Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:17, курсовая работа
В данной работе рассмотрены цели и сущность бизнес-планирования для ОАО «Борисовский мясокомбинат». Производство продуктов питания (колбасных изделий, мясных полуфабрикатов) для ОАО «Борисовский мясокомбинат» является залогом успеха в его развитии, так как это соответствует удовлетворению основной физиологической потребности человека в пище.
ВВЕДЕНИЕ 7
1. РЕЗЮМЕ 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 13
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ 21
4.СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА 27
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН 32
5.1 Программа производства и реализации продукции 32
5.2 Производственные мощности 33
5.3 Материально-техническое обеспечение 36
6.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 38
7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН, СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ 44
8. Показатели эффективности проекта 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В 59
Два колбасных цеха предприятия производят широкий ассортимент колбасных изделий, различные мясные полуфабрикаты: крупнокусковые, мясокостные, фарш, котлеты и пельмени.
Продукция предприятия отличается высоким качеством и заслуженно пользуется высоким спросом у покупателей.
Общий объем производства приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 Общий объем производства продукции ОАО «Борисовский мясокомбинат»
Наименование |
Ед. изм. |
Ожид.2011 года |
Факт 2010 года |
Темп роста, % |
Переработано скота,всего |
тн |
19369 |
16771 |
115,5 |
в т.ч. из госсырья |
тн |
19347 |
16727 |
115,7 |
|
тн |
11801 |
9764 |
120,8 |
в т.ч. из госсырья |
тн |
11626 |
9737 |
119,4 |
|
тн |
9149 |
8746 |
104,6 |
в т.ч. из госсырья |
тн |
9149 |
8746 |
104,6 |
в т.ч. вареные |
тн |
3924 |
4045 |
97,0 |
сосиски, сардельки |
тн |
1297 |
1135 |
114,3 |
полукопченые |
тн |
247 |
208 |
118,8 |
копчености |
тн |
973 |
955 |
101,9 |
твердокопченые |
тн |
1569 |
1433 |
109,5 |
субпродуктовые |
тн |
1032 |
925 |
111,6 |
прочая |
тн |
107 |
45 |
237,8 |
|
тн |
2690 |
2614 |
102,9 |
в т.ч. из госсырья |
тн |
2690 |
2614 |
102,9 |
в т.ч. котлеты |
тн |
270 |
308 |
87,7 |
пельмени |
тн |
433 |
377 |
114,9 |
фарш |
тн |
568 |
510 |
111,4 |
мясокостные |
тн |
824 |
813 |
101,4 |
крупнокусковые |
тн |
595 |
606 |
98,2 |
|
тн |
566 |
460 |
123 |
в т.ч. из госсырья |
тн |
566 |
460 |
123 |
в т.ч. костный |
тн |
116 |
107 |
108,4 |
|
тн |
100 |
76 |
131,6 |
|
тн |
991 |
918 |
108 |
Структура выработанного ассортимента колбасных изделий в 2010-2011годах показана ниже на рисунках 3.1-3.2.
Рис. 3.1 - Структура колбасных изделий за 2010 год
Рис. 3.2 - Структура колбасных изделий за 2011 год
В 2011 году по сравнению с 2010 годом ассортимент вырабатываемой предприятием продукции остался практически на прежнем уровне. На 4% снизился удельный вес вареных колбас и на 1% увеличился удельный вес сосисок, сарделек и твердокопченых колбас. Как и ранее наибольший удельный вес занимают вареные колбасные изделия.
ОАО «Борисовский мясокомбинат» наладил выпуск копченостей в термоусадочные вакуумные пакеты, (порционная нарезка), что придало эстетичный вид продукции и позволило увеличить сроки хранения до 30 суток,вареные колбасные изделия производятся в газоводонепроницаемых оболочках, что позволяет увеличивать выход готовой продукции и сроки годности.
Необходимое
качество готовой продукции
Производственный
процесс и качество готовой продукции
контролируются отделом производственно-
С внедрением системы качества значительно изменилась система контроля качества, система учета. На предприятии специалистами разработаны 22 стандарта, Руководство по качеству, 6 методических указаний, которые охватывают деятельность всех служб и подразделений.
Для успешного
функционирования СМК и эффективного
достижения поставленных целей выделены
основные процессы, влияющие на качество
выпускаемой продукции и
ОАО «Борисовский мясокомбинат» постоянно расширяет имеющийся ассортимент выпускаемой продукции. Разработка и постановка продукции на производство осуществляется строго в соответствии с нормативными документами, действующими на территории РБ, а также в соответствии со стандартом предприятия «Разработка новых видов изделий».
При разработке
новых видов продукции
На предприятии создана служба качества, которая осуществляет полный контроль, разработаны стандарты предприятия: «Контроль соблюдения технологической дисциплины», «Контроль и измерение качества и безопасности продукции» и др.
Через запланированные
интервалы с целью
На предприятии регулярно проводятся Дни качества. Все выявленные недостатки и принятые решения вывешиваются на Экранах качества в цехах.
Вся выпускаемая предприятием продукция проходит необходимые биохимические, санитарно-химические и органолептические испытания
Значительная часть продукции, выпускаемой ОАО «Борисовский мясокомбинат», сертифицирована в национальной системе сертификации РБ-БелСТ на соответствие требованиям НД и частично в системе ГОСТ Р, хотя обязательной сертификации подлежат только сырокопченые и сыровяленые колбасные изделия и сухие животные корма.
