Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:39, курсовая работа
Несмотря на кажущуюся несложность учета производственных запасов, тем не менее, нередко встречаются типичные ошибки, которые существенным образом могут повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности и нанести значительный материальный ущерб экономическому субъекту. Следовательно, аудит такого рода операций имеет цель обнаружить возможные ошибки в учете, помочь клиенту в устранении этих ошибок и избежание их в будущем.
ВВЕДЕНИЕ
1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
1.1 Учет материально-производственных запасов
1.2 Особенности учета и оценки материалов при использовании счетов 15 и 16
1.3 Оценка МПЗ при отпуске на нужды организации
1.4 Учет реализации в момент отгрузки
1.5 Инвентаризация материально-производственных запасов
1.6 Забалансовый учет материалов
2 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ПО УЧЕТУ ОПЕРАЦИЙ С ПРОИЗВОДСТВЕННМИ ЗАПАСАМИ
2.1 Аудит операций с производственными запасами
2.2 Цели и задачи аудита
2.3 Объекты аудита
2.4 Источники информации
2.5 Нормативные документы, используемые при аудите
2.6 Оценка системы внутреннего контроля
2.7 Планирование аудита операций по учету производственных запасов
2.8 Получение аудиторских доказательств
2.8.1 Этапы сбора аудиторских доказательств
2.8.2 Методы получения аудиторских доказательств
2.9 Аудит производственных запасов
2.10 Завершение аудита по учету операций с производственными запасами
2.11 Типичные ошибки и нарушения при учете операций с производственными
запасами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Общий план аудита учета операций с производственными запасами
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Программа аудита учета операций с производственными запасами
Материалы, полученные после ликвидации основного средства, оформляются актом об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (типовая межотраслевая форма № М-35) [4].
Если в интересах производства целесообразно направить материалы непосредственно в подразделение организации, минуя склад, такие партии материалов отражаются в учете как поступившие на склад и переданные в подразделение организации. При этом в приходных и расходных документах склада и приходных документах подразделения организации делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы подразделению без завоза их на склад (транзитом).
Приемные акты и приходные ордера составляются в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.
Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются материально ответственным лицом в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не расходуются.
Оприходование материалов, закупленных подотчетными лицами организации, производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
На основании первичных документов приобретение материалов отражается в бухгалтерском учете записью:
Дебет счета 10 «Материалы» – сумма фактических затрат на приобретение материалов;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – суммы НДС по счетам-фактурам сторонних организаций;
Кредит счетов расчетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71
«Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами и др.
НДС предъявляется к возмещению из бюджета по оприходованным и оплаченным материалам производственного назначения и отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 19.
Материалы,
полученные от учредителей в качестве
вклада в уставный капитал, принимаются
к учету по согласованной учредителями
стоимости и оформляется
Дебет счета 10 Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».
Фактические затраты организации на доставку материально-производственных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования, отражаются по дебету счета 10, НДС – по дебету счета 19 и кредиту счетов 60, 71, 76 и др.
Материалы, полученные по договору дарения или безвозмездно, отражаются в оценке по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету:
Дебет счета 10 Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет 2 «Безвозмездные поступления».
Фактические
затраты организации на доставку
материально-производственных запасов
и приведение их в состояние, пригодное
для использования, отражаются по дебету
счета 10, НДС – по дебету счета 19 и
кредиту счетов 60, 71, 76 и др.
1.2 Особенности
учета и оценки МПЗ при использовании
счетов 15 и 16
Оценка материалов в текущем учете может производиться по учетной цене, в качестве которой может выступить плановая себестоимость заготовления либо покупная цена материалов. В данном случае бухгалтерский учет организуется с использованием счетов: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Фактическая
себестоимость приобретенных
Дебет счета 16 Кредит счета 15 – если фактическая себестоимость выше учетной цены;
Дебет счета 15 Кредит счета 16 – если фактическая себестоимость ниже учетной цены.
Дебетовое сальдо конечное счета 15 показывает фактическую себестоимость материалов в пути.
