Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление знаний по контролю и ревизии, применение навыков аудита на практике, квалифицированно использовать в практической работе современные формы и методы контроля для предупреждения и ликвидации нарушений и недостатков, выявление резервов, эффективного использования закрепленных ресурсов; иметь представление о мерах ответственности за типичные ошибки при проведении аудита.
Введение…………………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы аудита в трудовой сфере…………………………………….7
1.1 Экономическая сущность труда, ресурсов и средств, направляемых на его оплату…………………………………………………………………………………………....7
1.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь…………10
1.3 Экономическая характеристика предприятия и организация контроля в КЖРЭУП «Сельмашевское»………………………………………………………………………..14
2. Аудит трудовых ресурсов и средств оплаты труда…………………………………19
2.1 Задачи и последовательность проведения аудита…………………………………19
2.2 Проверка состава трудовых ресурсов предприятия и использования рабочего времени…………………………………………………………………………………...22
2.3 Аудит обоснованности средств и выплат, направляемых на оплату труда сотрудников предприятия………………………………………………………………………25
2.4 Типичные ошибки при учете трудовых ресурсов и средств, направляемых на оплату труда и мера ответственности, предусмотренная законодательством…………30
Расчетная часть…………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………………...43
В каждой организации установлен определенный трудовой режим. Контроль за его соблюдением ведется при помощи табельного учета. Он предполагает наблюдение за приходом и уходом с работы, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактически отработанном времени. Табель представляет собой именной список бригады, смены, цеха, отдела, где указывается табельный номер работников, фамилия, имя, отчество, количество отработанных часов, в том числе ночных, выходные дни, неявки на работу по болезни, в связи с командировкой, отпуском и т.д.
Учет явок и использования рабочего времени осуществляется методом сплошной регистрации или по отклонениям, т.е. отметок только неявок, опозданий, сверхурочных часов, прогулов. По окончании месяца табель закрывается, т.е. в нем подсчитывается по каждому работающему: количество дней явок на работу, неявок по причинам, ночные, переработка. Табель составляется в одном экземпляре. Документ подписывается и сдается в бухгалтерию. Для начисления зарплаты бухгалтерия открывает лицевые счета на каждого работника, в том числе и совместителей, кроме лиц, работающих по договору подряда. На основе лицевых счетов заполняется расчетно-платежная ведомость.
Аудитор проверяет правильность составления, оформления и расчетов в расчетных и платежных ведомостях, в лицевых счетах работников, а также правильность заполнения табелей учета использования рабочего времени. Кроме этого, аудитор проверяет наличие всех необходимых приказов (распоряжений), связанных с учетом личного состава. Особое внимание обращается на правильность заполнения документов, т.е. наличие всех реквизитов, подписей ответственных лиц, отсутствие подчисток и не оговоренных исправлений, и на соответствие требованиям нормативных документов. На этом этапе осуществляется также проверка организации учета и контроля выработки.
Учет выполнения работ и выработки продукции осуществляют мастера, начальники участков и другие работники, на которых возложены эти обязанности. Основными первичными документами по учету выработки являются: наряды на сдельные работы, наряды-задания, маршрутные листы, рапорты о выработке, листки на доплату, акты о браке, список лиц, работающих сверхурочно, листки о простое. В них заранее проставляются данные об установленных нормах времени, объемах работ, расценках. Аудитор проверяет оформление первичных документов (нарядов, рапортов, маршрутных листов и др.), правильность применения и норм расценок, наличие подписей должностных лиц, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления.
2.3 Аудит обоснованности средств и выплат, направляемых на оплату труда сотрудников предприятия
На втором этапе аудиторской проверки аудитор определяет основные категории работающих, виды начислений и порядок их оформления. Источниками информации служат документы по приему, увольнению и переводу работников организации, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и прю, табели учета использования рабочего времени, наряды, путевые листы, исполнительные листы, расчетные и платежные ведомости, учетные регистры по счетам 70, 76, Главная книга, отчетность.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда аудитор должен выяснить:
− какие формы и системы оплаты труда применяются в организации;
− имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор;
− списочный и среднесписочный состав работников (таблица 2.2.1);
− как организован учет расчетов по оплате труда.
