Аудит трудовых ресурсов и средств, направляемых на оплату труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является закрепление знаний по контролю и ревизии, применение навыков аудита на практике, квалифицированно использовать в практической работе современные формы и методы контроля для предупреждения и ликвидации нарушений и недостатков, выявление резервов, эффективного использования закрепленных ресурсов; иметь представление о мерах ответственности за типичные ошибки при проведении аудита.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы аудита в трудовой сфере…………………………………….7
1.1 Экономическая сущность труда, ресурсов и средств, направляемых на его оплату…………………………………………………………………………………………....7
1.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь…………10
1.3 Экономическая характеристика предприятия и организация контроля в КЖРЭУП «Сельмашевское»………………………………………………………………………..14
2. Аудит трудовых ресурсов и средств оплаты труда…………………………………19
2.1 Задачи и последовательность проведения аудита…………………………………19
2.2 Проверка состава трудовых ресурсов предприятия и использования рабочего времени…………………………………………………………………………………...22
2.3 Аудит обоснованности средств и выплат, направляемых на оплату труда сотрудников предприятия………………………………………………………………………25
2.4 Типичные ошибки при учете трудовых ресурсов и средств, направляемых на оплату труда и мера ответственности, предусмотренная законодательством…………30
Расчетная часть…………………………………………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………………….41
Список использованных источников…………………………………………………...43

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 1.22 Мб (Скачать)

Аудит использования фонда зарплаты должен осуществляться по заранее предусмотренной системе. Основными его этапами на предприятии являются следующие:

- подбор, обработка и систематизация необходимых отчетных данных и материалов оперативного наблюдения;

- анализ накопленных материалов;

- использование результатов аудита для разработки и осуществления мер оперативного воздействия на практику работы предприятия и повышения эффективности производства.

Рациональное использование фонда заработной платы тесно связано с правильной организацией зарплаты на предприятии, зависит от степени выполнения производственной программы и состояния организации производства и труда, поэтому необходимо, чтобы аудит обеспечивал:

- проверку соответствия размеров использования фонда заработной платы объему выполненной производственной программы;

- проверку подсчета выполнения плана по объему производства как основы для регулирования расходования фонда зарплаты;

- определение размера экономии или допущенного перерасхода этого фонда и основных направлений перерасхода;

- группировку факторов, определяющих фактические соотношения между ростом производительности труда и ростом оплаты труда;

- разработку конкретных организационно-технических мероприятий, вытекающих из всего материала анализа.

Аудит влияния трудовых ресурсов обычно начинают с изучения обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, укомплектованности штатов водителей, контролеров, других работников и эффективности использования рабочего времени. Правильность выводов аудита и его эффективность зависят от сопоставимости анализируемых данных. Сопоставимость показателей при аудите особенно важна в следующих случаях:

- неправильном методе планирования заработной платы на предприятии;

- в отчетном периоде имеет место существенный пересмотр норм, неотраженный в плановых лимитах по труду, или изменились расчетные (тарифные) ставки и так далее.

Таким образом, заработная плата - одно из важнейших средств повыше­ния заинтересованности работников в результатах своего труда, его производи­тельности, увеличении объемов произведенной продукции, улучшения ее каче­ства и ассортимента. Действующее законодательство предоставляет предпри­ятиям и организациям право самостоятельно выбирать и устанавливать системы оплаты труда.

 

1.2 Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь

 

Изменение государственного социально-экономического устройства Республики Беларусь в направлении  социально-ориентированной  рыночной  экономики  после  развала  Советского Союза требовало модификации модели обеспечения занятости и организации оплаты труда. Жесткая система централизованного установления тарифных сеток, когда заработная плата в большей степени зависела от отраслевой принадлежности и вида работы, чем от квалификации, результативности труда и экономических показателей предприятия, в начале 90-х годов постепенно  стала  замещаться  коллективно-договорным  регулированием. Правовой  основой договорного  регулирования  заработной  платы  стали  законы «О  предприятиях  Республики Беларусь», «О минимальном потребительском бюджете», поправки в Кодексе законов о труде. В  это время  субъекты хозяйствования получили право  самостоятельно определять формы,  системы и размеры оплаты  труда работников на основе коллективных договоров и  соглашений.  На  национальном  уровне  регулировались  лишь  размеры  минимальной  оплаты труда и оплата труда в бюджетной сфере.

