Аудит расчетов по налогам и сборам

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам.
Для этого решаются следующие задачи:
1. Изучить акты нормативного регулирования аудита расчетов по налогам и сборам;
2. Дать финансово-экономическую характеристику ГУСП ПЗ «Тополя»;
3. Составить программу аудита;
4. Провести проверку точности расчетов сумм налогов, достоверности и полноты форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам;
5. Составить аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам.

Работа содержит 1 файл

audit_nalogi_Topolya.doc

— 542.00 Кб (Скачать)

 

Исходя из данных табл. 12.3 видно, что на конец 2008 г. коэффициент оборачиваемости выше, чем на начало на 0,22.  Это означает, что скорость оборачиваемости активов повысилась к концу периода, число оборотов за период увеличилось на 20%.  Коэффициент оборачиваемости запасов показывает, что в среднем за год запасы стали продаваться на 16% раз меньше. Число дней, требующихся для продажи имеющихся запасов, сократилось на 32,16.  Такие изменения произошли за счет роста выручки на 26720 тыс. руб. и одновременного роста стоимости имущества на 19022 тыс. руб.  А также обусловлены тем, что темпы роста себестоимости реализованной продукции превысили темпы роста запасов и затрат на 13,3%.

Оборачиваемость собственных средств увеличилась на 0,18 – значит, увеличилась эффективность использования собственного капитала предприятия и скорость превращения собственных средств в выручку стала выше на конец года на 18% по отношению к уровню начала года.

Помимо показателей  рентабельности и доходности продукции  различают рентабельность использования  капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений и перманентного капитала.  Расчет показателей рентабельности проведен в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Расчет показателей  рентабельности

п/п

Показатели

На начало

года

На конец года

+, -

1.

Балансовая прибыль, тыс. руб.

111727

2206

-109521

2.

Платежи в бюджет, тыс. руб.

13825

3847

-9978

3.

Чистая прибыль тыс. руб.

105380

2084

-103296

4.

Выручка от реализации, тыс. руб.

46975

73695

26720

5.

Собственные средства, тыс. руб.

144159

145511

1352

6.

Основные средства, тыс. руб.

67072

62518

-4554

7.

Запасы и затраты, тыс. руб.

55453

68599

13146

8.

Стоимость имущества, тыс. руб.

161969

180991

19022

9.

Доходы по ценным бумагам  и от долевого участия, тыс. руб.

10.

Долгосрочные заемные  средства,  тыс. руб.

843

655

-188

11.

Финансовые вложения, тыс. руб.

150

150

0

12.

Коэффициенты рентабельности имущества

0,69

0,01

-0,68

13.

Коэффициенты рентабельности собственных средств

0,78

0,02

-0,76

14.

Коэффициенты рентабельности производственных фондов

0,91

0,02

-0,89

15.

Коэффициенты рентабельности финансовых вложений

16.

Коэффициенты рентабельности продаж

2,38

0,03

-2,35

17.

Коэффициенты рентабельности перманентного капитала

0,77

0,02

-0,75


 

По данным табл. 12.4 можно проследить, что уменьшение балансовой прибыли ведет к снижению рентабельности по всем показателям. Имущество стало менее рентабельным на 68%.  Это обусловлено снижением балансовой прибыли на 109521 тыс. руб. и увеличением стоимости имущества на 19022 тыс. руб.  Рентабельность собственных средств упала на 76% вследствие высоких темпов роста стоимости собственных средств и, опять же, снижением балансовой прибыли.

Коэффициент рентабельности продаж показывает, что к концу  года на единицу реализованной продукции  стали получать на 235% меньше прибыли, чем в начале года. Сокращение заемных средств снижает рентабельность собственного капитала.

В качестве критериев  для диагностики риска банкротства  используются показатели оценки структуры  баланса. Для целей признания  сельскохозяйственных организаций неплатежеспособными анализируется структура бухгалтерского баланса за последний отчетный период:

1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл);

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Косос);

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности     (Кв (у) п).

