Аудиторская проверка затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательных производств

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка методики аудита затрат на вспомогательных производств.

При этом для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Определить цель, задачи, объекты аудиторской проверки;

2) Определить источники информации, используемые при аудите затрат вспомогательных производств;

3) Разработать общий план аудита для его практической реализации;

4) Вывести методику определения уровня существенности в аудите и оценки аудиторских рисков;

5) Разработать перечень аудиторских процедур по учету затрат на вспомогательное производство.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты аудита учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств 5
1.1. Информационная база аудита 5
1.2. Этапы и процедуры проведения аудита затрат на вспомогательное производство 9
2. Действующая практика проведения аудита учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств 20
2.1. Краткая характеристика ОАО «Можгинский Лесокомбинат» 20
2.2. Аудит затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) вспомогательных производств в ОАО «Можгинский Лесокомбинат» 32
2.3. Аудит материально-производственных запасов 33
2.4. Аудит амортизации основных средств 37
2.5. Аудиторская проверка затрат на оплату труда 43
2.6. Аудит отчислений от заработной платы 45
3. Пути совершенствования контроля за учетом затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательных производств 48
Заключение 55
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 468.00 Кб (Скачать)

     Затраты на производство продукции включаются в себестоимость того отчетного  периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что для правильного формирования себестоимости имеет значение факт потребления товарно-материальных ценностей (работ, услуг), а не их оплата. 

     1.2. Этапы и процедуры проведения аудита затрат на вспомогательное производство 

     Рассмотрим  основные этапы аудита учета затрат и калькулирования себестоимости  продукции (работ, услуг) вспомогательных  производств.

     1. Проверка правильности произведения  затрат и отражения их в полном объеме в соответствии с учетной политикой

     1) Получение в ходе устной беседы  с персоналом клиента сведений  об организации учета затрат  на предприятии:

  • применяемые методы учета;
  • используемые счета бухгалтерского учета и порядок отнесения на них тех или иных затрат;
  • порядок учета и списания на себестоимость продукции общехозяйственных расходов;
  • применяемые учетные регистры;
  • распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, «ведущими» затратные счета;
  • процедуры контроля в цикле расходов;
  • основные статьи расходов (т.е. имеющие наибольший удельный вес в общем объеме затрат);

     2) Получение учетных регистров,  содержащих записи по каждой  хозяйственной операции; проверка  правильности подсчета итогов  и переноса данных в Главную  книгу.

     3) Выборка расходов, понесенных в периоде, с включением в нее крупных сумм, выраженных в рублях и валюте, необычных операций и некоторой части мелких сумм. Выполнение действий, приведенных ниже, применительно к операциям, вошедшим в выборку.

     4) Сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами – счетами, договорами, банковскими выписками, товарно-транспортными накладными и пр.

     Проверка  наличия у документов всех необходимых  реквизитов: наименование документа, дата составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, ее измерители в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц и их личные подписи.

     5) Сравнение сумм, указанных в счетах-фактурах, платежных требованиях-поручениях и пр., с суммами платежных документов. Сравнение длительности промежутка между датами платежа, оприходования товаров (услуг), получения счета-фактуры.

     6) Проверка отнесения затрат к  тому периоду, в котором они  реально понесены (то есть к периоду, к которому относится связанная с ними деятельность), путем сравнения данных первичных документов с бухгалтерскими записями.

     7) Проверка отнесения затрат на  соответствующие счета;

     8) Проверка санкционирования всех  расходов путем ознакомления с внутренними документами организации за подписью генерального директора, финансового директора или прочих уполномоченных сотрудников, регламентирующими политику организации по утверждению расходов;

     9) Изучение результатов перечисленных  процедур на предмет соответствия ведения учета клиентом установленным методикам. Определение с учетом полученных данных объема дополнительных детальных тестов. 
 

     2. Проверка затрат по элементам

     В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами Принцип документирования затрат определяет задачу аудитора – подтвердить наличие оправдательных документов для обоснования затрат, а также проверить правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете.

     Затраты, включаемые в себестоимость, группируются в зависимости от их экономического содержания по пяти элементам:

     • материальные затраты,

     • затраты на оплату труда,

     • отчисления на социальные нужды,

     • амортизация основных средств,

     • прочие затраты

     Такое распределение затрат позволяет  определить структуру себестоимости  и отражается в разделе 6 ф. 5 приложения к бухгалтерскому балансу.

     Рассмотрим  особенности аудиторской проверки каждого элемента затрат.

