Аудит учета материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проверка правильности учета материально-производственных запасов и выработка рекомендаций по устранению ошибок в учете и более рациональному ведению учета.
Для достижения этих целей в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотрения механизма проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов;
2. Изучение плана и программы аудиторской проверки;
3. Установление уровня существенности и оценка аудиторских рисков;
4. Проведение тестирования конкретного предприятия по аудиту материально-производственных запасов;
5. Проверка бухгалтерских записей по счетам в журнале регистрации хозяйственных операций организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........3
1. Методика аудита учета материально – производственных запасов ………......5
1.1. Механизм проведения аудиторской проверки материально-производственных запасов ……..…….………….……….…...…………………..5
1.2. План и программа аудиторской проверки………………………….............10
1.3. Установление уровня существенности и приемлемого аудиторского риска………….........................................................................................................15
1.4. Оценка аудиторских рисков ……………………………………………...…17
1.5. Вопросник по аудиту материально-производственных запасов……….…20
2. Аудит учета материально—производственных запасов предприятия ООО «Профиль – М»……………………………...……...............................................24
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ………….24
2.2. План и программа аудита …………………………………….……………..26
2.3. Проверка учета материально-производственных запасов ………………...31
2.4. Заключение аудиторской фирмы ………….……………………………….45
Заключение……………………………………………………………………...........47
Список используемой литературы……………………………………….…………49

Работа содержит 1 файл

работа ауд..doc

— 382.00 Кб (Скачать)

     Этап 2. Он включает три основных вопроса: инвентаризация товарно-материальных ценностей; проверка полноты их оприходования; анализ правильности списания.

     Проверка  запасов рассматривается обычно как основная часть аудита на тех  предприятиях, где их сумма является значительной величиной. Преднамеренное или непреднамеренное искажение количества или оценки данных по запасам мгновенно сказывается как на финансовых результатах предприятия (поскольку оказывает влияние на определение себестоимости реализованной продукции), так и на балансе в целом.

     Отсутствие объективной информации о состоянии и стоимостной оценке товарно-материальных ценностей негативно отражается на финансовом состоянии предприятия.

     В функции аудитора при проверке товарно-материальных ценностей входят:

     – присутствие при инвентаризации, если запасы значительны и аудитор относится с доверием к ожидаемым результатам;

     – наблюдение за выполнением процедур инвентаризации и идентификации с целью определения степени соответствия их инструкциям, разработанным администрацией, или нормативным законодательным актам;

     – решение задач: 1) обеспечить точность результатов инвентаризации и отражения последних; 2) устранить двойной счет и обеспечить полноту охвата запасов; 3) выявить устаревшие, медленно оборачивающиеся и поврежденные запасы;

     – проверка правильности подсчета на основе случайной выборки; 

     – проверка правильности отнесения операций к отчетному периоду на участках, где осуществляется движение запасов (это необходимо для подтверждения точности и полноты обхвата при инвентаризации);

     – получение удовлетворительных объяснений по поводу несоответствий учетным данным и корректировка последних;

     – проверка правильности оценки фактического объема запасов.

     До  проведения инвентаризации аудитору следует  запросить документы о результатах  инвентаризации за прошлые периоды, проанализировать изменения в количестве и структуре запасов, обсудить с администрацией вопросы организации и проведения контрольно-инвентаризационной работы; ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, а также получить информацию обо всех местах их хранения; выявить дорогостоящие объекты и методы их учета; проанализировать систему внутреннего контроля, хранения и документирования движения ценностей; договориться об участии в инвентаризации компетентных специалистов и проинструктировать их.

     В инвентаризационные ведомости составляемые по результатам инвентаризации включают данные о выявленных излишках и недостачах. Аудитор проверяет правильность данных, включенных в инвентаризационную ведомость, то есть проводит сверку фактического наличия основываясь на своих записях результатов инвентаризации и учетных данных.

     Если  по результатам проведенной инвентаризации выявлены расхождения фактического и учетного количества, то необходимо выяснить:

     а) насколько часто встречаются расхождения и какова их значимость;

     б) влияние этих расхождений на план выборочной аудиторской проверки.

     При проверке полноты оприходования  товарно-материальных ценностей анализируются  расчетные документы, поступающие  от поставщиков: платежные требования, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями.

     Особенно  тщательно аудитор должен анализировать  документы на списание материалов в  производство и их нормирование.

     При проверке организации учета движения материальных ценностей на складах прежде всего надо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии.

     Проверка  правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором в том случае, если такие данные обнаружены.

Этап 3.  Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей.

     Кроме того, аудитор проверяет сводные данные по инвентаризации товарно-материальных ценностей и переоценке материалов в части из отражения в балансе.

     При необходимости аудитор может  провести анализ всей системы организации  учета материальных ценностей и  дать рекомендации по ее рационализации. [6]

     1.2. План и программа аудиторской проверки.

     Аудитору  необходимо составить и документально  оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и  порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. С помощью проведения аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. [2]

     В процессе подготовки общего плана и  программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска).

     При подготовке общего плана и программы  аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной. Планируя аудиторский риск, аудиторская  организация определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта.

     Система внутреннего контроля может считаться  эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. [7]

     При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

  • общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
  • особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
  • общий уровень компетентности руководства;

б) системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, в том числе:

  • учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
  • влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
  • планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

  • ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
  • установление уровней существенности для аудита;
  • возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
  • выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

  • относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
  • влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
  • существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию  и направление работы, текущий  контроль и проверку выполненной  работы, в том числе:

  • привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
  • привлечение экспертов;
  • количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
  • количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

  • возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
  • обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
  • особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
  • срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
  • форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.[2]

     Общий план должен служить руководством в  осуществлении программы аудита.

     В общем плане аудиторская организация  должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.

     В процессе планирования затрат времени  аудитору необходимо учесть:

     а) реальные трудозатраты;

     б) расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

     в) уровень существенности;

     г)  проведенные оценки рисков аудита.

     В общем плане аудиторская организация  определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков аудита. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует аудиторскую выборку в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».

     Составной частью общего плана являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита.

     В общем плане рекомендуется предусмотреть:

     а) формирование аудиторской группы, численность  и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;

     б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;

     в) инструктирование всех членов команды  об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;

     г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;

     д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;

     е) документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.

     Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита.

      Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы средством контроля качества работы.

      Аудитору  следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.

Информация о работе Аудит учета материально-производственных запасов