В том случае, если коэффициент  текущей ликвидности и коэффициент  обеспеченности собственными оборотными средствами (хотя бы один) имеют значение   ≤  2  и   ≤ 0,1, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный 6 месяцам.

В том случае, если коэффициент  текущей ликвидности  ≥ 2 и коэффициент  обеспеченности собственными оборотными средствами  ≥  0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, равный 3 месяцам.

Для диагностики риска банкротства воспользуемся показателями оценки структуры баланса, приведенными в табл. 2.5.

 

 

 

 

 

Таблица 2.5

Оценка структуры баланса  предприятия

Показатели

Годы

2006

2007

2008

Коэффициент текущей  ликвидности (Кт.л.)

26,19

4,52

2,66

Коэффициент обеспеченности собств. оборотными ср-ами (Косос)

0,05

0,78

0,62

Коэффициент восстановления платежеспособности (КВП) сроком на 6 месяцев

19,09

-

-

Коэффициент утраты платежеспособности предприятия  (КУП) сроком на 3 месяца

-

-0,44

1,10


 

Структура баланса признается удовлетворительной, т.к. коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеют значение   ≥ 2  и   ≥ 0,1. Значение коэффициента утраты платежеспособности КУП > 1. Это означает, что    ГУСП ПЗ «Тополя» признается платежеспособным и в ближайшие 3 месяца свою платежеспособность не утратит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оценка системы  внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам

Перед составлением плана  и программы проверки расчетов по налогам и сборам прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких расчетов.

Под системой внутреннего  контроля аудируемого лица понимают совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а так же своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Средства внутреннего  контроля, имеющие отношение к  системе бухгалтерского учета, содействуют  достижению следующих целей:

  • осуществление операций по общему или специальному разрешению руководства;
  • своевременный учет всех операций и прочих событий в точных суммах, на надлежащих счетах и в должные отчетные периоды с тем, чтобы сделать возможной подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с установленным порядком;
  • возможность доступа к активам и записям только по разрешению руководства;
  • регулярное сопоставление учтенных активов с активами, имеющимися в наличии, и принятие надлежащих мер в отношении любых расхождений [18, стр. 210].

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" основу внутреннего контроля экономического субъекта составляют контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля [9]. Но целесообразно в составе элементов внутреннего контроля рассматривать и систему налогового учета, представляющую собой упорядоченную систему регистрации и обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности, опосредующих возникновение доходов и расходов, подлежащих учету в соответствии с нормами НК РФ, для формирования полной и достоверной налоговой информации.

Должность внутреннего  аудитора в ГУСП ПЗ «Тополя» не предусмотрена. Основные контрольные функции на предприятии выполняет аппарат  бухгалтерии. Каждый бухгалтер на своем участке учета проводит проверку правильности заполнения первичных документов, составления отчетов материально-ответственных лиц и бригадиров. Контроль за финансовым состоянием предприятия, правильным составлением отчетности осуществляет главный бухгалтер. Фактически он выполняет обязанности руководителя   службы   внутреннего аудита, являясь аттестованным  аудитором – это    наиболее   квалифицированный специалист,  обладающий  разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов; имеет познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, общего управления; имеет собственные  аудиторские   знания и навыки; кроме  того знает  задачи,  поставленные высшим  руководством  перед  организацией,  возможности  и  потребности   коллектива, внешние связи своей организации; обладает достаточными    знаниями в области компьютерной техники и технологии.

Контроль за расчетами  по налогам и сборам предусматривает проведение инвентаризаций расчетов путем актов сверок дебиторской и кредиторской задолженности в период с 1 октября по 31 декабря.

