Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности. Отчет о движении денежных средств. Практическое задание

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Формирование информации о движении денежных средств в разрезе направлений деятельности позволяет определить, какая из них является основным генератором денежных средств, по каким направлениям и в какой мере осуществляется их потребление. Именно эта информация позволяет руководству организации принимать решения по управлению потоками денежных средств, направленных на обеспечение стабильной платежеспособности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3-4

Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности…………...5-23
Отчет о движении денежных средств……………………………… 24-33
3.Практическое задание………………………………………………… 34-66

Заключение……………………………………………………………….67-68

Список литературы……………………………………………………….69

Работа содержит 1 файл

БФО Курсовик.docx

— 229.43 Кб (Скачать)

СТРОЕНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА 

Бухгалтерский баланс состоит из двух равновеликих частей: в одной отражаются средства по их составу, а в другой по источникам формирования.

Первая  часть баланса называется активом, а вторая пассивом. Актив от латинского activus - деятельный, действующий; пассив от латинского passivus - страдательный, недеятельный.

Самой важной особенностью бухгалтерского баланса  является равенство итогов актива и  пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и  тоже - хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве - источники, за счет которых они сформированы. Каждый элемент актива и пассива  называется статьей баланса, которые  сгруппированы в разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.

Источник  информации для составления баланса - бухгалтерские счета. Название счета  обычно совпадает с названием  объекта учета. Любой счет состоит  из двух частей: левой - дебета и правой - кредита. Деление счета на две  части объясняется движением  хозяйственных средств - их увеличением  или уменьшением. На каждом бухгалтерском  счете отражается начальный остаток - сальдо того или иного объекта  учета, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, на любой момент времени можно определить конечное сальдо по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку  средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения.

Сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части - кредитовым. Каждый бухгалтерский  счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.

Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные  средства, делятся на три группы. Активные счета - это счета, на которых  отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами. Пассивные  счета - это счета, на которых учитываются  источники формирования хозяйственных  средств. В отличие от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и  увеличение средств, а на кредите - их уменьшение, в пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите - их увеличение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами. Активно-пассивные счета - это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и  источники их формирования. К ним  относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти  лица могут выступать в роли должников  организации и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные  счета имеют структуру активного  счета, а во втором случае - пассивного.

Сальдо  активно-пассивного счета может  быть:

1)дебетовым;

2)кредитовым;

3)одновременно  и дебетовым и кредитовым.

Сальдо  может быть и дебетовым и кредитовым по тем счетам, на которых учитываются  расчеты с несколькими контрагентами: одни из них должники предприятия, а  другие - ее кредиторы. Содержание оборотов активно-пассивных счетов зависит  от того функцию, какого счета в данный момент они выполняют.

Для получения  различных по степени детализации  показателей существуют два вида счетов - синтетические и аналитические. Синтетические счета дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах - аналитическим учетом. Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются, и на синтетических и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей на синтетических счетах должны совпадать с итогами записей на аналитических счетах.

Помимо  синтетических и аналитических  счетов в бухгалтерском учете  применяются субсчета. Субсчета - промежуточное  звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами. При помощи субсчетов осуществляется промежуточная  группировка данных аналитического учета с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.

Требования, предъявляемые к  балансу

К бухгалтерскому балансу предъявляются такие  требования как: правдивость, реальность, единство, преемственность, ясность.

Правдивым баланс является тогда, когда он составлен на основе записей, сделанных на основе всех документов, отражающим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Баланс должен быть подтвержден документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.

Документальная  обоснованность показателей баланса. Информационной базой баланса служат документы, регистрирующие факты хозяйственной  жизни организации. Правдивость  баланса определяется полнотой и  качеством документов. Запоздалое или  неполное оформление фактов хозяйственной  деятельности организации приводит к искажению данных.

Обоснованность  баланса бухгалтерскими записями на счетах. Все фаты хозяйственной жизни  организации отражаются на бухгалтерских  счетах. Для составления правдивого баланса необходимо сверять записи по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец  отчетного периода, составить оборотные  ведомости и сверить итоги  последних с записями по соответствующему синтетическому счету.

Обоснованность  баланса бухгалтерскими расчетами. Результаты расчетов оказывают влияние  на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, прибыли и других показателей  баланса. На достоверность баланса  большое влияние оказывает правильность образования резервов. Размеры резервов, образуемых за счет издержек производства, непосредственно влияют на сумму  прибыли. При проверке реальности баланса  необходимо проверять правильность отчислений в резервы, правильность их использования. Порядок образования  и использования резервов определяется нормативными документами.

Обоснованность  баланса инвентаризацией. Между  данными учета фактическими остатками  средств могут возникать расхождения. Чтобы убедится, что числящиеся на бухгалтерских счетах остатки товарно-материальных ценностей и других средств существуют в действительности, не обходима инвентаризация. После проведения инвентаризации в  учетные остатки по счетам вносятся коррективы. Перед составлением заключительного  баланса должна быть проведена инвентаризация всех средств организации кроме  имущества, инвентаризация которого проводится не раньше 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может  проводиться один раз в три  года, а библиотечных фондов один раз  в пять лет.

Противоположность правдивости баланса является его  вуалирование - недостоверное отображение  состояния средств, искажение результатов  работы организации путем искажения  отдельных сторон деятельности.

Реальность  баланса. Под реальностью баланса понимают соответствие оценок его статей объективной действительности.

Теории  балансовых оценок, существующие на данный момент можно свести к следующим  группам: теория объективных оценок основана на принципе рыночных цен, которые  могли бы быть установлены при  продаже имущества на момент составления  баланса; теория субъективных оценок базируется на оценке, по которой средства числятся в учете (в книгах). Для товарно-материальных ценностей и основных средств  это будут затраты на приобретение или строительство, для долгов - их номинальная оценка.

Реальность  баланса зависит от ликвидности  средств организации. Под ликвидностью понимается способность средств  пройти кругооборот и в конечном итоге принять денежную форму. Ликвидность  дебиторской задолжности определяется возможностью получения денег от дебиторов. В активе баланса могут  быть как ликвидные ценности, так  и неликвидные. При оценке ликвидности  активов нужно брать нормативный  период оборота.

Единство  баланса заключается в его построении на единых принципах учета и оценки. Применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции. Статьи во всех балансах должны оцениваться одинаково в активе и в пассиве.

Преемственность баланса выражается в том, что каждый последующий баланс должен исходить из предыдущего.

Ясность баланса - доступность для понимания всех лиц имеющих к нему доступ.

Согласно  требованиям ПБУ 4/99 бухгалтерский  баланс должен включать числовые в  нетто-оценке, т. е. за минусом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу  и отчету о финансовых результатах. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском  учете» некоторые организации обязаны  публиковать годовую бухгалтерскую  отчетность. Приказом Минфина России от 28 ноября 1996 г. №101 утвержден порядок  публикации годовой бухгалтерской  отчетности открытыми акционерными обществами. Эта публикация производится после проверки и подтверждения отчетности независимым аудитором и утверждения ее общим собранием акционеров. Публикации в обязательном порядке подлежит Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Бухгалтерский баланс может публиковаться по сокращенной форме, которая в зависимости от величины объемных показателей может включать итоговые показатели по разделам или показатели по группам статей, предусмотренным в п. 20 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Классификация бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс классифицируется по видам в  зависимости от цели их составления.

Признаки  классификации бухгалтерского баланса:

1) время  составления;

2) источники  составления;

3) объем  информации;

4) характер  деятельности;

5) форма  собственности;

6) объект  отражения;

7) способ  очистки.

По времени  составления балансы классифицируются как:

а) вступительные;

б) текущие;

в) ликвидационные;

г) разделительные;

д) объединительные.

Вступительный баланс составляют на момент возникновения  организации. В нем определяется та сумма ценностей, с которой  организация начинает свою деятельность. Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования  организации. Они делятся на начальные, промежуточные и заключительные. Начальный баланс формируется на начало, а заключительный на конец  отчетного года. Заключительный баланс отчетного года является начальным  балансом следующего года. Промежуточные  балансы составляются за период между  началом и концом года. Они отличаются от заключительных балансов тем, что  к ним прилагается меньше отчетных форм, и тем, что промежуточные  балансы составляются, как правило, только на основе данных текущего бухгалтерского учета. А перед составлением заключительного  баланса должна проводиться полная инвентаризация всех статей баланса. Ликвидационный баланс формируют при ликвидации организации. Они составляются в  течение всего периода ликвидации и делятся на вступительные, промежуточные  и заключительные ликвидационные балансы. Разделительные балансы составляются в момент разделения крупной организации  на несколько более мелких структурных  единиц или передачи одной или  нескольких структурных единиц. Объединительный  баланс формируется при объединении  нескольких организаций в одну, либо при присоединении неких структурных  единиц.

По источникам составления балансы делятся  на инвентарные, книжные и генеральные.

Инвентарные балансы составляют только на основе описи средств. «Такие балансы требуются  или при возникновении новой  организации на существовавшей ранее  имущественной основе, или при  изменении хозяйством своей формы. Книжный баланс составляется на основе книжных записей без предварительной  проверки их при помощи инвентаризации. Генеральный баланс составляется при  помощи анализа учетных записей  и данных инвентаризации.

Информация о работе Баланс как основная форма бухгалтерской отчетности. Отчет о движении денежных средств. Практическое задание