Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является закрепление знаний по контролю и ревизии, применение навыков аудита на практике, квалифицированно использовать в практической работе современные формы и методы контроля для предупреждения и ликвидации нарушений и недостатков, выявление резервов, эффективного использования закрепленных ресурсов; иметь представление о мерах ответственности за типичные ошибки при проведении аудита.
Введение…………………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы аудита в трудовой сфере…………………………………….7
1.1 Экономическая сущность труда, ресурсов и средств, направляемых на его оплату…………………………………………………………………………………………....7
1.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь…………10
1.3 Экономическая характеристика предприятия и организация контроля в КЖРЭУП «Сельмашевское»………………………………………………………………………..14
2. Аудит трудовых ресурсов и средств оплаты труда…………………………………19
2.1 Задачи и последовательность проведения аудита…………………………………19
2.2 Проверка состава трудовых ресурсов предприятия и использования рабочего времени…………………………………………………………………………………...22
2.3 Аудит обоснованности средств и выплат, направляемых на оплату труда сотрудников предприятия………………………………………………………………………25
2.4 Типичные ошибки при учете трудовых ресурсов и средств, направляемых на оплату труда и мера ответственности, предусмотренная законодательством…………30
Расчетная часть…………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Аудит использования фонда зарплаты должен осуществляться по заранее предусмотренной системе. Основными его этапами на предприятии являются следующие:
- подбор, обработка и систематизация необходимых отчетных данных и материалов оперативного наблюдения;
- анализ накопленных материалов;
- использование результатов аудита для разработки и осуществления мер оперативного воздействия на практику работы предприятия и повышения эффективности производства.
Рациональное использование фонда заработной платы тесно связано с правильной организацией зарплаты на предприятии, зависит от степени выполнения производственной программы и состояния организации производства и труда, поэтому необходимо, чтобы аудит обеспечивал:
- проверку соответствия размеров использования фонда заработной платы объему выполненной производственной программы;
- проверку подсчета выполнения плана по объему производства как основы для регулирования расходования фонда зарплаты;
- определение размера экономии или допущенного перерасхода этого фонда и основных направлений перерасхода;
- группировку факторов, определяющих фактические соотношения между ростом производительности труда и ростом оплаты труда;
- разработку конкретных организационно-технических мероприятий, вытекающих из всего материала анализа.
Аудит влияния трудовых ресурсов обычно начинают с изучения обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, укомплектованности штатов водителей, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Правильность выводов аудита и его эффективность зависят от сопоставимости анализируемых данных. Сопоставимость показателей при аудите особенно важна в следующих случаях:
- неправильном методе планирования заработной платы на предприятии;
- в отчетном периоде имеет место существенный пересмотр норм, неотраженный в плановых лимитах по труду, или изменились расчетные (тарифные) ставки и так далее.
Таким образом, заработная плата - одно из важнейших средств повышения заинтересованности работников в результатах своего труда, его производительности, увеличении объемов произведенной продукции, улучшения ее качества и ассортимента. Действующее законодательство предоставляет предприятиям и организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать системы оплаты труда.
1.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
Изменение государственного социально-экономического устройства Республики Беларусь в направлении социально-ориентированной рыночной экономики после развала Советского Союза требовало модификации модели обеспечения занятости и организации оплаты труда. Жесткая система централизованного установления тарифных сеток, когда заработная плата в большей степени зависела от отраслевой принадлежности и вида работы, чем от квалификации, результативности труда и экономических показателей предприятия, в начале 90-х годов постепенно стала замещаться коллективно-договорным регулированием. Правовой основой договорного регулирования заработной платы стали законы «О предприятиях Республики Беларусь», «О минимальном потребительском бюджете», поправки в Кодексе законов о труде. В это время субъекты хозяйствования получили право самостоятельно определять формы, системы и размеры оплаты труда работников на основе коллективных договоров и соглашений. На национальном уровне регулировались лишь размеры минимальной оплаты труда и оплата труда в бюджетной сфере.
Вместе с тем, в условиях остродефицитной экономики новые подходы в оплате труда положили начало новым проблемам и противоречиям. Деформация процессов производства и распределения привела к снижению удельного веса заработной платы в валовом внутреннем продукте. В республике хронической стала проблема своевременной выплаты заработной платы, росла безработица, усилилась неоправданная дифференциация заработной платы, резко возрос удельный вес малообеспеченного населения, минимальная заработная плата обеспечивала менее 10% потребительских расходов гражданина.