Вместе  с  тем,  в  условиях  остродефицитной  экономики  новые  подходы  в  оплате  труда положили начало новым проблемам и противоречиям. Деформация процессов производства и распределения привела к снижению удельного веса  заработной платы в валовом внутреннем продукте. В республике хронической стала проблема своевременной  выплаты  заработной платы,  росла  безработица,  усилилась  неоправданная  дифференциация  заработной  платы,  резко  возрос  удельный  вес  малообеспеченного  населения,  минимальная заработная плата обеспечивала менее 10% потребительских расходов гражданина.

В условиях обострения кризисных явлений в экономике «свободное» установление заработной  платы  стало  подчиняться  политической  воле  и  замещаться  административно-командным регулированием. Основные нормативные документы государственного регулирования заработной платы приведены в таблице 1.2.1:

 

Таблица 1.2.1 − Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь

Документ

Содержание

Гарантии оплаты труда

Декрет президента от 18.07.2002 года №17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников»

Оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (ЕТС). Данная норма распространяется на все коммерческие организации, независимо от формы собственности, и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд.

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.09.2002 года №123 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 года № 31)

Продолжение таблицы 1.2.1

Определены распределение работников коммерческих организаций по тарифным разрядам Единой тарифной сетки Республики Беларусь и порядок применения ЕТС для работников производственных отраслей экономики.

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 28.03.2005 года «Об установлении размеров тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями и базовой величины».

Установлена тарифная ставка 1-го разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями в размере 51 тыс.

рублей.

Ограничительная политика заработной платы

Декрет президента от 27.03.1997 года № 10 «О дополнительных мерах по совершенствованию труда работников отраслей экономики» с учетом изменений, внесенных от 30.10.1997 года №22, от 18.07.2002 года).

Ограничение размера премии (30% заработной платы в расчете на одного работника), выплачиваемой за счет себестоимости.

Постановление Совета Министров от 16.06.1998 года №937 « О мерах по совершенствованию оплаты труда в отраслях экономики».

Ограничение размера надбавок за стаж работы (20% тарифной ставки (должностного оклада)), выплачиваемых за счет себестоимости.

Постановление Совета Министров от 24.12.1998 года №1972 «о дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики».

Ограничение надбавок руководителей и специалистов (20% от суммы должностных окладов этих категорий), выплачиваемых за счет себестоимости.

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 27.12.2004 года №1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» (кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями).

Утвержден базовый предельный норматив ставки 1-го разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения (БМП, в ценах июня 2005 года 157360 рублей); ограничена доля выплат за счет прибыли в размере не более 30% в общем фонде заработной платы для предприятий, достигших предельного размера тарифной ставки первого разряда, т.е. введен предельный норматив прибыли, направляемой на оплату труда.

Постановление Министерства труда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики от 24.02.2005 года №18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» (кроме коммерческих организаций с иностранными инвестициями).

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1.2.1

Определен одномоментный порядок увеличения тарифной ставки 1-го разряда для предприятий, работающих без убытков и имеющих уровень тарифной ставки 1-го разряда ниже установленного Совмином, до этого уровня; дальнейшее повышение тарифной ставки 1-го разряда осуществляется в зависимости от роста объемов производства в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года. Определен порядок увеличения тарифной ставки 1-го разряда в зависимости от экономических показателей, характеризующих эффективность работы организации (рост производительности труда, прибыли, снижение себестоимости и др.). Обязательными условиями для повышения тарифной ставки 1-го разряда являются: отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, по платежам в бюджет, в государственные целевые бюджетные фонды, в Фонд социальной защиты населения; отсутствие просроченной

 

 

кредиторской задолженности заполученную сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки за отчетный период; выполнение условий оказанной государственной поддержки и других преференций; не превышение установленного базового предельного норматива тарифной ставки 1-го разряда.

