Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 00:34, курсовая работа
Товарное производство - производство предметов потребления для продажи. Товарное производство непосредственно связано с наличием товарно-денежных отношений. Товарное производство приводит к конкуренции производителей товаров, к борьбе за дешевое сырье и за рынки сбыта. Положительной стороной товарного производства является вынужденная борьба товаропроизводителей за качество продукции и снижение ее себестоимости. Отрицательной стороной является растущая эксплуатация трудящихся, производство товаров, реально не нужных людям, например, предметов роскоши и престижа, наркотиков и т.п. При коммунизме товарное производство полностью заменяется нетоварным производством, в процессе которого производятся только предметы, которые реально нужны людям. Товары являются основным объектом торговли, которая в свою очередь является неотъемлемой частью экономики
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………3
Экономическая сущность товаров. Их роль в деятельности предприятия……………..…….4
Сущность товаров, как экономической категории и их классификация…..………….4
Критерии признания и методы оценки поступления и выбытия товарных запасов на предприятии…………………………………………………………………………………8
Нормативно-правовое регулирование учета товаров в Украине………………………13
Характеристика деятельности и финансового состояния МЧП «РАМЗОР»………….17
Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль товаров на МЧП «РАМЗОР»……...20
Цель, задачи и принципы учета товаров на МЧП «РАМЗОР»…………………………20
Документальное оформление операций по поступлению и выбытию товаров на МЧП «РАМЗОР»……………………………………………………………………………….….22
Аналитический и синтетический учет поступления, наличия и выбытия товаров на МЧП «РАМЗОР»………………………………………………………………………..…..25
Организация внутрихозяйственного контроля операций с товарами на МЧП «РАМЗОР»…………………………………………………………………………..………31
Раскрытие информации о товарных запасах МЧП «РАМЗОР» в финансовой отчетности
Автоматизация учета товаров в торговле………………………………………………….……34
Сущность и характеристика программ «1С:Предприятие», «Парус»………………….34
Пример решения типовой задачи по учету товаров в системе «1С:Предприятие 6.0»..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………….
2.3.
Аналитический и синтетический
учет поступления, наличия и
выбытия товаров.
Приемка товаров — это установление фактического количества, качества и комплектности товаров, а также определение расхождений и причин их возникновения. Порядок и сроки приемки товаров, их документальное оформление регламентируются нормами ГКУ, ХКУ, Инструкции № П-6, Инструкции № П-7, а также условиями договоров и базисными условиями поставки товаров. При установлении несоответствия фактического наличия товаров данным, указанным в сопроводительных документах, либо отклонения от качества составляется акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
Порядок учета товаров при поступлении зависит от предназначения (цели) поступления товара на склад — для продажи или хранения. Сведения о том, для чего товар поступает на склад, содержатся в договорах. Цель поступления товара на склад можно определить по форме и содержанию товаросопроводительных документов.
Если товар поступил по:
- накладной, то он куплен (с переходом права собственности), и дальнейшее использование его определяется собственником;
- акту приемки-передачи на комиссию, то он принят для продажи третьим лицам (без перехода права собственности, но с правом распоряжения);
- акту приемки-передачи на хранение, то он принят для хранения (без перехода права собственности).
В зависимости от способа транспортировки товара, кроме перечисленных документов, должны быть также товарно-транспортная, железнодорожная, авиа- накладные или коносамент. Но на практике, как правило, товар сопровождают только накладные (или транспортные накладные). В таком случае предприятие может разработать собственную систему информирования склада и бухгалтерии о цели поступления товара на склад и зафиксировать ее требования в приказе об учетной политике предприятия.
На товары, поступающие на склад, необходимо выписать и выдать поставщику доверенность.
Товары поступают на склад для дальнейшей продажи. Это могут быть как собственные товары, так и принятые на комиссию. От этого зависит порядок их учета.
При поступлении на склад товаров, приобретенных в собственность для дальнейшей продажи, они приходуются и отражаются по дебету субсчета 281 «Товары на складе» по первоначальной стоимости, определяемой согласно п.9 ПБУ-9. Оприходование товаров осуществляется по их фактическому наличию. Если фактически товаров поступило меньше, то сумма недостачи отражается по дебету субсчета 947 «Недостачи и убытки от порчи ценностей». А после выставления претензии поставщику по факту недостачи сумма претензии отражается по дебету субсчета 374 «Расчеты по претензиям».
