Бюджетирование как распределенная система согласованного управления деятельностью предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Содержание

1 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 6
1.1 Понятие бюджета, его значение и виды 6
1.2 Цели и функции бюджетирования 11
1.3 Принципы и этапы бюджетирования
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОАО «ПЛЕМПТИЦЕЗАВОД «ЦАРЕВЩИНСКИЙ-2» Балтайского района Саратовской области 19
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия 19
2.2 Организация планирования и бюджетирования на предприятии 24
2.3 Разработка операционного и финансового бюджетов ОАО «ППЗ Царевщинский-2».. .30
3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 37
3.1 Автоматизация бюджетирования 37
3.2 Проблемы внедрения бюджетирования и управления 39
3.3 Выполнение индивидуального задания…………………….……………...46
Выводы и предложения 50
Список использованной литературы 53
Приложенияэ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

управление, бюджетирование (2).doc

— 512.50 Кб (Скачать)


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.И. ВАВИЛОВА»

 

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

Бюджетирование как распределенная система согласованного управления деятельностью предприятия

 

 

 

 

Исполнитель:

 

 

Руководитель:

Новосёлова С.А.

 

 

 

Саратов 2011
СОДЕРЖАНИЕ

Введение              3

1 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА              6

1.1 Понятие бюджета, его значение и виды              6

1.2 Цели и функции бюджетирования              11

1.3 Принципы и этапы бюджетирования

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОАО «ПЛЕМПТИЦЕЗАВОД «ЦАРЕВЩИНСКИЙ-2» Балтайского района Саратовской области              19

2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия              19

2.2 Организация планирования и бюджетирования на предприятии              24

2.3 Разработка операционного и финансового бюджетов ОАО  «ППЗ Царевщинский-2»..              .30

3 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ              37

3.1 Автоматизация бюджетирования              37

3.2 Проблемы внедрения бюджетирования и управления              39

3.3 Выполнение индивидуального задания…………………….……………...46

Выводы и предложения              50

Список использованной литературы              53

Приложенияэ…………………………………………………………………….57


Введение

 

Актуальной задачей любого предприятия на современном этапе является повышение его конкурентоспособности. Это связано с ужесточением конкурентной борьбы и резким ограничением внешних ресурсов. Данная ситуация приводит к отсутствию возможностей для роста бизнеса, выхода его на новые рынки, и снижению, в конечном итоге, его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладить самонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременно реагировать на воздействия окружающей среды во всех областях.

Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его конкурентоспособности. Таким образом,  аргументирована необходимость бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.

Произошедшие в последние годы структурные, имущественные и правовые изменения в отечественной экономике неизбежно вызывают необходимость стратегически ориентированные программы развития сельскохозяйственных предприятий дополнять бюджетированием. Представляя собой, специфический подход к организации управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия, оно обеспечивает полное участие всех подразделений предприятия в процессах становления комплексных планов на основе своевременной и достоверной информации о состоянии разработки и внедрения бюджетных систем планирования и отчетности.

В современной литературе приводятся разнообразные определения понятия бюджета предприятия.

По Быстрову С.А., бюджет предприятия – это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определённый период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения планом целей.

По Гагариной Е.Н., бюджет- это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций.

В своей работе С.В. Ильдеменов с коллективом авторов считает, что понятия «план» и «бюджет» являются по смыслу очень близкими. В английском языке используется слово «бюджет», от него вся процедура называется «бюджетированием».[5]

В любом предприятии существует необходимость внедрения механизма бюджетного планирования, как универсального инструмента управления. Так как бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность предприятия  за счет поддержания функции лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества предоставляемых услуг, и достижении стратегических целей исходя из ограниченного набора средств и ресурсов.[1]

Данная работа имеет целью  изучить и проанализировать финансовый бюджет сельскохозяйственного предприятия, его структуру и принципы составления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить основные принципы  составления бюджета на сельскохозяйственном предприятии;

- изучить основные виды бюджетов организации;

- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;

- исследовать технологию бюджетирования на сельскохозяйственном предприятии;

- разработать финансовый бюджет для конкретного предприятия.

Предметом исследования является сельскохозяйственное предприятие ОАО «ППЗ «Царевщинский-2», объектом исследования ‑ процесс  бюджетирования в организации в целом.

При проведении исследований использовались следующие приемы и методы: метод сравнения, абсолютных и относительных величин, табличный, графический, цепных подстановок и другие.

 


1 БЮДЖЕТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

 

1.1 Понятие бюджета, его значение и виды

 

Бюджет-это форма планового отчета, которая определяет потребность в различных ресурсах, материалах, расходах и доходах.

Целью составления бюджетов является планирование и учёт финансово-хозяйственных результатов деятельности организации.

По формам можно выделить следующие группы бюджетов [2, с. 27]:

-финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;

-операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов, бюджет коммерческих расходов, и др.;

-вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.

Финансовые бюджеты. Разрабатываются в ходе бюджетного планирования. Являются конечными документами. Они носят обязательный характер для управления предприятием.

Операционные бюджеты служат для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными показателями; определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые должны учитываться при составлении основных бюджетов. Операционные и вспомогательные бюджеты используются для разработки финансовых бюджетов. Их состав формируется исходя, из целесообразности их разработки и определяется руководством предприятия.

Операционный бюджет служит для детализации, в рамках определенного временного периода, содержания показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

 

 

Бюджеты можно представить следующим образом:

Таблица 1.1 - Классификация видов бюджетов предприятия [2, с. 31]

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности

предприятия

Бюджет по операционной

деятельности

Бюджет инвестиционной

деятельности

Бюджет по финансовой

деятельности

По видам затрат

Бюджет текущих затрат

Бюджет капитальных затрат

По широте номенклатурных затрат

Функциональный бюджет

Комплексный бюджет

По методам разработки

Фиксированный бюджет

Гибкий бюджет

По временному периоду

Месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный (скользящий)

бюджет

По степени содержания

информации

Укрупненный бюджет

Детализированный бюджет

 

Все эти виды бюджетов (табл. 1) необходимы для составления прогноза финансового состояния предприятия и для проведения постатейного анализа. Данный классификатор позволяет сгруппировать бюджеты по видам деятельности для упрощения их консолидации в основные финансовые отчёты.

В более широком смысле бюджеты можно классифицировать на:

-срочный бюджет - составляется на период 1 месяц, 1 квартал и т. п.;

-перспективный бюджет. Создаётся для планирования генерального развития предприятия на период более одного года.

В каждый бюджет закладываются основные показатели деятельности компании, с учётом которых должна строиться хозяйственно-финансовая работа организации. Для оценки эффективности работы организации разрабатываются определенные критерии и показатели.

Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

1.                  Планирование помогает контролировать деятельность организации. Без наличия плана управляющий, как правило, только реагирует на обстановку, вместо того, чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

2.                  Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствии бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов может включать в себя результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитывает появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

3.                  Бюджет является средством координирующим деятельности различных подразделений организации. Оно побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность, принимая во внимание интересы организации в целом.

4.                  Бюджет – основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений.

Процесс составления организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов как:

                              планирование с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности организации в целом, а так же ее структурных подразделений;

Информация о работе Бюджетирование как распределенная система согласованного управления деятельностью предприятия