 

 

Таким образом, анализ основных законодательных актов, регулирующих оплату труда в Республике Беларусь, свидетельствует о достаточно жесткой системе ее централизованного установления.  И,  прежде  всего,  это  касается  обязательного  применения  единой  тарифной сетки. ЕТС состоит из 23 разрядов, которые и определяют заработную плату конкретного работника. Тарифная часть заработной платы определяется умножением тарифной ставки 1-го разряда, действующей на предприятии, на тарифный коэффициент соответствующего разряда, разнящийся от 1.0 до 5.98. Использование в организации оплаты труда единой тарифной   3 сетки направлено на решение основного принципа «равной заработной платы на равном рабочем месте» и сглаживание дифференциации в оплате труда. Вместе с тем, регулирование заработной платы на основе ЕТС сохраняет ряд недостатков: тарифная ставка 1-го разряда значительно дифференцируется по предприятиям в зависимости от его финансово-экономического состояния; ЕТС не учитывает отраслевых особенностей, которые особенно важны как для организации заработной платы в отрасли, так и для реструктуризации занятости в экономике в целом. Единая тарифная сетка затрагивает только тарифную часть заработной платы. Она, согласно постановлению Министерства труда и соцзащиты от 30.06.2003 года № 81, определена в размере не менее 65%. В системе же оплаты труда участвуют различные виды доплат, надбавок, компенсаций и премии.

Постановление Совета министров  от 27 декабря 2004  года № 1651 «О некоторых  вопросах  регулирования  оплаты  труда  коммерческих  организаций»,  обязательность  применения ЕТС и ряд других нормативных актов определяют ограничительную политику заработной  платы  в  Республике  Беларусь.  В  странах  с  переходной  экономикой  существовали  несколько отличающиеся варианты ограничительной политики, в которой ключевая роль отводилась политике доходов, основанной на налогах, когда рост заработной платы сверх определенного уровня наказывался повышенным налогообложением. Правительство  стран Центральной и Восточной Европы использовали два основных варианта ограничительной политики в области роста заработной платы:

1) прямой контроль над общим фондом оплаты труда на предприятии;

2) контроль за средней заработной платой на предприятии.

Белорусское законодательство ограничило рост заработной платы посредством распределения работников по единой тарифной сетке и жестко регулируемым порядком повышения тарифной ставки 1-го разряда. Косвенным механизмом регулирования и ограничения заработной платы является ограничение  заработной  платы  руководителей  предприятий  в  зависимости  от  численности работников,  финансового  состояния  предприятия,  наличия  задолженности  по  платежам  в бюджет, за электроэнергию, просроченной выплаты заработной платы согласно положению коллективного договора, случаев травматизма на предприятии.

Закон Республики Беларусь от 11.11.1999 года № 322-3 «О минимальной заработной плате» определил государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда минимальную  заработную  плату (МЗП) (месячную  и  часовую)  и  республиканские  тарифы оплаты труда. Правовой  основой установления и порядка повышения МЗП является Закон от 17.07.2002 года № 124-3 «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы», в соответствии с которым размер минимальной заработной платы устанавливается ежегодно с 1 января. Исходя из показателей бюджета республики, экономических возможностей республиканского, местных бюджетов и нанимателей, сложившихся величин средней  заработной платы в экономике  и  других  социальных  выплат,  соотношения  между  размером МЗП  и  социальными нормативами – бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом и является низшей границей оплаты труда работников.

Согласно указанному закону в состав минимальной заработной платы включается заработная плата  за выполненную работу и отработанное время, все выплаты стимулирующего характера,  выплаты  компенсирующего  характера  за исключением  выплат  за  отклонения  от нормальных условий труда (сверхурочное, ночное время, праздники, праздничные и выходные  дни  и  др.). Минимальная  заработная  плата  гарантируется  работнику  только  в  случае полной отработки месячной нормы  времени и  выполнения месячной нормы  труда.

