Аудит учета материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проверка правильности учета материально-производственных запасов и выработка рекомендаций по устранению ошибок в учете и более рациональному ведению учета.
Для достижения этих целей в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрения механизма проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов;
2. Изучение плана и программы аудиторской проверки;
3. Установление уровня существенности и оценка аудиторских рисков;
4. Проведение тестирования конкретного предприятия по аудиту материально-производственных запасов;
5. Проверка бухгалтерских записей по счетам в журнале регистрации хозяйственных операций организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........3
1. Методика аудита учета материально – производственных запасов ………......5
1.1. Механизм проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов ……..…….………….……….…...…………………..5
1.2. План и программа аудиторской проверки………………………….............10
1.3. Установление уровня существенности и приемлемого аудиторского риска………….........................................................................................................15
1.4. Оценка аудиторских рисков ……………………………………………...…17
1.5. Вопросник по аудиту материально-производственных запасов……….…20
2. Аудит учета материально—производственных запасов предприятия ООО «Профиль – М»……………………………...……...............................................24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ………….24
2.2. План и программа аудита …………………………………….……………..26
2.3. Проверка учета материально-производственных запасов ………………...31
2.4. Заключение аудиторской фирмы ………….……………………………….45
Заключение……………………………………………………………………...........47
Список используемой литературы……………………………………….…………49

Работа содержит 1 файл

работа ауд..doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

      Аудиторские процедуры по существу включают в  себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

      В зависимости от изменений условий  проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

      Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской  программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности  экономического субъекта.

      По  окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке. [7]

     1.3. Установление уровня  существенности и  приемлемого аудиторского  риска.

     Для определения характера и объёма проводимых аудиторских процедур (для  составления программы аудита материальных ценностей) и для получения критериев оценки результатов на стадии планирования аудита необходимо установить уровень существенности и приемлемый аудиторский риск. Этого требуют и российские стандарты аудита. Оценку существенности и рисков необходимо проводить для каждого проверяемого участка учёта и, в частности, для материального учёта.

     Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской  отчетности, начиная с которой  квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. При установлении уровня существенности аудитор исходит из основных показателей его деятельности.

     Аудитор рассматривает существенность как  на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в  отношении остатков по отдельным  счетам бухгалтерского учета, групп  однотипных операций и случаев раскрытия  информации. На существенность могут  оказывать влияние нормативные правовые акты Российской Федерации, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности. [2]

     Уровень существенности во многом определяет аудиторский риск. Между уровнем  существенности и степенью аудиторского риска имеется обратная зависимость: а) чем выше уровень существенности, тем ниже общий аудиторский риск; б) чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск. Для оценки рисков используется следующая математическая модель:

     AR=IR*CR*DR (1),

где AR - приемлемый аудиторский риск (общий  риск),

IR - внутрихозяйственный риск (присущий, чистый риск),

CR - риск  средств контроля (контрольный риск),

DR - риск  необнаружения (детекционный, процедурный  риск).

     Данная  модель, как правило, используется для  определения уровня риска необнаружения, исходя из оценки аудитором AR, IR и DR на основе его профессионального суждения, как это будет показано ниже. Необходимо учитывать, что конкретные числовые значения рисков установить трудно, поэтому на практике чаще применяют словесные оценки - высокий, низкий, средний. [6]

1.4. Оценка аудиторских рисков.

Оценка  внутрихозяйственного риска

     Под внутрихозяйственным риском понимают субъективно определяемую аудитором  вероятность появления существенных искажений в данном бухгалтерском  счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля или при условии допущения отсутствия таких средств. На уровень внутрихозяйственного риска влияют особенности отрасли клиента, специфика его деятельности, опыт и квалификация работников бухгалтерии и др. Для отдельных видов операций внутрихозяйственный риск может быть больше в связи с их сложностью, нетипичностью, противоречиями в законодательстве, возможностью злоупотреблений и др. Для операций с материальными ценностями внутрихозяйственный риск можно оценить как высокий, т.к. имеется большая вероятность злоупотреблений (хищений, завышения себестоимости израсходованных материальных ресурсов и т.п.), ошибок в бухгалтерском учёте, неправильного оформления операций и др.

Оценка  контрольного риска

     Под риском средств контроля (контрольным  риском) понимают субъективно определяемую аудитором вероятность того, что  существующие на предприятии и регулярно  применяемые средства системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.

     Таким образом, аудитор определяет контрольный риск на основе оценки системы внутреннего контроля. Такая оценка проводится в 3 этапа: а) общее знакомство с системой внутреннего контроля; б) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля; в) подтверждение достоверности оценки надежности системы внутреннего контроля.

     Для оценки системы внутреннего контроля удобно использовать вопросники (анкеты). Аудитор просит ответить на вопросы  анкеты в первую очередь лиц, ответственных  за организацию учёта материалов. Ответы на вопросы аудитор также  может получить проводя наблюдения за работой бухгалтерии. Оценить систему внутреннего контроля в отношении материальных ценностей можно с помощью следующего вопросника. [5]

Оценка  рисков существенного  искажения информации

     Аудитор должен выявить и оценить риски существенного искажения на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом и на уровне конкретных предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для групп однотипных операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и случаев раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Аудитор использует в качестве аудиторских  доказательств для оценки рисков информацию, собранную при выполнении процедур оценки рисков, включая аудиторские  доказательства, полученные при исследовании организации средств контроля и определении того, применялись ли они. Аудитор использует оценку рисков для определения характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые следует выполнить в дальнейшем.

