Аудит учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.

Работа содержит 1 файл

основнаЯ часть.docx

— 131.26 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Аудит учетной политики является одним из важнейших разделов аудита, результаты которого могут повлиять на выражение мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. Целью аудита учетной политики является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета действующим в проверяемом периоде нормативным документам для того, чтобы сформировать мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности во всех существенных аспектах.

 В настоящее время  почти во всех действующих  правилах (стандартах) аудиторской  деятельности сдержатся ссылки  на учетную политику как на  один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность  проверяемой организации. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. В этом и заключается актуальность выбранной тему курсовой работы.

Цель данной работы –  изучение российского законодательства в области аудита организации  бухгалтерского учета и учетной  политики предприятия, исследование процедуры  проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление  проблем и спорных вопросов, связанных  с осуществлением данной проверки.

Для достижения указанной  цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Определить цель и информационную базу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
    2. Определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
    3. Провести аудит учетной политики ООО «Мирата»
    4. Сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
    5. Рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
    6. Обобщить результаты проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики.

Объектом исследования является процесс аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики на базе предприятия ООО «Мирата».

Методологической и теоретической  основой работы являются Федеральный  закон «О бухгалтерском учете», Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности», Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Положения по бухгалтерскому учету, которыми утверждаются основные нормы и правила регулирования  аудита, а также труды российских экономистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

1.1 Учетная политика, как  основа деятельности предприятия

 

Учетная политика — это  выбор самим предприятием методических приемов, позволяющих ему влиять на сумму прибыли или убытка. Задача учетной политики состоит в обеспечении примерной равномерности получения предприятием ежегодной прибыли без значительных всплесков и провалов [22].

Выбор учетной политики зависит  от специфики предприятия, особенностей организации управления, правовых норм деятельности, отраженных в учредительных документах, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, наличие льгот, валютная политика государства, характер владения (аренда, приватизация, создание за счет уставного капитала), долгосрочность контрактов, формы собственности, квалификация персонала, свобода в решении вопросов ценообразования.

Осуществлению учетной политики должны предшествовать согласование ее основных принципов и особенностей со статистическими органами и налоговой службой по месту нахождения, выявление возможных границ в конечных показателях деятельности, вызванных изменениями системы учета, определения порядка их регулирования в соответствии с действующим законодательством и нормативными положениями по учету. Обязательное условие реализации учетной политики — необходимость соблюдения законодательных предписаний и положений государственной регламентации по учету и отчетности [25].

Процесс формирования учетной  политики состоит из следующих последовательных этапов:

  1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  5. отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
  6. оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности каждый этап является строго необходимым. Каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается  предмет учетной политики, так  как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).

В зависимости от состава  объектов учета на следующем этапе  выявляются конкретные условия, явления  и процессы, которые оказывают  влияние на разработку учетной политики.

Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.

Четвертый этап заключается  в отборе потенциально пригодных  к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора.

Следующий этап состоит непосредственно  в выборе  способов  ведения  учета для  данного  конкретного  предприятия; выбор производится посредством  проверки каждого способа, отобранного  на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.

На заключительном этапе  избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она  удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством.

При разработке учетной политики предстоит  решить следующие задачи:

1. сделать бухгалтерский учет  прозрачным и доступным в понимании,  позволяющим осуществить анализ  хозяйственной деятельности предприятия;

2. создать оптимальную систему  налогового учета;

3. предусмотреть определенные направления  минимизации налогов, не противоречащие  действующему законодательству;

4. создать систему организации  бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все выше перечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который  сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежание проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельность организации.

Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на Налоговом кодексе Российской Федерации. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость НК РФ установил:

- принятая организацией  учетная политика для целей  налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;

- учетная политика для  целей налогообложения применяется  с 1 января года, следующего за  годом утверждения ее соответствующим  приказом руководителя организации;

- учетная политика для  целей налогообложения, принятая  организацией, является обязательной для всех подразделений организации;

- учетная политика для  целей налогообложения, принятая  вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль  организаций» НК РФ установлено, что  порядок ведения налогового учета  устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей  налогообложения, утверждаемой соответствующим  приказом руководителя организации. Изменение  порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком. Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятиям и полностью соответствовать вышестоящим нормативным документом.

В положении по бухгалтерскому учету (далее по тексту - ПБУ) 1/2008 устанавливаются требования, которые должна обеспечивать учетная политика организации [14].Учетная политика организации должна обеспечивать:

  1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  3. Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  6. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Таблица 1 - Расшифровка требований к учетной политике

Наименование  требования

Суть  требования

Когда необходимо учитывать требование

Типичные  хозяйственные ситуации, в которых может возникнуть необходимость учета требований

Требование  полноты

Отражение в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности

При разработке системы первичных документов и системы документооборота

Осуществление хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые схемы учета

Требование  своевременности

Своевременное отражение фактов хозяйственной  деятельности в бухгалтерском учете и отчетности

При разработке критериев уместности и полезности информации

Необходимость представления информации до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности (даже в ущерб ее надежности)

Требование  осмотрительности

Большая готовность к бухгалтерскому учету  расходов и обязательств, чем возможных  доходов и активов. Не допускается  создание резервов

При разработке способов оценки активов, способов учета в отношении разного рода резервирования

Наличие на балансе малоликвидных активов, большое количество дебиторов, частое возникновение споров с контрагентами и т.п.

Требование  приоритета содержания

перед формой

Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования

При разработке способов учета основных фактов хозяйственной деятельности и событий после отчетной даты. При разработке системы первичных документов и системы документооборота

Масштабы  и характер деятельности таковы, что постоянно возникает необходимость опираться не на документы сторонних организаций и лиц, а на оценку фактов персоналом организации

Требование  непротиворечивости

Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета  на 1е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета на последний календарный день каждого месяца

При организации учетного процесса.

При разработке плана счетов, регистров бухгалтерского учета

Внедрение автоматизированных учетных систем, разработка систем контроля

Требование  рациональности

Рациональное  ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации

При выборе способов бухгалтерского учета

Ограниченные  ресурсы, низкий уровень автоматизации. Организация на базе бухгалтерского учета учетных процедур других учетных систем

Информация о работе Аудит учетной политики