельности. Важнейшими среди таких принципов есть:
- принцип полноты состоит в том, что разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия. На предприятии могут разрабатываться разные виды бюджетов. В зависимости от объекта охвата это могут быть общий (сводный) бюджет предприятия и функциональные бюджеты отдельных его подразделений;
- принцип реальности, который выходит из необходимости приоритета реализации продукции над ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;
- принцип интегрированности предопределяется потребностями тесной взаимосвязи (как горизонтально, так и вертикально) между разными видами и уровнями бюджетов. Выполнение этого принципа означает: при разработке бюджетов низшего уровня (например, бюджеты отдельных подразделений предприятия) обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня (бюджет предприятия). Аналогично и во временном плане разработка краткосрочных (текущих) бюджетов осуществляется, базируясь на задачах, предусмотренных более долгосрочными (стратегическими) бюджетами;
- принцип гибкости, который допускает при разработке и выполнении бюджетов возможность их корректирования при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия;
- важным для процесса бюджетирования является принцип экономичности, поскольку между результатами самого бюджетирования, затратами денег и времени на его осуществление должно быть рациональное соотношение. [3. С.49; 13. С.87]
Процесс бюджетирования состоит из ряда логически взаимосвязанных этапов, соблюдение которых даст возможность компании достичь успеха при составлении бюджетов и обеспечит реализацию вышеперечисленных принципов.
Первый этап - рыночный анализ внешней среды и прогнозирование возможных изменений в ней; реализация этого этапа направлена на обоснованность и реальность бюджетирования.
Второй этап - оценка возможностей предприятия, в том числе производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансовых средств и источников их получения.
Третий этап состоит в разработке ценовой политики предприятия по видам продукции и рынках сбыта.
Четвертый этап - разработка системы норм и нормативов (затрат сырья и материалов, запасов сырья, материалов и готовой продукции). Без создания такой нормативной базы процесс бюджетирования в лучшем случае не даст ожидаемых результатов, а быстрее всего будет дискредитирован. На нем этапе обеспечивается обоснованность и экономичность бюджетирования.
Пятый, центральный этап состоит в разработке системы операционных, финансовых и функциональных бюджетов.
Последний, шестой этап состоит в реализации бюджетов, контроле по их выполнению, анализе отклонений и факторов, которые обусловили их, а также корректировке в случае необходимости. [14. С.117]
Эти этапы являются как бы макетом, моделью процесса бюджетирования и придерживаться в точности каждого из них не следует, при составлении бюджетов нужно учитывать специфику деятельности предприятия, отраслевые особенности, правильно выбрать бюджетный период, а это иногда очень сложно сделать.
ОАО «Племптицезавод «Царевщинский - 2» расположено в селе Царевщина Балтайского района Саратовской области. Территория хозяйства удалена от города Саратова на 200 км и находится в Северной Правобережной зоне. Природно-климатические условия благоприятны для возделывания зерновых и кормовых культур. Производственное направление – племенное птицеводство.
Основной вид деятельности, осуществляемый ОАО «ППЗ «Царевщинский-2» - разведение родительских форм птицы мясного направления и производство и реализация инкубационного яйца. Побочными (сопутствующими) видами деятельности являются производство и реализация товарного яйца и мяса птицы. Общество является коммерческой организацией и действует в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.
На территории птицефабрики действует собственный кормоцех, обеспечивающий птицу основными видами кормов. Покупаются часть белковых и витаминных, минеральные корма, аминокислоты, антибиотики.
Технологический процесс имеет поточный характер и последовательную взаимосвязь, начиная от производства яиц, затем вывода, выращивания молодняка и регулярного во все месяцы комплектования промышленного стада несушек.
Таблица 2.1 ‑ Объем и структура товарной продукции предприятия
Показатели | 2007 г | 2008 г | 2009 г | В среднем за 2007-2009гг | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
Птица в живой массе | 3349 | 3,5 | 7146 | 6,3 | 8442 | 7 | 6312,3 | 5,8 |
Яйца | 89091 | 92,6 | 99865 | 87,9 | 103764 | 86,8 | 97573,3 | 88,9 |
Суточные птенцы | - | - | - | - | - | - | - | - |
Продукция птицеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде | 3728 | 3,9 | 6488 | 5,7 | 7402 | 6,2
| 5872,7 | 5,3 |
Всего по животноводству | 96168 | 100,0 | 113527 | 100,0 | 119608 | 100,0 | 109758,3 | 100 |
Товары | - | - | - | - | - | - | - | - |
Работы и услуги | - | - | - | - | - | - | - | - |
Всего по хозяйству | 96168 | 100,0 | 113527 | 100,0 | 119608 | 100,0 | 109758,3 | 100,0 |
Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции хозяйства по итогам данного периода приходится на животноводство, а именно птицеводческую отрасль – 100%. Внутри этой отрасли преобладающее значение имеет производство яиц – 88,9%, а также продукция переработки мяса птицы – 5,3%.
Подводя итог, можно сказать, что производственное направление ОАО ППЗ «Царевщинский - 2» за период 2007 – 2009 гг. птицеводческая, с производством племенного яйца.
Обеспеченность анализируемого хозяйства основными средствами производства и эффективность их использования рассмотрим с помощью таблицы 2.2.
Таблица 2.2 ‑ Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования
Показатели | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2009г. в % к 2007г. |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 140453 | 176765 | 186341,5 | 133 |
Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах, тыс. руб. | 97675 | 116040 | 119608 | 122 |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 17515 | 17806 | 18589 | 106 |
Фондообеспеченность хозяйства, тыс. руб. | 1692 | 3264 | 2740,3 | 160 |
Фондоотдача, руб. | 0,69 | 0,66 | 0,64 | 93 |
Фондоёмкость, руб. | 1,45 | 1,51 | 1,56 | 25 |
Фондорентабельность, % | 12,5 | 10,07 | 9,98 | 79 |
Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что хозяйство достаточно обеспечено основными средствами производства. Если сравнивать показатели 2009 года с аналогичными в 2007 году, можно отметить заметное увеличение стоимости основных фондов, а именно на 33%, в связи с чем, возросли и показатели фондообеспеченности на 60%.
Показатели эффективности использования основных средств предприятия за анализируемый период имеют тенденцию к снижению. Фондоотдача составила по итогам 2009 года 0,64 руб., что на 0,05 руб. меньше, чем в 2007 году. Соответственно фондоёмкость изменилась за этот же период и составила 1,56 руб. Фондорентабельность составила 9,98%.
Объём производства сельскохозяйственной продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия в аграрной сфере. От его величины зависит степень удовлетворённости населения в продуктах питания, а промышленности – в сырье. Этот показатель напрямую связан с себестоимостью продукции, прибылью хозяйствующего субъекта и как следствие с его финансовым положением и платёжеспособностью.
Таблица 2.3 ‑ Экономические показатели деятельности предприятия
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009г. |
Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб. | 97675 | 116040 | 123371 |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 80160 | 98234 | 104946 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | +17515 | +17806 | +18425 |
Уровень рентабельности основной деятельности, % | +21,8 | +18,1 | +17,5 |