 

 

 

 

 

Табл. 3.1

Тест системы внутреннего  контроля

Факторы риска

Оценка риска

Учетная политика применяется  последовательно от одного отчетного  периода к другому

-

Изменения в учетную  политику вносятся в соответствии с  требованиями нормативных актов  по бухгалтерскому учету

-

Учетная политика применяется  всеми структурными подразделениями предприятия

-

В Учетной политике достаточно раскрыты направления хозяйственной  деятельности и способы их учета

-

Наличие в структуре  организации обособленной налоговой  службы, отвечающей за ведение налогового учета и составления налоговой отчетности

-

Взаимодействие между  бухгалтерской и налоговой службой

+

Наличие и соблюдение графика документооборота

-

Наличие должностных  инструкций

-

Наличие отдела внутреннего  контроля

-

Наименование  процедуры контроля

Конечные задачи процедуры контроля

Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии

Оценка наличия  внутреннего контроля

1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа

 

 

 

 

 

 

Все хозяйственные операции совершаются  и фиксируются в учете с  письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц

 

 

 

 

 

 

Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей

+

Отказ в принятии документа в  обработку работниками бухгалтерии  без соответствующих подписей

+

Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством

Проверка службой внутреннего  контроля соответствия произведенных  и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству

+

Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером  или другим уполномоченным работником бухгалтерии

+

2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов

Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете

Систематическая проверка наличия всех обязательных реквизитов в документах

+

Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов

+

3. Соответствие первичной документаци и регистрируем ым оперативным фактам

Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт

 

Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу

 

 

+

Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу

+

4. Контроль полноты регистрации

Достижение уверенности, что все  первичные документы на предприятии  будут введены и обработаны

Проверка службой внутреннего  контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах

+

Единая нумерация первичной  документации, контроль со стороны  бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов

+

5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов

Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета

Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета

+

 

 

Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью соответствующих программных продуктов

 

+

6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов

Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден

Проверка службой внутреннего  контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре

+

Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату

+

7. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации)

Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и  обработки информации, вся первичная  документация будет защищена от несанкционированно го доступа

 

Проверка службой внутреннего  контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности

-

8. Контроль системы защиты информации

 

Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке

+

 

Практика введения паролей  на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа

 

+

9. Контроль организации хранения документов

Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения

Проверка службой внутреннего  контроля соблюдения требований нормативных  актов в части организации  архивной службы

+

Контроль со стороны  бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации

+

Инвентаризация дел в архивах

+

10. Контроль за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета

Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам по налогам и сборам будут отражены   на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета

Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям

+

Контроль со стороны службы внутреннего  контроля и главного бухгалтера (или  другого ответственного лица) за правильностью  произведенных на счетах учета записей

+

Разработка типовых корреспонденции  счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением

+


 

На основании представленных в таблице 3.1 данных, характеризующих  систему внутреннего контроля в  ГУСП ПЗ «Тополя», можно сказать, что, не смотря на отсутствие обособленных контрольной и налоговой служб, контроль расчетов по налогам и сборам на предприятии отвечает всем основным требованиям. Вместе с тем выявлен недостаток системы – это слабо разработанное средство контроля. Отсутствуют действующая Учетная политика, Должностные инструкции и График документооборота, т. е. нет документального обоснования проводимых контрольных мероприятий, что не может не сказаться на их четкой и строгой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. План и программа аудита

План программы и  проведения аудита расчетов по налогам  и сборам строится с учетом результатов  проверки системы внутреннего контроля данного раздела.

Планирование аудита — это разработка общей стратегии  и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Целью планирования является обеспечение эффективности проведения аудита.

Планирование аудиторской  проверки включает в себя разработку общего плана и программы аудита. При проверке аудитор руководствуется ФПА № З «Планирование аудита» [9].

Аудиторская организация  должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.

Планирование аудита состоит из следующих основных этапов:

  • Предварительное планирование аудита;
  • Подготовка и составление общего плана аудита;
  • Подготовка и составления программы аудита.

Предварительное планирование осуществляется ещё на стадии знакомства аудиторов с хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних фактор. Аудиторы получают необходимую информацию на основе личных бесед с директором и с главными специалистами предприятия. Также аудитор осматривает производственные помещения и места хранения ценностей, изучает бухгалтерскую и статистическую отчётности, учётную политику предприятия, учредительные и другие внутренние документы

В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности  системы внутреннего контроля, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, намечается объём и последовательность аудиторских процедур. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская фирма получает дополнительные сведения о предприятии.

Информация о работе Аудит расчетов по налогам и сборам