В случае если товары поступили в таре, то она отражается по дебету субсчета 284 «Тара под товарами». Если же тара по условиям договора является возвратной и залоговой, то перечисленная сумма залога учитывается по дебету субсчета 377 «Расчеты с прочими дебиторами» и счета 05 «Гарантии и обеспечения предоставленные».
Товары,
поступившие без
Налоговый учет товаров, приобретенных по договорам купли-продажи (поставки, мены и др.), осуществляется в соответствии с правилами, определенными Законом о прибыли и Законом об НДС.
Основанием для включения суммы НДС в налоговый кредит служит налоговая накладная, а с 31.03.2005 г. при покупке товаров без налоговой накладной — и другие документы, подтверждающие оплату товаров наличностью:
- товарные чеки, другие платежные или расчетные документы с обязательным указанием в них общей стоимости товара, суммы НДС и налогового номера поставщика. При этом предельный размер суммы расчета за товар с одним поставщиком в один день не может превышать предельного размера, установленного НБУ, — 10000 грн. (согласно Постановлению № 32);
- кассовые чеки на сумму 200 гривен в день (без НДС), содержащие фискальный номер (но без обозначения налогового номера поставщика), общую стоимость товара, сумму НДС. При этом Закон об НДС не ограничивает количество чеков в день, количество поставщиков, которым оплачен товар.
При поступлении товаров на склад по договору комиссии для дальнейшей продажи третьим лицам, то в бухгалтерском учете стоимость товаров отражается на забалансовом субсчете 024 «Товары, принятые на комиссию» по ценам, предусмотренным договором или актом приемки-передачи. Оприходование таких товаров, так же как и собственных, осуществляется по фактическому наличию. В отношении недостающих составляется акт для урегулирования дальнейших взаиморасчетов с комитентом. Аналитический учет товаров, принятых на комиссию, осуществляется по видам товаров и комитентам, а складской учет ведется, как правило, только в количественном выражении.
В
налоговом учете стоимость
После того как товары приняты на склад и оприходованы, наступает второй этап учета товаров — размещение и хранение, который включает также осуществление других операций на складе.
С товарами, находящимися на складе до момента продажи, могут осуществляться неторговые операции (операции, не связанные с продажей): комплектация, упаковка, расфасовка, инвентаризация, переоценка и т.д. Для удобства осуществления таких операций и правильного их учета предусматривается определенный порядок размещения и хранения товаров, который заключается в отдельном (обособленном) расположении комиссионных, собственных товаров, товаров на хранении и переданных в залог. Это позволяет избежать использования однородных товаров (как собственных, комиссионных, так и находящихся на хранении), которое влечет за собой негативные юридические и налоговые последствия.
В процессе хранения собственных товаров на складе может осуществляться подготовка их к продаже: сортировка, расфасовка, упаковка и другие мероприятия. Условиями договора комиссии также могут быть предусмотрены работы по подготовке комиссионных товаров к продаже. Все расходы, связанные с проведением указанных работ, в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 93 «Расходы на сбыт». Выполнение работ по подготовке товаров к продаже оформляется актами. При этом их стоимость (а также материалов, используемых в процессе предпродажной подготовки) включается в состав валовых расходов предприятия, а сумма НДС — в налоговый кредит.
Для
обеспечения достоверности
Фактические данные инвентаризации сопоставляются с данными бухгалтерского учета. При выявлении расхождений (инвентаризационных разниц) они отражаются в бухгалтерском учете того месяца, в котором закончена инвентаризация. Сумма недостачи товаров отражается по дебету субсчета 947 «Недостачи и убытки от порчи ценностей». До принятия решения о конкретных виновных лицах она отражается на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и убытки от порчи ценностей». После определения виновного лица сумма недостачи отражается по дебету субсчета 375 «Расчеты по возмещению причиненных убытков», списывается с забалансового счета и включается в состав прочих операционных доходов по кредиту субсчета 716 «Возмещение ранее списанных активов». Если виновное лицо не определено, сумма недостачи списывается на убытки и отражается в составе финансовых результатов. Излишки собственных товаров, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются предприятием с отражением дохода по кредиту субсчета 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».