Накопленные на счете 16 дебетовые и кредитовые отклонения от учетных цен списываются по дебету счетов учета производственных затрат, как правило, пропорционально стоимости использованных в производстве материалов (по ценам):
Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве». Если учетная цена израсходованных материалов ниже их фактической себестоимости, делается дополнительная запись в кредит счета 16;
Дебет
счетов 20, 23, 25, 26, 28. Дополнительная запись
методом «красного сторно»
Отпуск материалов на нужды производства при системном потреблении осуществляется на основе предварительно установленных лимитов. Отдел снабжения устанавливает лимит отпуска материалов на производство, основываясь на утвержденных нормах расхода материалов. Лимитированный отпуск материалов со склада оформляется лимитно-заборными картами (типовая межотраслевая форма № М-8). Материалы, отпускаемые нерегулярно, оформляются требованием-накладной (типовая межотраслевая форма № М-11).
Перемещение материалов с одного склада на другой оформляется накладной на внутреннее перемещение материалов.
Отпуск материалов отражается в бухгалтерии на основе документов по
отпуску
материалов по кредиту счета 10 в
корреспонденции с дебетом
1.3 Оценка
МПЗ при отпуске на нужды организации
В соответствии с ПБУ 5/01 организации имеют право при отпуске материалов в производство и ином выбытии осуществлять их оценку одним из следующих способов:
Выбранный способ оценки должен быть закреплен в учетной политике организации [5].
Оценка по себестоимости каждой единицы может быть применена на предприятиях с незначительной номенклатурой, выполняющих специальные заказы, когда можно проследить за использованием материалов в производстве и организовать такой учет.
При оценке производственных запасов по средней себестоимости принято по каждому виду (группе) запасов определять среднюю себестоимость единицы путем деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество.
Способ
ЛИФО основан на допущении, что материально-
Для учета реализации и прочего выбытия товарно-материальных ценностей предназначен операционно-результатный счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Выбытие
материалов в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал других организаций
учитывается как долгосрочные инвестиции.
Фактическая себестоимость
в дебет счета 91-2 «Прочие расходы» с кредита счета 58 – если согласованная стоимость ниже балансовой стоимости материалов;
в дебет счета 58 и кредит счета 91-1 «Прочие доходы» – если согласованная стоимость выше фактической себестоимости материалов.
Продажа материалов на сторону отражается в учете по факту передачи материалов и подписания приемосдаточных документов, если договором не предусмотрен иной порядок перехода права собственности к покупателю. На общую сумму задолженности покупателя оформляется запись по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 91-1. Расходы, связанные с реализацией, отражаются по дебету счета 91-2 и кредиту счетов расходов и расчетов (44 «Расходы на продажу», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.). НДС с реализации материалов начисляется по дебету счета 91-2 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС». Фактическая себестоимость материалов списывается по дебету счета 91-2 и кредиту счета 10.
Когда предприятие оптовой торговли работает на условиях передачи права собственности на товар по моменту оплаты с использованием последующей оплаты, отгрузку покупателям товаров по учетной стоимости оно фиксирует проводкой:
Дт 45 «Товары отгруженные» Кт 41 «Товары».
Пример. Со склада оптового предприятия 5 января отгружены покупателю товары. В счет-фактуру включены: стоимость по продажным ценам 1300 тыс. руб., НДС (18%) 234 тыс. руб. Итого к оплате причитается и 1534 тыс. руб.
Стоимость отгруженных товаров по покупным ценам составила 1150 тыс. руб. Деньги за отгруженную продукцию поступили на расчетный счет торгового предприятия 10 января.
Содержание операции | Д | К | Сумма, тыс.руб. |
1 Отгружено товаров по учетной стоимости | 45 | 41-1 | 1150 |
2 Поступили на расчетный счет денежные средства | 51 | 90-1 | 1534 |
3 Начислен НДС за реализованные товары | 90-3 | 68 | 234 |
4 Отгруженные товары списаны на реализацию по учетной стоимости | 90-2 | 45 | 1150 |
Когда данный метод используется в целях налогообложения, налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды начисляется и уплачивается в момент отгрузки за счет собственных средств на расчетном счете, до получения выручки.
При отгрузке товаров и предъявлении расчетных документов на продажную стоимость товаров (с НДС), отгруженных покупателю, составляется проводка:
Дт 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кт 90 «Продажи», субсчет «Выручка».
Начисление в бюджет НДС за реализованные товары отражает запись:
Дт 90 «Продажи» субсчет «НДС»
Информация о работе Аудит учета операций с производственными запасами