Безналичные расчеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов. Организация безналичных расчётов на Частном унитарном предприятии «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
Методика аналитического и синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и заказчиками.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, расчётно-договорной дисциплины по исследуемому предприятию, ответственность за её нарушение. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация безналичных расчётов.
1.1. Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов.
1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов.
2. Критический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
3. Краткая экономическая характеристика Частного производственного предприятия «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
4. Организация бухгалтерского учёта и методика анализа безналичных расчётов.
4.1. Организация учёта безналичных расчётов и направления его совершенствования.
4.1.1. Аналитический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и его значение в принятии финансовых решений.
4.3. Анализ расчётно-договорной дисциплины и ответственность за её нарушение.
_5. Контроль за организацией безналичных расчётов субъектов хозяйствования в современных условиях.
5.1. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии.
5.2. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3. Необходимость и пути совершенствования учёта и контроля за безналичными расчётами в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

Диплом безналичные расчёты.doc

— 845.00 Кб (Скачать)
 
 

Рис. 1.2. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными поручениями 
 

      При отсутствии средств на расчётном  счёте поручения по платежам в  бюджет и внебюджетные фонды плательщик может сдавать в банк предварительно срока платежа, который указан в  поручении.

      При предварительной оплате процесс начинается с перевода денег на счёт поставщика или получателя и заканчивается отгрузкой продукции или оказанием услуг. Последовательность движения и обработки документов при предварительной оплате показана на рис.1.3.

                                                                                                           

Операция Покупатель Банк  покупателя Банк  поставщика Поставщик
1. Выписка и сдача в банк платёжного  поручения

2. Приёмка и оплата платёжного поручения
3. Перевод платежа в банк получателя
4. Зачисление денежных средств  на счёт получателя
5. Уведомления получателя о поступлении  денежных средств
6. Отгрузка продукции, оказание  услуг и выполнение работ
 
 

Рис. 1.3. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными поручениями            (предварительная оплата) 

      При расчётах платёжными требованиями-поручениями  расчётные документы направляются плательщику, пропуская обслуживающий  банк. Плательщик при согласии оплатить платёжное требование-поручение предъявляет его в трёх экземплярах в обслуживающий банк. Первый и второй экземпляры должны быть заверены подписями служебных лиц плательщика и оттиском печати в соответствии с поданными узорами. 

      Последовательность  документооборота при расчётах платёжными требованиями-поручениями показана на рис. 1.4. 

Операция Поставщик Банк  поставщика Банк  плательщика Плательщик
1. Отгрузка продукции, оказание  услуг и выполнение работ

2. Выписка и сдача платёжного требования-поручения
3. Направление плательщику требования-поручения  вместе отгрузочными и другими  документами, предусмотренными договором
4. Акцепт платёжного требования-поручения  или отказ от акцепта
5. Предъявление акцептованного платёжного поручения в банк для оплаты
6. Списание денег со счёта плательщика
7. Перевод платежа в банк поставщика
8. Зачисление денежных средств  на счёт поставщика
9. Уведомление поставщика о поступлении  денежных средств
 
 

Рис 1.4.  Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными требованиями – поручениями 

      Платёжное требование-поручение оплачивается банком в сумме, акцептованной плательщиком. Срок, на протяжении которого плательщик обязан предъявить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

      При равномерных и постоянных поставках  расчёты между плательщиком и  получателем могут осуществляться в порядке плановых платежей. При  использовании этой формы расчёты  производятся не по каждой отдельной отгрузке товаров, а путём периодического перечисления денег в срок и в размерах, заранее согласованных в договоре между плательщиком и получателем. Договор, который предусматривает расчёты плановыми платежами, в банк не предоставляется.

            Расчёты аккредитивами  могут использоваться при установлении такой формы расчётов договором, а также при систематической  задержке платежей. При использовании  этой формы расчётов плательщик предоставляет  в банк, где открыт его расчётный  счёт, заявление на аккредитив в 4 экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати в соответствии с поданными в банк узорами. Условия открытия аккредитива должны соответствовать условиям договора, который был заключен между поручителем аккредитива и получателем средств по аккредитиву (бенефициаром).

      Аккредитив  может быть отзывной и безотзывный. Отзывной аккредитив может быть изменён  или анулирован в любой момент без предварительного уведомления  бенефициара. Для изменения или аннулирования безотзывного аккредитива нужно согласие банка-эмитента и бенефициара.

      Открытие  аккредитива осуществляется за счёт собственных средств поручителя или за счёт кредита банка. Не допускается  частичное открытие аккредитива  за счёт собственных средств и банковского кредита.

      Банк-эмитент  должен следить за своевременным  закрытием аккредитива. Если поручитель и бенефициар обслуживаются в  одном банке, аккредитив закрывается  после окончания срока его  действия, а при обслуживании в  различных банках – после четырёх рабочих дней со дня окончания срока действия аккредитива. График движения и обработки документов при расчётах аккредитивами показаны на рис.1.5. 
 

      Операция Приказода-тель Банк-эмитент Банк  бенефициара Бенефициар
1. Выписка и предоставление в банк-эмитент заявления на аккредитив

2. Проверка правильности оформления  заявления на аккредитив и  депонирование средств на балансовом  счёте "Аккредитивы"
3. Уведомление приказодателя о списании средств и открытия аккредитива
4. Пересылка в банк бенефициара  уведомления об открытии аккредитива
5. Выдача бенефициару уведомления  об открытии аккредитива
6. Отгрузка продукции, оказание  услуг и выполнение работ
7. Выписка реестра счетов для  оплаты отгруженной продукции,  оказанных услуг и выполненных  работ
8. Сдача в банк бенефициара реестра счетов с приложенными товарно-транспортными и другими документами
9. Пересылка в банк-эмитент реестра  счетов
10. Проверка реестра счетов на  предмет соответствия его условиям  аккредитива
11. Перевод средств в банк бенефициара
12. Зачисление на расчётный счёт бенефициара поступивших средств
13. Уведомление бенефициара о зачислении  средств на его счёт
 
 

Рис. 1.5.  Движение и обработка платёжных документов при расчётах аккредитивами 

      Положение о безналичных расчётах  Республике Беларусь предусматривает расчёты чеками с чековой книжки и расчётными чеками. Отличают денежные чеки, чеки с чековой книжки для безналичных расчётов и расчётные чеки. Денежные чеки используются для выдачи банками клиентам наличных денег. Чеки с чековых книжек предназначены для безналичных расчётов за товары на территории Республики Беларусь между юридическими лицами, а также физическими и юридическими лицами, включая с предпринимателями без образования юридического лица.

      Последовательность  движения и обработки платёжных документов при осуществлении расчётов чеками показана на рис.1.6.

      Расчётный чек – именной расчётно-денежный документ, выписанный на специальном  бланке, который содержит письменное поручение чекодателя банку о  перечислении с его счёта определённой суммы на счёт получателя (чекополучателя) или о выдаче наличных денежных средств. Чекодатель расчётного чека – юридическое или физическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, который осуществляет платёж за товары и услуги с помощью чека, а чекополучатель расчётного чека – юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, который является получателем платежа по чеку.

     Чековая книжка складывается с вкладыша, контрольного талона и чеков. При выдаче чековой  книжки ответственный исполнитель банка выполняет следующие действия:

    • заполняет вторую сторону вкладыша чековой книжки;
    • на внешней стороне каждого чека указывает реквизиты банка чекодателя, название чекодателя и номер его счёта;
    • на обратной стороне заявления-обязательства указывает срок действия чековой книжки и дату её выдачи;
    • заполняет контрольный талон чековой книжки, который предназначен для списания бланка чековой книжки.

      Последовательность  движения и обработки платёжных  документов при осуществлении расчётов чеками показана на рис.1.6. 

      Операция Чекодатель Банк  чекодателя Банк  чекополучателя Чекополучатель
1. Предоставление заявления на  получение чековой книжки и  платёжного поручения на депонирование  денежных средств

2. Депонирование денежных средств  на отдельном счёте
3. Выдача чековой книжки чекодателю
4. Выписка и передача чека чекополучателю
5. Отпуск продукции, оказание услуг  и выполнение работ
6. Предъявление чека и реестра-поручения  в банк чекодателя
7. Пересылка чека и реестра-поручения  в банк чекодателя
8. Оплата чека путём списания  депонированной суммы денег с  отдельного счёта
9. Уведомление чекодателя о списании  депонированной суммы
10. Перевод платежа в банк чекополучателя
11. Зачисление денег на счёт чекополучателя
12. Уведомление чекополучателя о  поступлении денег
 
 

Рис. 1.6. Движение и обработка платёжных документов при расчётах чеками 

      Договором между банком и клиентом определяется размер дохода на депонированную сумму. Чековая книжка действительна на протяжении одного года. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счёте по заявлению чекодателя этот срок может быть продлён на один год. Пополнение чековой книжки осуществляется банком чекодателя аналогично порядка первоначального депонирования средств с указанием дополнительной суммы на корешке следующего неиспользованного чека и на предыдущей стороне чека подписью и числами с отметкой «Дополнительный взнос». Указанная запись заверяется подписью контролёра и печатью банка на внешней стороне чека, который остаётся в чековой книжке. При полном использовании чеков на неиспользованный остаток средств по желанию клиента может быть выдана новая чековая книжка.

      Наличные  деньги, эквивалентные сумме чека, чекодатель может получить в банке, который выдал расчётный чек, а также в других банках. При оплате чека другими банками, которые не входят в систему банка чекодателя, выданная сумма отражается как задолженность чекополучателя и погашается при получении платежа с банка чекодателя. После окончания срока действия расчётного чека, наличные деньги можно получить только в банке, который выдал чек, для чего подаётся заявление о возврате средств.

      Пластиковые карты стали использовать в качестве платёжного инструмента со второй половины ХХ в., что позволило сократить издержки денежного обращения, ускорить проведение расчётов и создать, в конечном счёте, принципиально новую (безбумажную) технологию расчётов. В отличие от других типов расчётных документов расчёты по пластиковым картам используются, в основном, населением для получения различных банковских услуг и оплаты за товары и услуги.

     Пластиковые карты могут использоваться в  качестве:

    • платёжных средств для расчётов за товары, бензин, телефонные разговоры, проезд на транспорте, услуги проката и автосервиса, посещение кинотеатров и различных клубов, пользование автодорогами и автостоянками и т.д.;
    • средств идентификации для санкционированного доступа на предприятии, в учреждения, здания или отдельные помещения, авторизации доступа к информации, базам данных, шифрования передаваемой по сети информации, разграничения доступа к ресурсам ЭВМ;
    • носителей информации: медицинские карты, паспорта граждан, технические паспорта на автомобили и сложную бытовую технику, водительские удостоверения, читательские билеты, студенческие книжки.

Информация о работе Безналичные расчеты