Ситуация на рынке мясной продукции Республики Беларусь в последние годы существенно не изменяется. В данной сфере работают множество производителей, однако основная конкуренция идет между небольшим количеством крупнейших в стране производителей мясных изделий: ОАО «Минский мясокомбинат», ОАО «Гродненский мясокомбинат», ОАО «Волковысский мясокомбинат». Специфика товара такова, что спрос на данную продукцию достаточно стабилен, ввиду его повседневной потребности, и ведется борьба лишь внутри отрасли за распределение доли рынка и выход на лидирующие позиции между производителями. Ведущие предприятия в отрасли степенными темпами то наращивают, то незначительно сокращают объемы производства, иногда вытесняя с рынка мелких производителей, не способных достойно конкурировать.
В целом рынок колбасных и мясных изделий может быть охарактеризован как рынок в стадии насыщения, то есть уровень конкуренции и его динамика будут существенно возрастать. В дальнейшем, тенденции его развития будут определяться также давлением со стороны товаров-субститутов, наиболее значимыми будут замороженные полуфабрикаты, темпы роста которых в РФ уступают только рынку пива (в продовольственном секторе), при уровне потребления в 4 - 5 раз меньше, чем в европейских странах.
На рынке заметна дифференциация производителей. Например, Борисов, Слуцк, Могилев, Орша известны за счет сырокопченых колбас; Пинск, Слоним, Гродно, Волковыск ассортимент сырокопченых колбас незначителен и существенно уступает по количеству наименований варено-копченым колбасам.
Определенную опасность для БМК и других крупных мясокомбинатов представляют мелкие специализированные производители, такие как «Колти» (салями), "Валдас" (сыровяленые колбасы), Викос, «Грандальфа», «КомертехСервис», которые специализируются на производстве нескольких видов продукции и широко представлены на рынках; в отсутствии брэндов они способны оттягивать покупателей от больших мясокомбинатов особенно в низкоценовом диапазоне.
Развитие фирменной торговли производителей колбасных и мясных изделий имеет характерную особенность - большинство производителей открывает фирменные магазины и торговые точки, которые расположены территориально рядом с самим производителем, а также в Минске или ближайшем областном центре.
В Минске фирменную торговлю организовали Минский мясокомбинат, ММПЗ, Слонимский мясокомбинат, Волковысский мясокомбинат, ПК«Сувенир», Смолевичская птицефабрика, Минская птицефабрика им. Крупской. Помимо этого, на рынках есть ряд точек, где представлена продукция только одного производителя (к таким производителям относятся Могилевский мясокомбинат, Ошмянский мясокомбинат, Борисовский мясокомбинат, Гродненский мясокомбинат, Волковысский мясокомбинат, Грандальфа).
Уже предпринимаемые шаги БМК по развитию фирменной торговли:
1. Создаются фирменные секции в различных регионах РБ.
2. Открылся фирменный магазин в Минске, ведется работа по открытию новых фирменных магазинов в данном городе.
Учитывая
сложившиеся соотношения
Целью выбранной стратегии является удовлетворение потребностей потребителей имеющегося сегмента лучше, чем конкуренты и обеспечение конкурентных преимуществ производимого товара за счет оперативного реагирования на запросы потребителей.
Такая стратегия опирается на:
Маркетинг представляет собой рыночный рычаг управления производством и реализацией продукции на предприятии, направленный на анализ и оценку потребностей и запросов потребителей, а также на переориентацию всего процесса производства на учет этих требований при изготовлении продукции. Концепция маркетинга состоит в обеспечении достижения основных целей определенных стратегий хозяйствования путем целенаправленного регулирования качества продукции, цены товара, оптимизации каналов сбыта. Руководство комбината в 2004 году ввело отдел маркетинга.
ОАО «Борисовский мясокомбинат» производит и намерен в дальнейшем производить колбасные изделия и иную продукцию высокого качества. Предприятие и каждое его звено должны быть настроены на своевременный учет запросов потребителей.
Для того чтобы успешно продать все то, что выпускает предприятие, необходимо на основе изучения и оценки рынков сбыта и конкурентов сформировать четкую программу переориентации каждого работника на учет требований потребителей и организовывать производство продукции под конкретные заказы покупателей. В работу коллектива предприятия следует заложить основные принципы маркетинга, опирающиеся на его исходное требование: производить не то, что производится, а те изделия, которые раскупаются без образования огромных складских запасов готовой продукции.
Отпускные цены на колбасные изделия формируются организациями-изготовителями исходя из плановых затрат на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.
Успешная
продажа колбасных изделий
Самым популярным периодом рекламы для производителей колбасных и мясных изделий являются предпраздничные и послепраздничные дни (также на радио). Реклама постепенно втягивает потенциальных потребителей в круг клиентов предприятия. Реклама должна опережать выпуск товаров, быть реалистичной.
Основными регионами рынка сбыта являются и будут являться г.Минск и Минская область, г.Борисов и Борисовский район.
Основным каналом сбыта является продажа колбасных изделий торговым предприятиям Минска и Минской области, г.Борисова, коммерческим фирмам, школам, больницам, закрытым учреждениям.
Часть произведенной продукции реализуется через свою торговую сеть.
Предприятие намерено расширять реализацию продукции через собственную торговую сеть, в первую очередь за счет совершенствования работы семи фирменных магазинов, открытия новых.