Бюджетирование как распределенная система согласованного управления деятельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Содержание

1 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 6
1.1 Понятие бюджета, его значение и виды 6
1.2 Цели и функции бюджетирования 11
1.3 Принципы и этапы бюджетирования
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОАО «ПЛЕМПТИЦЕЗАВОД «ЦАРЕВЩИНСКИЙ-2» Балтайского района Саратовской области 19
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Организация планирования и бюджетирования на предприятии 24
2.3 Разработка операционного и финансового бюджетов ОАО «ППЗ Царевщинский-2».. .30
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 37
3.1 Автоматизация бюджетирования 37
3.2 Проблемы внедрения бюджетирования и управления 39
3.3 Выполнение индивидуального задания…………………….……………...46
Выводы и предложения 50
Список использованной литературы 53
Приложенияэ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

управление, бюджетирование (2).doc

— 512.50 Кб (Скачать)

 

Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для установления объективности затрат по достижению поставленных целей.

 

1.3 Принципы и этапы бюджетирования

 

С помощью бюджетирования решаются вопрос планирования и принятие управленческих решений в компании; оценки всех аспектов финансовой состоятельности предприятия; укрепление финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

Как показывает опыт ведущих американских компаний, в качестве базы для оценки фактических результатов лучше взять бюджетные, а не отчётные данные прошлых периодов. Например, тот факт, что объём продаж повысился по сравнению с прошлым годом или что снизились затраты на заработную плату, может быть поощрён, но он никак не является мерилом успеха. Например, известие, что компания реализовала в этом году 100000 единиц, а не 90000 как в прошлом году может и не обрадовать руководство, если объём реализации должен был составить 112000 единиц.

Самая слабая сторона использования отчётных данных для оценки исполнителей заключается в том, что в результатах прошлого периода могут быть скрыты недостатки. Кроме того, польза от сравнений с прошлыми периодами может быть снижена из-за изменений в технологии, персонале, смене продукции и изменении общих экономических условий. [18. С.183]

В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутреннего планирования должна строиться на основе бюджетирования, то есть все затраты и результаты должны иметь сугубо финансовое выражение. Однако, дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять где, когда и для кого предприятие будет производить и продавать продукцию, работы ли услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого необходимы, то бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планированных показателей и ресурсов в финансовых сроках.

Важнейшей предпосылкой эффективности функционирование какого - либо экономического инструмента, в том числе и бюджетирования, есть разработка научно обоснованных принципов, их внедрение и использование в практической деятельности. Важнейшими среди таких принципов есть:

- принцип полноты состоит в том, что разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия. На предприятии могут разрабатываться разные виды бюджетов. В зависимости от объекта охвата это могут быть общий (сводный) бюджет предприятия и функциональные бюджеты отдельных его подразделений;

- принцип реальности, который выходит из необходимости приоритета реализации продукции над ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;

- принцип интегрированности предопределяется потребностями тесной взаимосвязи (как горизонтально, так и вертикально) между разными видами и уровнями бюджетов. Выполнение этого принципа означает: при разработке бюджетов низшего уровня (например, бюджеты отдельных подразделений предприятия) обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня (бюджет предприятия). Аналогично и во временном плане разработка краткосрочных (текущих) бюджетов осуществляется, базируясь на задачах, предусмотренных более долгосрочными (стратегическими) бюджетами;

- принцип гибкости, который допускает при разработке и выполнении бюджетов возможность их корректирования при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия;

- важным для процесса бюджетирования  является принцип экономичности, поскольку между результатами самого бюджетирования, затратами денег и времени на его осуществление должно быть рациональное соотношение. [3. С.49; 13. С.87]

Процесс бюджетирования состоит из ряда логически взаимосвязанных этапов, соблюдение которых даст возможность компании достичь успеха при составлении бюджетов и обеспечит реализацию вышеперечисленных принципов.

Первый этап - рыночный анализ внешней среды и прогнозирование возможных изменений в ней; реализация этого этапа направлена на обоснованность и реальность бюджетирования.

Второй этап - оценка возможностей предприятия, в том числе производственных мощностей, трудовых ресурсов, финансовых средств и источников их получения.

Третий этап состоит в разработке ценовой политики предприятия по видам продукции и рынках сбыта.

Четвертый этап - разработка системы норм и нормативов (затрат сырья и материалов, запасов сырья, материалов и готовой продукции). Без создания такой нормативной базы процесс бюджетирования в лучшем случае не даст ожидаемых результатов, а быстрее всего будет дискредитирован. На нем этапе обеспечивается обоснованность и экономичность бюджетирования.

Пятый, центральный этап состоит в разработке системы операционных, финансовых и функциональных бюджетов.