Отношения  занятости населения в Республике Беларусь регулируются Законом о  занятости Республики  Беларусь (в  ред.  Законов  Республики  Беларусь  от 24.11.1992 № 1962-XII,  от 01.02.1994 № 2731-XII, от 11.11.1994 № 3379-XII,от 21.02.1995 № 3601-XII, от 06.01.1998 № 124-З от 06.01.1999 № 232-З), Кодексом законов о труде Республики Беларусь, коллективными договорами и соглашениями. Для  реализации  политики  занятости  населения  и  обеспечения  гражданам  соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. Для  страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению  занятости населения существует государственный целевой бюджетный фонд содействия занятости,  плательщиками  в  который  являются  все  хозяйственные  субъекты  Республики  Беларусь. Сумма взноса в фонд содействия занятости составляет 1% от начисленного фонда оплаты труда организации.

Государственные  гарантии  занятости  предусматривают  бесплатную  профессиональную подготовку и переподготовку; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием,  включая  профессиональную  ориентацию. Возможность  участия  в  оплачиваемых общественных  работах,  получение  бесплатной  информации  о  наличии  свободных  рабочих мест,  судебную  защиту  трудовых и других прав  граждан  в  сфере  занятости; предоставление подходящей работы на период не менее трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями, организациями молодым специалистам – выпускникам государственных учебных заведений; свободу выбора рода занятий и работы; компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность.

 

 

1.3 Экономическая характеристика предприятия и организация контроля в КЖРЭУП «Сельмашевское»

 

Республиканское жилищно-ремонтное эксплуатационное  унитарное предприятие «Сельмашевское», зарегистрировано решением Гомельского облисполкома N 106 от 28 февраля 2000 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за N 400052171. Полное наименование предприятия: на  русском  языке: «Коммунальное   жилищное   ремонтно-эксплуатационное  унитарное  предприятие «Сельмашевское; на  белорусском  языке: «Камунальнае  жыллевае  рамонтна-эксплуатацыйнае  унiтарнае прадпрыемства «Сельмашаускае».

Коммунальное  жилищное  ремонтно-эксплуатационное унитарное предприятие  «Сельмашевское», является   самостоятельным   хозяйствующим   субъектом и  принадлежит  на праве собственности городу Гомелю.

Учредителем и собственником Предприятия является Гомельский городской Совет депутатов в лице Гомельского городского исполнительного комитета. Предприятие  является юридическим лицом с момента регистрации его  в  установленном порядке и имеет обособленное имущество  на праве хозяйственного ведения, несет самостоятельную  ответственность по  своим  обязательствам,  может  от  своего имени приобретать имущественные и  личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом  и ответчиком в суде, имеет гербовую  печать с изображением государственного  герба Республики  Беларусь  и своего наименования, штампы  и  бланки со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетный  счет  и  другие счета  в  любом банке  для хранения  денежных  средств и  осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Предприятие действует в соответствии с Гражданским кодексом Республики  Беларусь, Законом Республики Беларусь « О предприятиях», Положением « О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности)  субъектов   хозяйствования»,  утвержденным  Декретом  Президента Республики Беларусь от 16.03.99г. N 11 (в редакции Декрета Президента Республики  Беларусь от 16.11.2000г. N 22)  и  другими законодательными  и  нормативными актами, а также настоящим уставом. Местонахождение  предприятия: 246004, Республика Беларусь, г. Гомель, проспект Космонавтов,15.

Основной целью  деятельности КЖРЭУП «Сельмашевское» является  осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли и  удовлетворение социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества. Предметом  деятельности являются эксплуатация и  ремонт  жилищного  фонда, объектов  коммунального хозяйства, осуществление  работ  по  внешнему  благоустройству  и  озеленению территории, ремонт и техническое обслуживание  приборов учета, контроля и регулирования расхода (подачи)  воды  и тепловой  энергии, монтаж, эксплуатация и ремонт лифтов, оказание бытовых услуг населению.

Информация о работе Аудит трудовых ресурсов и средств, направляемых на оплату труда