Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа
Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов. Организация безналичных расчётов на Частном унитарном предприятии «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
Методика аналитического и синтетического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками и заказчиками.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности, расчётно-договорной дисциплины по исследуемому предприятию, ответственность за её нарушение. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
Введение
1. Сущность и организация безналичных расчётов.
1.1. Экономическая сущность, значение и принципы безналичных расчётов.
1.2. Характеристика основных форм безналичных расчётов.
2. Критический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.
3. Краткая экономическая характеристика Частного производственного предприятия «Комбинат кооперативной промышленности» Буда-Кошелёвского райпо.
4. Организация бухгалтерского учёта и методика анализа безналичных расчётов.
4.1. Организация учёта безналичных расчётов и направления его совершенствования.
4.1.1. Аналитический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.1.2. Синтетический учёт расчётов с поставщиками, подрядчиками и покупателями.
4.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности и его значение в принятии финансовых решений.
4.3. Анализ расчётно-договорной дисциплины и ответственность за её нарушение.
_5. Контроль за организацией безналичных расчётов субъектов хозяйствования в современных условиях.
5.1. Организация и проведение контрольно-ревизионной работы на предприятии.
5.2. Методика контроля за дебиторской и кредиторской задолженностью.
5.3. Необходимость и пути совершенствования учёта и контроля за безналичными расчётами в современных условиях хозяйствования.
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Рис.
1.2. Движение и
обработка платёжных
документов при расчётах
платёжными поручениями
При отсутствии средств на расчётном счёте поручения по платежам в бюджет и внебюджетные фонды плательщик может сдавать в банк предварительно срока платежа, который указан в поручении.
При предварительной оплате процесс начинается с перевода денег на счёт поставщика или получателя и заканчивается отгрузкой продукции или оказанием услуг. Последовательность движения и обработки документов при предварительной оплате показана на рис.1.3.
Операция | Покупатель | Банк покупателя | Банк поставщика | Поставщик |
1.
Выписка и сдача в банк |
| |||
2. Приёмка и оплата платёжного поручения | ||||
3.
Перевод платежа в банк | ||||
4. Зачисление денежных средств на счёт получателя | ||||
5.
Уведомления получателя о | ||||
6. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ |
Рис.
1.3. Движение
и обработка платёжных
документов при расчётах
платёжными поручениями
(предварительная оплата)
При
расчётах платёжными требованиями-поручениями
расчётные документы
Последовательность
документооборота при расчётах платёжными
требованиями-поручениями показана на
рис. 1.4.
Операция | Поставщик | Банк поставщика | Банк плательщика | Плательщик |
1. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ |
| |||
2. Выписка и сдача платёжного требования-поручения | ||||
3.
Направление плательщику | ||||
4.
Акцепт платёжного требования- | ||||
5. Предъявление акцептованного платёжного поручения в банк для оплаты | ||||
6.
Списание денег со счёта | ||||
7.
Перевод платежа в банк | ||||
8. Зачисление денежных средств на счёт поставщика | ||||
9.
Уведомление поставщика о |
Рис 1.4.
Движение и обработка
платёжных документов
при расчётах платёжными
требованиями – поручениями
Платёжное
требование-поручение
При
равномерных и постоянных поставках
расчёты между плательщиком и
получателем могут
Расчёты аккредитивами могут использоваться при установлении такой формы расчётов договором, а также при систематической задержке платежей. При использовании этой формы расчётов плательщик предоставляет в банк, где открыт его расчётный счёт, заявление на аккредитив в 4 экземплярах на бланке установленной формы. Заявление должно быть заверено подписями лиц и оттиском печати в соответствии с поданными в банк узорами. Условия открытия аккредитива должны соответствовать условиям договора, который был заключен между поручителем аккредитива и получателем средств по аккредитиву (бенефициаром).
Аккредитив может быть отзывной и безотзывный. Отзывной аккредитив может быть изменён или анулирован в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Для изменения или аннулирования безотзывного аккредитива нужно согласие банка-эмитента и бенефициара.
Открытие аккредитива осуществляется за счёт собственных средств поручителя или за счёт кредита банка. Не допускается частичное открытие аккредитива за счёт собственных средств и банковского кредита.
Банк-эмитент
должен следить за своевременным
закрытием аккредитива. Если поручитель
и бенефициар обслуживаются в
одном банке, аккредитив закрывается
после окончания срока его
действия, а при обслуживании в
различных банках – после четырёх рабочих
дней со дня окончания срока действия
аккредитива. График движения и обработки
документов при расчётах аккредитивами
показаны на рис.1.5.