По итогам инвентаризации материально ответственные лица при необходимости вносят данные об изменениях в карточках складского учета.
Списание суммы недостающих товаров в бухгалтерском учете влечет за собой убыль балансовой стоимости товаров на конец налогового периода и включение этой суммы в состав валовых расходов. По итогам работы комиссии руководитель предприятия издает приказ о возмещении суммы недостачи виновным лицом. В этом случае валовые расходы по недостающим товарам не корректируются, а суммы возмещения виновным лицом понесенных убытков включаются в состав валового дохода.
Суммы излишков товаров, выявленных по итогам инвентаризации, отражаются в составе валового дохода в соответствии с пп.4.1.6 ст.4 Закона о прибыли.
Если в ходе инвентаризации комиссионных товаров и товаров, находящихся на ответственном хранении, выявлены недостачи или излишки, то вопросы урегулирования такой ситуации необходимо обсуждать с собственниками товаров: комитентами и поклажедателями.
Во время инвентаризации могут быть выявлены также собственные товары, которые частично утратили свое первоначальное качество, или товары, которые реализуются медленно с точки зрения оборачиваемости денежных средств, вложенных в их приобретение. В этом случае может быть принято решение (приказ руководителя) о проведении уценки таких товаров, оформляемой актом об уценке товаров по форме, определенной Положением № 120/190.
На основании упомянутого акта в бухгалтерском учете делаются записи на сумму уценки товаров по дебету субсчета 946 «Потери от обесценивания запасов» и вносятся изменения в цены товаров и в складском учете. В налоговом учете (как прибыли, так и НДС) операция по уценке товаров не отражается.
На этапе отпуска со склада товар отпускается и списывается с учета. Рассмотрим учетные правила таких операций, сгруппировав их по признаку принадлежности собственнику склада.
Отпуск собственных товаров. Движение товаров внутри предприятия между его структурными подразделениями называется внутренним перемещением товаров, которое отражается только в аналитическом учете.
Товары, отпускаемые со склада для дальнейшей их продажи через сеть собственных торговых точек и магазинов, оформляются накладной. Если они перевозятся транспортными средствами, то необходимо оформлять товарно-транспортную накладную. При отпуске товаров магазину, который является структурным подразделением, в аналитическом учете стоимость товаров отражается по кредиту субсчета 281 «Товары на складе» в корреспонденции с дебетом субсчета 282 «Товары в торговле». Если магазин имеет статус филиала (обособленного подразделения), то стоимость списанных со склада товаров в бухгалтерском учете отражается по кредиту субсчета 281 «Товары на складе» с отражением дебиторской задолженности по дебету субсчета 683 «Внутрихозяйственные расчеты». В складском учете делается отметка о выбытии товаров в разрезе ассортимента.
Отпуск
товаров магазину — структурному
подразделению в налоговом
Внутреннее потребление собственных товаров предполагает использование их как материалов, сырья и т.д. для нужд предприятия. В бухгалтерском учете отпуск таких товаров со склада отражается как материалы в подотчете у материально ответственных лиц, которым они переданы для дальнейшего использования. При наличии акта об использовании такие товары (материалы) списываются на расходы операционной деятельности: в дебет счетов 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы операционной деятельности» в зависимости от того, где они были использованы и для чего.
В складском учете делаются отметки о списании товаров в разрезе ассортимента. В налоговом учете стоимость таких товаров (материалов) «попадает» в состав валовых расходов при списании через механизм пересчета балансовой стоимости товаров в соответствии с нормами п.5.9 ст.5 Закона о прибыли.
Отпуск комиссионных товаров. В соответствии с договором комиссии отпуск со склада комиссионных товаров осуществляется предприятием от собственного имени. При этом склад является грузоотправителем и выписывает накладную.
В
бухгалтерском учете после
Складской учет предполагает внесение всех данных о выбывших комиссионных товарах в разрезе ассортимента.