     Материальные  затраты. По элементу «материальные  затраты»' расходы группируются следующим  образом: сырье, топливо, энергия, материалы, производственные работы.

     Аудитору  важно знать, что стоимость материальных ресурсов, отражаемая по данному элементу, формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение, доставку, осуществляемые сторонними организациями. Затраты, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) материальных ресурсов транспортом и персоналом организации, подлежат включению в соответствующие элементы затрат на производство (затраты на оплату труда, амортизация основных средств, материальные затраты и др.). В стоимость материальных ресурсов включаются также затраты предприятий на приобретение тары и упаковки, полученных от поставщиков материальных ресурсов, за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на тару установлены особо сверх цены на эти ресурсы.

     Аудитор проверяет правильность оценки материальных ресурсов, списанных на себестоимость, а так же правильность оформления документов, на основании которых осуществляется списание со склада (лимитно-заборные карты, требования-накладные). Организация самостоятельно определяет и фиксирует в приказе об учетной политике метод оценки материалов (ФИФО, средневзвешенная цена, себестоимость единицы).

     Затраты на оплату труда. Исчерпывающий перечень затрат на оплату труда приводится в п. 7 Положения о составе затрат, там же перечислено, какие выплаты  работникам не включаются в себестоимость.

     Основная  ошибка, выявляемая при проверках  данного элемента себестоимости, это  несоблюдение принципа производственной направленности затрат. При проверке первичных документов по начислению заработной платы (табелей, расчетно-платежных ведомостей) аудитор может выявить факты включения в себестоимость основной деятельности расходов на оплату труда работников, занятых в других видах деятельности (строительство, социально-культурное обслуживание и т. п.) Это достигается путем сличения данных по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в части, списанной на производственные счета, и показателей по итогу сводной ведомости по оплате труда в части ее начисления Данные по итогу сводной ведомости, как правило, должны быть больше, чем данные по дебету счетов учета производственных затрат.

     Отчисления  на социальные нужды. К этому элементу относят выплаты по установленным  законодательством нормам в обязательные внебюджетные фонды:

  • пенсионный;
  • социального страхования,
  • обязательного медицинского страхования.

     При проверке правильности отнесения на себестоимость отчислений на социальные нужды необходимо обратить внимание на соблюдение прямой зависимости источника  начисления взносов во внебюджетные фонды от источника начисления самого фонда оплаты труда. То есть, каков источник выплаты, таков и источник уплаты взносов, а это может быть либо себестоимость, либо собственные средства.

     Амортизация основных средств. Элемент «амортизация основных производственных средств» предназначен для группировки затрат, связанных с использованием вещных объектов, не перерабатываемых в процессе коммерческой деятельности - зданий, машин, оборудования. Стоимость таких объектов (основных производственных средств) переносится на производимую продукцию не единовременно, а в течение длительного периода Затраты на приобретение и создание этих объектов в себестоимость продукции не включаются, однако на себестоимость списывается их амортизация.

     Согласно  приказу Минфина России от 03.09.97 № 65н. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97), организация вправе выбрать один из следующих способов начисления амортизации:

  • линейный способ,
  • способ уменьшаемого остатка,
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования,
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

     Применение  одного из способов списания по группе однородных объектов основных средств  производится в течение всего  их срока полезного использования. Срок полезного использования объекта  основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Начисление амортизации не приостанавливается в течение срока полезного использования объекта основных средств, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется:

  • при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта,
  • при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта,
  • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока службы объекта.

     В течение отчетного года амортизационные  отчисления по объектам основных средств  начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.

     Прочие затраты. К элементу прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся

  • налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования),
  • отчисления в страховые фонды (резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком,
  • платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ,
  • вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения,
  • затраты на оплату процентов по полученным кредитам,
  • оплата работ по сертификации продукции,
  • затраты на командировки,
  • плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану,
  • плата за подготовку и переподготовку кадров, в затраты на организованный набор работников,
  • затраты на гарантийный ремонт и обслуживание,
  • оплата услуг связи, вычислительных центров, банков,
  • плата за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных средств (или их отдельных частей),
  • амортизация по нематериальным активам,
  • другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.

     3. Проверка правильности калькулирования  себестоимости продукции

     Калькуляция - это определение себестоимости единицы отдельных видов продукции или всей товарной продукции. Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне производственного процесса. Таким образом, важной составляющей аудита затрат является проверка правильности калькулирования, то есть определения себестоимости единицы продукции.

Информация о работе Аудиторская проверка затрат и калькулирования себестоимости продукции вспомогательных производств