Операция | Приказода-тель | Банк-эмитент | Банк бенефициара | Бенефициар |
1. Выписка и предоставление в банк-эмитент заявления на аккредитив |
| |||
2.
Проверка правильности | ||||
3. Уведомление приказодателя о списании средств и открытия аккредитива | ||||
4.
Пересылка в банк бенефициара
уведомления об открытии | ||||
5.
Выдача бенефициару | ||||
6. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ | ||||
7. Выписка реестра счетов для оплаты отгруженной продукции, оказанных услуг и выполненных работ | ||||
8. Сдача в банк бенефициара реестра счетов с приложенными товарно-транспортными и другими документами | ||||
9.
Пересылка в банк-эмитент | ||||
10.
Проверка реестра счетов на
предмет соответствия его | ||||
11.
Перевод средств в банк | ||||
12. Зачисление на расчётный счёт бенефициара поступивших средств | ||||
13.
Уведомление бенефициара о |
Рис.
1.5. Движение
и обработка платёжных
документов при расчётах
аккредитивами
Положение о безналичных расчётах Республике Беларусь предусматривает расчёты чеками с чековой книжки и расчётными чеками. Отличают денежные чеки, чеки с чековой книжки для безналичных расчётов и расчётные чеки. Денежные чеки используются для выдачи банками клиентам наличных денег. Чеки с чековых книжек предназначены для безналичных расчётов за товары на территории Республики Беларусь между юридическими лицами, а также физическими и юридическими лицами, включая с предпринимателями без образования юридического лица.
Последовательность движения и обработки платёжных документов при осуществлении расчётов чеками показана на рис.1.6.
Расчётный
чек – именной расчётно-
Чековая книжка складывается с вкладыша, контрольного талона и чеков. При выдаче чековой книжки ответственный исполнитель банка выполняет следующие действия:
Последовательность
движения и обработки платёжных
документов при осуществлении расчётов
чеками показана на рис.1.6.
Операция | Чекодатель | Банк чекодателя | Банк чекополучателя | Чекополучатель |
1.
Предоставление заявления на
получение чековой книжки и
платёжного поручения на |
| |||
2.
Депонирование денежных | ||||
3.
Выдача чековой книжки | ||||
4.
Выписка и передача чека | ||||
5.
Отпуск продукции, оказание | ||||
6.
Предъявление чека и реестра- | ||||
7.
Пересылка чека и реестра- | ||||
8. Оплата чека путём списания депонированной суммы денег с отдельного счёта | ||||
9.
Уведомление чекодателя о | ||||
10.
Перевод платежа в банк | ||||
11.
Зачисление денег на счёт | ||||
12. Уведомление чекополучателя о поступлении денег |
Рис.
1.6. Движение и
обработка платёжных
документов при расчётах
чеками
Договором между банком и клиентом определяется размер дохода на депонированную сумму. Чековая книжка действительна на протяжении одного года. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счёте по заявлению чекодателя этот срок может быть продлён на один год. Пополнение чековой книжки осуществляется банком чекодателя аналогично порядка первоначального депонирования средств с указанием дополнительной суммы на корешке следующего неиспользованного чека и на предыдущей стороне чека подписью и числами с отметкой «Дополнительный взнос». Указанная запись заверяется подписью контролёра и печатью банка на внешней стороне чека, который остаётся в чековой книжке. При полном использовании чеков на неиспользованный остаток средств по желанию клиента может быть выдана новая чековая книжка.
Наличные деньги, эквивалентные сумме чека, чекодатель может получить в банке, который выдал расчётный чек, а также в других банках. При оплате чека другими банками, которые не входят в систему банка чекодателя, выданная сумма отражается как задолженность чекополучателя и погашается при получении платежа с банка чекодателя. После окончания срока действия расчётного чека, наличные деньги можно получить только в банке, который выдал чек, для чего подаётся заявление о возврате средств.
Пластиковые карты стали использовать в качестве платёжного инструмента со второй половины ХХ в., что позволило сократить издержки денежного обращения, ускорить проведение расчётов и создать, в конечном счёте, принципиально новую (безбумажную) технологию расчётов. В отличие от других типов расчётных документов расчёты по пластиковым картам используются, в основном, населением для получения различных банковских услуг и оплаты за товары и услуги.
Пластиковые карты могут использоваться в качестве: