Аудит учета операций с производственными запасами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на кажущуюся несложность учета производственных запасов, тем не менее, нередко встречаются типичные ошибки, которые существенным образом могут повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности и нанести значительный материальный ущерб экономическому субъекту. Следовательно, аудит такого рода операций имеет цель обнаружить возможные ошибки в учете, помочь клиенту в устранении этих ошибок и избежание их в будущем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
1.1 Учет материально-производственных запасов
1.2 Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 и 16
1.3 Оценка МПЗ при отпуске на нужды организации
1.4 Учет реализации в момент отгрузки
1.5 Инвентаризация материально-производственных запасов
1.6 Забалансовый учет материалов
2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ПО УЧЕТУ ОПЕРАЦИЙ С ПРОИЗВОДСТВЕННМИ ЗАПАСАМИ
2.1 Аудит операций с производственными запасами
2.2 Цели и задачи аудита
2.3 Объекты аудита
2.4 Источники информации
2.5 Нормативные документы, используемые при аудите
2.6 Оценка системы внутреннего контроля
2.7 Планирование аудита операций по учету производственных запасов
2.8 Получение аудиторских доказательств
2.8.1 Этапы сбора аудиторских доказательств
2.8.2 Методы получения аудиторских доказательств
2.9 Аудит производственных запасов
2.10 Завершение аудита по учету операций с производственными запасами
2.11 Типичные ошибки и нарушения при учете операций с производственными
запасами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Общий план аудита учета операций с производственными запасами
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Программа аудита учета операций с производственными запасами

Работа содержит 1 файл

отправленная.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

     В случае если аудитор не смог наблюдать  за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена  выборочная контрольная инвентаризация [12].

     При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости (форма № ИНВ-3).

     Аудитор проводя проверку правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения  ее результатов в бухгалтерском  учете использует: приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации; приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий; инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости; протоколы заседания инвентаризационной комиссии; решения руководства по утверждению результатов инвентаризации; бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации; контрольные подсчеты аудитора. Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудитора фиксируются в рабочем документе РД-1.1, а выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе ОД-1.1.

     В ходе проведения инвентаризации следует  обращать внимание на физическое состояние  материалов организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования [13].

     Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.

     Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов товарно-материальных ценностей, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета, обычно используется пересчет данных. Пересчет – это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов. Подсчеты клиента могут быть правильными или ошибочными.

     Проверка  соблюдения правил учета отдельных  хозяйственных операций. Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.

     Проводится  наблюдение на всех участках, где первичный (оперативный) учет «соприкасается» с бухгалтерским, и оценивается порядок приемки материальных ценностей на склад; порядок отпуска материальных ценностей со склада в производство, на сторону; порядок учета наличия и движения материальных ценностей в производстве (цехах, участках, отделах и др.); порядок учета готовой продукции; порядок хранения материальных ценностей и готовой продукции; порядок отгрузки готовой продукции; порядок реализации продукции и др.

     Если  все формальные процедуры соблюдаются, то аудитор имеет основание для  вывода о том, что порядок ведения  операций с материальными ценностями на проверяемом предприятии соблюдается. В противном случае аудитор выявляет ту формальную процедуру (процедуры), которая (которые) пропускается сотрудниками предприятия и ведет к ослаблению внутреннего контроля.

     Устный  опрос используется в ходе получения  ответов на вопросник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов от дельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных. 

    1.  Завершение аудита по учету операций с производственными

    запасами 

     Аудиторская проверка заканчивается оформлением двух итоговых документов – акта аудиторской проверки бухгалтерского учета и достоверности отчетности и аудиторского заключения.

     В акте аудиторской проверки с достаточной  подробностью и доказательностью, однако, без включения малосущественных деталей, аудиторы сообщают клиенту о проделанной работе, о ее основных направлениях и о том, какие из этих направлений подвергнуты сплошной проверке, а какие – выборочной. После этого указываются выявленные недостатки в последовательности, соответствующей их значимости. При этом в акте наряду с отмеченными недостатками должны быть изложены конкретные рекомендации по их исправлению и недопущению в будущем. Вместе с тем аудиторы не должны сами делать такие исправления, то есть выполнять работу персонала бухгалтерии.

     Акт аудиторской проверки является строго конфиденциальным документом и разглашению  не подлежит, с содержанием которого аудиторы не вправе без согласия на это клиента знакомить третьих  лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (выявление хищений, мошенничества и других особых случаев). В связи с этим акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах, одни из которых передается аудиторами лично главному бухгалтеру предприятия или лицу, его замещающему, а второй экземпляр остается в аудиторской организации, проводившей проверку, для последующего контроля за устранением выявленных недостатков.

     После подготовки проекта акта аудиторы знакомят с его содержанием руководство  предприятия, рассматривают высказанные при этом возражения и замечания, при необходимости вносят в акт соответствующие коррективы и подписывают его.

     Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица [14].

     Аудиторское заключение – документ, дающий оценку достоверности бухгалтерского учета и отчетности аудируемого предприятия, подтвержденный подписью имеющего лицензию руководителя проверяющей группы аудиторской фирмы и печатью этой фирмы. В случае если проверка осуществлялась самостоятельным независимым аудитором, имеющим лицензию, то подтверждение заключения производится его подписью и личной печатью.

     Возможны  четыре вида аудиторских заключений: заключение без замечаний (безоговорочное заключение); заключение с замечаниями (заключение с оговорками); отрицательное  заключение; заключение не дается совсем, либо дается отказное заключение.

     Помимо  официального мнения в форме аудиторского заключения о финансовой (бухгалтерской) отчетности, полученная от аудиторов  по итогам проверки информация, в том  числе о состоянии учета МПЗ, важна для обеспечения контроля за их сохранностью, снижения налоговых рисков, а также для принятия оптимальных управленческих решений [15]. 

    2.10 Типичные ошибки и нарушения при учете операций с производственными запасами 

     Аудитор должен проанализировать все отклонения и замечания, собранные за время проверки, с целью выявления всех нарушений и несоответствий в методологии учета МПЗ нормативным актам.

     Все нарушения должны быть систематизированы  таким образом, чтобы определить их существенное влияние на достоверность аудируемого показателя, так как обнаруженные несоответствия оказывают воздействие на принятие аудитором решения относительно достоверности статьи по МПЗ в бухгалтерской отчетности.

     При анализе ошибок нужно исходить из того,   каким видом деятельности

занимается  организация, каким объемом материальных ценностей располагает, насколько  технологичен процесс изготовления продукции.

     К наиболее типичным ошибкам и нарушениям, возникающим при учете производственных запасов, относят:

  • отсутствие заключенных договоров о материальной ответственности с работниками складов;
  • некорректное оформление первичных документов по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;
  • несоблюдение принятых в учетной политике способов списания МПЗ на производство продукции;
  • несоответствие данных о МПЗ на складе данным бухгалтерского учета (излишки, недостача);
  • включение МПЗ в состав имущества организации без достаточных оснований;
  • нарушение принципа исчисления фактической себестоимости, связанного с заготовлением МПЗ;
  • необоснованное списание материальных ценностей на потери;
  • несоответствие условиям договора порядка отражения передачи материалов в переработку на сторону;
  • наличие отрицательных переходящих остатков по видам материальных ценностей («красное» сальдо);
  • непроведение или некачественное проведение инвентаризации;
  • отсутствие аналитического учета движения МПЗ в бухгалтерии;
  • неправильное отнесение материальных ценностей по направлениям затрат;
  • нерегулярная сверка данных по движению материальных ценностей на складах и в бухгалтерии;
  • различные арифметические ошибки.
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Материально-производственные запасы влияют на характеристики хозяйственной  деятельности больше, чем какой-либо другой вид активов. 
Проверка сохранности производственных запасов является одной из важнейших аудиторских процедур. В процессе аудита особое место отводится проверке закрепления материальной ответственности. Особую роль в обеспечении сохранности имущества имеет правильный подбор работников на должности с материальной ответственностью.

     Обобщая результаты проверки, аудитору необходимо систематизировать собранные в  рабочих документах доказательства в отношении материально-производственных запасов.

     Собранный в ходе аудита материал, подтверждающий сведения, представленные руководством организации относительно существования, права собственности, оценки запасов, позволяет аудитору составить окончательное представление о количестве и стоимости запасов, с тем, чтобы сделать заключительный вывод о достоверности отчетности по данным статьям бухгалтерской отчетности.

     При написании данной работы целью было рассмотрение проверки учёта и использования  производственных запасов. При достижении поставленной цели были решены следующие  задачи:

  • изучены цели, задачи, объекты аудита учёта производственных запасов и источники информации для их проверки;
  • рассмотрены основные приёмы и методы, используемые при аудите;
  • выделены основные рабочие документы аудитора, порядок проведения проверки;
  • непосредственно изучен аудит фактического наличия производственных запасов;
  • рассмотрены содержание и порядок составления плана и программы аудиторской проверки, аудиторского заключения.

     На  основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Основной целью аудита является проверка состояния бухгалтерского учёта в организации и соответствие её действующим нормативным актам.
  2. Одно из важнейших мест в аудите учёта производственных запасов занимает проверка документов.
  3. Рабочие документы аудитора – неотъемлемый аспект аудита. Важнейшие аудиторские доказательства должны быть документированы, данные аудита конфиденциальны, рабочие документы должны реально подтвердить, что аудит был хорошо спланирован и проведён качественно.
  4. Наличие и сохранность производственных запасов должны контролироваться очень жестко, так как существует угроза хищения и порчи ТМЦ.
  5. Проводки отражаются правильно и в полном объеме, но с некоторым временным запозданием.
  6. Материально-производственные запасы учитываются на складе кладовщиками и в бухгалтерии. Учет их осуществляется на основе типовых форм первичной документации.

Информация о работе Аудит учета операций с производственными запасами