В условиях обострения кризисных явлений в экономике «свободное» установление заработной платы стало подчиняться политической воле и замещаться административно-командным регулированием. Основные нормативные документы государственного регулирования заработной платы приведены в таблице 1.2.1:
Таблица 1.2.1 − Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь
Документ | Содержание | |
Гарантии оплаты труда | ||
Декрет президента от 18.07.2002 года №17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» | Оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС). Данная норма распространяется на все коммерческие организации, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд. | |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 года №123 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 года № 31) Продолжение таблицы 1.2.1 | Определены распределение работников коммерческих организаций по тарифным разрядам Единой тарифной сетки Республики Беларусь и порядок применения ЕТС для работников производственных отраслей экономики. | |
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28.03.2005 года «Об установлении размеров тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями и базовой величины». | Установлена тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями в размере 51 тыс. рублей. | |
Ограничительная политика заработной платы | ||
Декрет президента от 27.03.1997 года № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию труда работников отраслей экономики» с учетом изменений, внесенных от 30.10.1997 года №22, от 18.07.2002 года). | Ограничение размера премии (30% заработной платы в расчете на одного работника), выплачиваемой за счет себестоимости. | |
Постановление Совета Министров от 16.06.1998 года №937 « О мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики». | Ограничение размера надбавок за стаж работы (20% тарифной ставки (должностного оклада)), выплачиваемых за счет себестоимости. | |
Постановление Совета Министров от 24.12.1998 года №1972 «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики». | Ограничение надбавок руководителей и специалистов (20% от суммы должностных окладов этих категорий), выплачиваемых за счет себестоимости. | |
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 27.12.2004 года №1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями). | Утвержден базовый предельный норматив ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения (БМП, в ценах июня 2005 года 157360 рублей); ограничена доля выплат за счет прибыли в размере не более 30% в общем фонде заработной платы для предприятий, достигших предельного размера тарифной ставки первого разряда, т.е. введен предельный норматив прибыли, направляемой на оплату труда. | |
Постановление Министерства труда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики от 24.02.2005 года №18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» (кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями).
Продолжение таблицы 1.2.1 | Определен одномоментный порядок увеличения тарифной ставки 1-го разряда для предприятий, работающих без убытков и имеющих уровень тарифной ставки 1-го разряда ниже установленного Совмином, до этого уровня; дальнейшее повышение тарифной ставки 1-го разряда осуществляется в зависимости от роста объемов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года. Определен порядок увеличения тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от экономических показателей, характеризующих эффективность работы организации (рост производительности труда, прибыли, снижение себестоимости и др.). Обязательными условиями для повышения тарифной ставки 1-го разряда являются: отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, по платежам в бюджет, в государственные целевые бюджетные фонды, в Фонд социальной защиты населения; отсутствие просроченной
| |
| кредиторской задолженности заполученную сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки за отчетный период; выполнение условий оказанной государственной поддержки и других преференций; не превышение установленного базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда. |
Таким образом, анализ основных законодательных актов, регулирующих оплату труда в Республике Беларусь, свидетельствует о достаточно жесткой системе ее централизованного установления. И, прежде всего, это касается обязательного применения единой тарифной сетки. ЕТС состоит из 23 разрядов, которые и определяют заработную плату конкретного работника. Тарифная часть заработной платы определяется умножением тарифной ставки 1-го разряда, действующей на предприятии, на тарифный коэффициент соответствующего разряда, разнящийся от 1.0 до 5.98. Использование в организации оплаты труда единой тарифной 3 сетки направлено на решение основного принципа «равной заработной платы на равном рабочем месте» и сглаживание дифференциации в оплате труда. Вместе с тем, регулирование заработной платы на основе ЕТС сохраняет ряд недостатков: тарифная ставка 1-го разряда значительно дифференцируется по предприятиям в зависимости от его финансово-экономического состояния; ЕТС не учитывает отраслевых особенностей, которые особенно важны как для организации заработной платы в отрасли, так и для реструктуризации занятости в экономике в целом. Единая тарифная сетка затрагивает только тарифную часть заработной платы. Она, согласно постановлению Министерства труда и соцзащиты от 30.06.2003 года № 81, определена в размере не менее 65%. В системе же оплаты труда участвуют различные виды доплат, надбавок, компенсаций и премии.
Постановление Совета министров от 27 декабря 2004 года № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда коммерческих организаций», обязательность применения ЕТС и ряд других нормативных актов определяют ограничительную политику заработной платы в Республике Беларусь. В странах с переходной экономикой существовали несколько отличающиеся варианты ограничительной политики, в которой ключевая роль отводилась политике доходов, основанной на налогах, когда рост заработной платы сверх определенного уровня наказывался повышенным налогообложением. Правительство стран Центральной и Восточной Европы использовали два основных варианта ограничительной политики в области роста заработной платы:
1) прямой контроль над общим фондом оплаты труда на предприятии;
2) контроль за средней заработной платой на предприятии.