     Определение значимых рисков, которое следует  осуществлять в ходе большинства аудиторских проверок, является делом профессионального суждения аудитора. Высказывая такое суждение, аудитор абстрагируется от влияния установленных средств контроля, связанных с риском, и определяет, являются ли характер риска, вероятная величина потенциального искажения, включая возможность того, что риск может вызвать множественные искажения, и вероятность возникновения риска таковыми, что потребуют специального аудиторского рассмотрения.

     Вероятность возникновения значимых рисков низка при осуществлении типовых и несложных хозяйственных операций, которые являются объектом регулярной обработки, поскольку им присущи более низкие неотъемлемые риски. С другой стороны, значимые риски, как правило, проистекают из рисков хозяйственной деятельности, которые могут привести к существенному искажению.

     Рассматривая  характер рисков, аудитор рассматривает  ряд вопросов, включая следующие:

а) указывает  ли риск на недобросовестные действия;

б) связан ли риск с недавними существенными  изменениями в отрасли, новыми требованиями по ведению учета и подготовке отчетности или иными подобными обстоятельствами, что требует особого внимания аудитора;

в) насколько  сложными являются хозяйственные операции;

г) связан ли риск со связанными сторонами, которые  имеют важное значение для отчетности;

д) какова степень субъективности при расчете  некоторых оценочных значений, содержащихся в финансовой (бухгалтерской) отчетности, связанная с рисками, которые  сопутствуют оценке значений некоторых  показателей, при отсутствии точных способов их определения;

е) сопутствует  ли риск хозяйственным операциям, кажущимся  необычными или нетипичными для  деятельности аудируемого лица и  имеющим важное значение для отчетности.

     Аудиторская оценка рисков существенного искажения  на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности основывается на доступных аудиторских доказательствах и может меняться в ходе аудита по мере сбора дополнительных аудиторских доказательств. В частности, оценка рисков может основываться на ожидании того, что средства контроля работают эффективно с целью предотвращения или обнаружения и исправления существенного искажения на уровне предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. Выполняя в ходе аудита тесты средств контроля для получения аудиторских доказательств их операционной эффективности, аудитор может получить аудиторские доказательства того, что контрольные средства в течение аудируемого периода не работали эффективно в тех случаях, когда должны были работать. Аналогично, выполняя процедуры проверки по существу, аудитор может обнаружить искажения в более крупных суммах или чаще, чем это допускалось аудиторскими оценками рисков. В случае если аудитор в результате выполнения дальнейших аудиторских процедур получает аудиторские доказательства, противоречащие первоначально полученным аудиторским доказательствам, в соответствии с которыми он производил первоначальную оценку, аудитору следует пересмотреть свою оценку и, соответственно, изменить планирование дальнейших аудиторских процедур.[2]

1.5. Вопросник по аудиту материально-производственных запасов.

№ п/п Направления и вопросы контроля Ответы Примечания
Да Нет Н/О  
1. Сохранность  материалов
1.1.
  • Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц?
  • Имеется ли:
- охрана

- пожарная  сигнализация

  • Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?
       
1.2. Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)?        
1.3. Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?        
1.4. Составляются ли на дату инвентаризации отчёты материально-ответственных  лиц?        
1.5. Имеется ли постоянно  действующая инвентаризационная комиссия?        
1.6. Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?        
1.7. Обеспечивается  ли ведение сортового количественного  аналитического учёта на складе?        
1.8. Заключаются ли договора о материальной ответственности  с кладовщиками, заведующими складами и др.?        
1.9. Материальная ответственность  не закрепляется за лицами, которые  ранее привлекались к ответственности  за хищения.        
1.10. Бухгалтерский учёт ведут лица, не имеющие доступа  к материальным ценностям.        
1.11. Разработаны ли должностные инструкции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами

инструкции  по хранению, приёмке, отпуску материалов.

Контролируется  ли соблюдение этих инструкций?

       
2. Движение материалов, первичный учёт
2.1. Применяются ли унифицированные  формы первичной документации?        
2.2. Составляются ли приходные и расходные документы  на каждую операцию?        
2.3. Заполняются ли все  обязательные реквизиты?        
2.4. Документы составляются в день совершения операции?        
2.5. Все ли машинные документы  распечатываются?        
2.6. Имеются ли образцы  заполнения документов, образцы подписей материально ответственных лиц?        
2.7. Производится ли нумерация первичных документов?        
2.8. Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?        
2.9. Производится ли проверка полноты оприходования  материалов?        
2.10. Применяется ли система  нормирования расхода материалов?        
2.11. Утверждается ли сверхнормативный расход администрацией?        
2.12. Выявляются ли лица, виновные в перерасходе?        
2.13. Произведено ли деление  материалов на классификационные группы?        
2.14. Применяется ли система  кодирования номенклатуры материалов?        
2.15. Применяются ли при  отпуске и приёмке материалов измерительные приборы и инструменты?        
3. Обобщение данных первичного  учёта, бухгалтерский учёт
3.1. Прикладываются  ли первичные документы к отчётам  материально ответственных лиц?        
3.2. Сверяются ли данные этих отчётов с данными первичного учёта?        
3.3. Производится ли проверка отчётов на арифметическую точность?        
3.4. Применяются ли программы  автоматизации бухгалтерского учёта  материалов?        
3.5. Оговорены ли в учётной  политике принципы учёта материалов (используемые счета, методы оценки и  др.)?        
3.6. Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей (10), журналов-ордеров (6,7,10) с Главной книгой?        

Информация о работе Аудит учета материально-производственных запасов