Последний, шестой этап состоит в реализации бюджетов, контроле по их выполнению, анализе отклонений и факторов, которые обусловили их, а также корректировке в случае необходимости. [14. С.117]

Эти этапы являются как бы макетом, моделью процесса бюджетирования и придерживаться в точности каждого из них не следует, при составлении бюджетов нужно учитывать специфику деятельности предприятия, отраслевые особенности, правильно выбрать бюджетный период, а это иногда очень сложно сделать.

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОАО «ПЛЕМПТИЦЕЗАВОД «ЦАРЕВЩИНСКИЙ-2»

2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия

 

ОАО «Племптицезавод «Царевщинский - 2» расположено в селе Царевщина Балтайского района Саратовской области. Территория хозяйства удалена от города Саратова на 200 км и находится в Северной Правобережной зоне. Природно-климатические условия благоприятны для возделывания зерновых и кормовых культур. Производственное направление – племенное птицеводство.

Основной вид деятельности, осуществляемый ОАО «ППЗ «Царевщинский-2» - разведение родительских форм птицы мясного направления и производство и реализация инкубационного яйца. Побочными (сопутствующими) видами деятельности являются производство и реализация товарного яйца и мяса птицы. Общество является коммерческой организацией и действует в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом.

На территории птицефабрики действует собственный кормоцех, обеспечивающий птицу основными видами кормов. Покупаются часть белковых и витаминных, минеральные корма, аминокислоты, антибиотики.

Технологический процесс имеет поточный характер и последовательную взаимосвязь, начиная от производства яиц, затем вывода, выращивания молодняка и регулярного во все месяцы комплектования промышленного стада несушек.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 ‑ Объем и структура товарной продукции предприятия

Показатели

2007 г 

2008 г 

2009 г 

В среднем за 2007-2009гг

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Птица в живой массе

3349

3,5

7146

6,3

8442

7

6312,3

5,8

Яйца

89091

92,6

99865

87,9

103764

86,8

97573,3

88,9

Суточные птенцы

-

-

-

-

-

-

-

-

Продукция птицеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

3728

3,9

6488

5,7

7402

6,2

 

5872,7

5,3

Всего по животноводству

96168

100,0

113527

100,0

119608

100,0

109758,3

100

Товары

-

-

-

-

-

-

-

-

Работы и услуги

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего по хозяйству

96168

100,0

113527

100,0

119608

100,0

109758,3

100,0

 

Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции хозяйства по итогам данного периода приходится на животноводство, а именно птицеводческую отрасль – 100%. Внутри этой отрасли преобладающее значение имеет производство яиц – 88,9%, а также продукция переработки мяса птицы – 5,3%.

Подводя итог, можно сказать, что производственное направление ОАО ППЗ «Царевщинский - 2» за период 2007 – 2009 гг. птицеводческая,  с производством племенного яйца.

Обеспеченность анализируемого хозяйства основными средствами производства и эффективность их использования рассмотрим с помощью таблицы 2.2.

 

Таблица 2.2 ‑ Обеспеченность предприятия основными средствами производства и эффективность их использования

Показатели

2007г.

2008г.

2009г.

2009г. в % к 2007г.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

140453

176765

186341,5

133

Валовая продукция сельского хозяйства в действующих ценах, тыс. руб.

97675

116040

119608

122

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

17515

17806

18589

106

Фондообеспеченность хозяйства, тыс. руб.

1692

3264

2740,3

160

Фондоотдача, руб.

0,69

0,66

0,64

93

Фондоёмкость, руб.

1,45

1,51

1,56

25

Фондорентабельность, %

12,5

10,07

9,98

79

 

Данные таблицы 2.2 свидетельствуют о том, что хозяйство достаточно обеспечено основными средствами производства. Если сравнивать показатели 2009 года с аналогичными в 2007 году, можно отметить заметное увеличение стоимости основных фондов, а именно на 33%, в  связи с чем, возросли и показатели фондообеспеченности на 60%.

Показатели эффективности использования основных средств предприятия за анализируемый период имеют тенденцию к снижению. Фондоотдача составила по итогам 2009 года  0,64 руб., что на 0,05 руб. меньше, чем в 2007 году. Соответственно фондоёмкость изменилась за этот же период и составила 1,56 руб. Фондорентабельность составила 9,98%.

Объём производства сельскохозяйственной продукции является важнейшим показателем деятельности предприятия в аграрной сфере. От его величины зависит степень удовлетворённости населения в продуктах питания, а промышленности – в сырье. Этот показатель напрямую связан с себестоимостью продукции, прибылью хозяйствующего субъекта и как следствие с его финансовым положением и платёжеспособностью.

 

Таблица 2.3 ‑ Экономические показатели деятельности предприятия

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009г.

Выручка от реализации продукции (без НДС), тыс. руб.

97675

116040

123371

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

80160

98234

104946

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

+17515

+17806

+18425

Уровень рентабельности основной деятельности, %

+21,8

+18,1

+17,5

Информация о работе Бюджетирование как распределенная система согласованного управления деятельностью предприятия