Белорусское законодательство ограничило рост заработной платы посредством распределения работников по единой тарифной сетке и жестко регулируемым порядком повышения тарифной ставки 1-го разряда. Косвенным механизмом регулирования и ограничения заработной платы является ограничение заработной платы руководителей предприятий в зависимости от численности работников, финансового состояния предприятия, наличия задолженности по платежам в бюджет, за электроэнергию, просроченной выплаты заработной платы согласно положению коллективного договора, случаев травматизма на предприятии.
Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 года № 322-3 «О минимальной заработной плате» определил государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда минимальную заработную плату (МЗП) (месячную и часовую) и республиканские тарифы оплаты труда. Правовой основой установления и порядка повышения МЗП является Закон от 17.07.2002 года № 124-3 «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы», в соответствии с которым размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января. Исходя из показателей бюджета республики, экономических возможностей республиканского, местных бюджетов и нанимателей, сложившихся величин средней заработной платы в экономике и других социальных выплат, соотношения между размером МЗП и социальными нормативами – бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом и является низшей границей оплаты труда работников.
Согласно указанному закону в состав минимальной заработной платы включается заработная плата за выполненную работу и отработанное время, все выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсирующего характера за исключением выплат за отклонения от нормальных условий труда (сверхурочное, ночное время, праздники, праздничные и выходные дни и др.). Минимальная заработная плата гарантируется работнику только в случае полной отработки месячной нормы времени и выполнения месячной нормы труда.
Отношения занятости населения в Республике Беларусь регулируются Законом о занятости Республики Беларусь (в ред. Законов Республики Беларусь от 24.11.1992 № 1962-XII, от 01.02.1994 № 2731-XII, от 11.11.1994 № 3379-XII,от 21.02.1995 № 3601-XII, от 06.01.1998 № 124-З от 06.01.1999 № 232-З), Кодексом законов о труде Республики Беларусь, коллективными договорами и соглашениями. Для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. Для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости населения существует государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости, плательщиками в который являются все хозяйственные субъекты Республики Беларусь. Сумма взноса в фонд содействия занятости составляет 1% от начисленного фонда оплаты труда организации.
Государственные гарантии занятости предусматривают бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, включая профессиональную ориентацию. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах, получение бесплатной информации о наличии свободных рабочих мест, судебную защиту трудовых и других прав граждан в сфере занятости; предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам – выпускникам государственных учебных заведений; свободу выбора рода занятий и работы; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность.
1.3 Экономическая характеристика предприятия и организация контроля в КЖРЭУП «Сельмашевское»
Республиканское жилищно-ремонтное эксплуатационное унитарное предприятие «Сельмашевское», зарегистрировано решением Гомельского облисполкома N 106 от 28 февраля 2000 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за N 400052171. Полное наименование предприятия: на русском языке: «Коммунальное жилищное ремонтно-эксплуатационное унитарное предприятие «Сельмашевское; на белорусском языке: «Камунальнае жыллевае рамонтна-эксплуатацыйнае унiтарнае прадпрыемства «Сельмашаускае».
Коммунальное жилищное ремонтно-эксплуатационное унитарное предприятие «Сельмашевское», является самостоятельным хозяйствующим субъектом и принадлежит на праве собственности городу Гомелю.
Учредителем и собственником Предприятия является Гомельский городской Совет депутатов в лице Гомельского городского исполнительного комитета. Предприятие является юридическим лицом с момента регистрации его в установленном порядке и имеет обособленное имущество на праве хозяйственного ведения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет гербовую печать с изображением государственного герба Республики Беларусь и своего наименования, штампы и бланки со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетный счет и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Предприятие действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь « О предприятиях», Положением « О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.99г. N 11 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 16.11.2000г. N 22) и другими законодательными и нормативными актами, а также настоящим уставом. Местонахождение предприятия: 246004, Республика Беларусь, г. Гомель, проспект Космонавтов,15.
Основной целью деятельности КЖРЭУП «Сельмашевское» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли и удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества. Предметом деятельности являются эксплуатация и ремонт жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, осуществление работ по внешнему благоустройству и озеленению территории, ремонт и техническое обслуживание приборов учета, контроля и регулирования расхода (подачи) воды и тепловой энергии, монтаж, эксплуатация и ремонт лифтов, оказание бытовых услуг населению.
Информация о работе Аудит трудовых ресурсов и средств, направляемых на оплату труда