Проверка начинается с того, что аудитор сверяет сальдо счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», отраженное в журнале-ордере (обороты по кредиту этого счета - начисление заработной платы проверяют по данным журналов-ордеров № 10 и 10/1, а дебетовые данные по счету 70 - выдача заработной платы, удержания и др. – по данным журналов-ордеров № 1 «Касса» и № 2 «Расчетный счет») с данными Главной книги и бухгалтерского баланса. Если установлены расхождения, то выясняются причины и даются рекомендации. Подтверждение достоверности произведенных начислений осуществляется выборочно. В объем выборки включаются различные категории работающих или уволенных (руководители, специалисты, служащие, рабочие), разные временные периоды (обычно за один месяц каждого квартала) и основные виды начислений (удельный вес в структуре должен превышать 5%).
Если учетная информация обрабатывается вручную, то аудитор по данным расчетных ведомостей подтверждает достоверность произведенных расчетов и используемых в расчетах показателей. При этом изучаются первичные документы, которые являются основанием для начисления заработной платы. Особое внимание обращается на правильность их заполнения, соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы. При проверке первичных документов устанавливается наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, неоговоренных исправлений.
Анализируя наряды на сдельную работу по датам их выдачи, сопоставляя фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава, аудитор определяет, нет ли случаев включения в них вымышленных лиц, повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам. Методом арифметического контроля определяются неточности в подсчетах в первичных документах или расчетных ведомостях.
Как известно, различают основную и дополнительную оплату труда. При проверке начисления заработной платы аудитору необходимо знать, что основными формами оплаты труда являются повременная, сдельная и аккордная.
Для правильного начисления оплаты труда рабочим большое значение имеет учет отклонений от нормальных условий труда, которые оплачиваются дополнительно к действующим расценкам на сдельную работу. Доплаты оформляют следующими документами:
− дополнительные операции, не предусмотренные технологией производства, - нарядом на сдельную работу, который обычно содержит какой-либо отличительный знак (например, яркая черта по диагонали);
− отклонения от нормальных условий работы – листком на доплату, который выписывают на бригаду или отдельного рабочего. В нем указывают номер основного документа (наряда, ведомости и др.), к которому производится доплата, содержание дополнительной операции, причину, работника, получающего доплату и расценку.
Таким образом, аудитор проверяет наличие вышеуказанных документов и производит аудит доплат, размеры и условия выплаты которых, предприятия устанавливают самостоятельно и фиксируют их в коллективном договоре. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством.
Согласно ст. 12 Трудового Кодекса Республики Беларусь штатным работникам ежегодно предоставляются очередные отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. Минимальная продолжительность отпуска − 24 календарных дней. При проверке данного объекта аудита необходимо проконтролировать правильность исчисления отпускного пособия. Аудитор проверяет правильность расчета среднего дневного заработка, суммы отпускных, а также правильность предоставления отпусков работникам в соответствии с графиком отпусков.
Проверяя правильность и обоснованность начисления премии, аудитор сопоставляет информацию положения о премировании, приказов, рассветных ведомостей и лицевых счетов. Начисление премии должно быть санкционировано приказом руководителя, решением совета директоров.
Далее аудитор приступает к проверке пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия выплачивают рабочим и служащим за счет отчислений на социальное страхование. Основанием для выплаты пособий являются больничные листки (листки временной нетрудоспособности), выдаваемые лечебными учреждениями. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа работы сотрудника и среднего заработка. При проверке правильности расчета среднего заработка аудитор должен помнить, что в его сумму включаются все виды оплат, кроме оплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, в праздничные дни, по совместительству, за неотработанное время, премии, не входящие в фонд оплаты труда и других выплат, носящих единовременный характер. Аудитор должен проверить правильность расчета пособия по нетрудоспособности, − а именно:
− правильно ли определен расчетный период в календарных месяцах;
− размер среднего дневного заработка исходя из фактического заработка;
− размер среднего дневного заработка исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов;
− размер дневного пособия исходя из страхового стажа работника и сумма самого пособия по нетрудоспособности, равная произведению суммы дневного пособия и количества календарных дней нетрудоспособности.
Кроме этого, аудитор должен проверить правильность расчетов по депонированной заработной плате. Каждый бухгалтер знает, что, заказав деньги на выплату заработной платы ,он имеет право хранить их в своей кассе 3 рабочих дня (для колхозов, органов местного управления и самоуправления, расположенных в сельской местности, – 5 рабочих дней), включая день получения денег в банке либо день наступления установленного срока их выплаты (если по согласованию с обслуживающим банком на эти цели используется выручка). Такая норма установлена «Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 № 159 (НРПА РБ от 11.07.2001, № 8/6362)». Если сумма не была выдана, ее необходимо депонировать − передать на хранение в банк.
В бухгалтерии учет расчетов с депонентами ведут в книге учета депонированной заработной платы. В ней для каждого депонента отводится отдельная строка, в которой указывают фамилию, имя, отчество и депонированную сумму, отмечается ее выдача (дата и сумма). В книге ежемесячно подсчитывается общая депонированная сумма и сумма выданная, выводится остаток. Выдача депонированных сумм оформляется расходным кассовым ордером. Для учета депонированных сумм предназначен счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В заключение аудитор проверяет правильность составления бухгалтерских записей. Синтетический учет по начислению заработной платы ведется по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Поэтому при начислении заработной платы и других выплат аудитору, сначала необходимо определить их источники, а затем проверить бухгалтерские записи. Выделяют следующие источники:
− за счет отнесения зарплаты на себестоимость продукции или реализации товаров, работ, услуг, в этом случае, дебетуются счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» и кредитуется счет 70;
− начисление оплаты труда по операциям, связанным с заготовлением и приобретением производственных запасов, осуществлением капитальных вложений, ликвидацией основных средств отражают по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и кредиту счета 70;
− за счет собственных средств предприятия. Начисленные суммы премий, материальной помощи, пособий, выплаты социального характера, производимые за счет собственных средств, отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 70. Начисление доходов от участия в капитале организации оформляют записью: дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредит счета 70.
На третьем этапе аудиторской проверки, аудитор проверяет законность и полноту удержаний из заработной платы и из других выплат, правильность применения налоговых вычетов, соблюдение законодательства при расчетах с внебюджетными фондами, по социальному страхованию и обеспечению. Существуют следующие виды удержаний:
− подоходный налог;
− удержания в фонд социальной защиты населения и соцзащиты;
− удержания, производимые по решению органов суда или других органов;
− удержания, производимые по инициативе нанимателя;
− удержания, производимые по просьбе работника (кредитный договор, коммунальные платежи, профсоюзные взносы, алименты).
Основным видом удержания, которому при проверке уделяется главное внимание, является налог на доходы физических лиц. Приступая к проверке правильности удержания подоходного налога, аудитору сначала необходимо выявить суммы, которые подлежат обложению данным налогом. Доходами будут признаваться заработная плата, дивиденды, проценты, арендная плата. Также аудитор должен проверить, имеет ли налогоплательщик право на получение налоговых вычетов, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. После проверки исчисления налоговой базы аудитор проверяет правильность применения налоговых ставок.
Для расчета налога на доходы используют расчетно-платежную или расчетную ведомость. Также сведения об удержаниях и вычетах работников отражаются в лицевом счете. Аудитор проверяет правильность заполнения этих документов и расчетов сумм удержанных из заработной платы.
Другим видом удержаний является удержание по исполнительным листам. По исполнительным листам судов производятся удержания алиментов (штрафов). Они могут удерживаться и по заявлению работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале. Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета. Причем аудитору необходимо знать, что удержание алиментов происходит со всех видов дохода как по основной, так и по совмещенной работе, со всех видов доплат, с оплаты за время отпуска, с пособий по временной нетрудоспособности, с вознаграждения за общие годовые итоги работы. Исключением являются суммы разовых единовременных премий, компенсационных выплат за работу во вредных условиях, не носящих постоянный характер, разовой материальной помощи. Удержанные из заработной платы алименты должны быть в трехдневный срок со дня выдачи зарплаты выданы взыскателю из кассы или переведены по почте. Здесь аудитор проверяет правильность расчета и удержания алиментов.
Информация о работе Аудит трудовых ресурсов и средств, направляемых на оплату труда