Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:47, курсовая работа
Целью данной работы является проведение аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам.
Для этого решаются следующие задачи:
1. Изучить акты нормативного регулирования аудита расчетов по налогам и сборам;
2. Дать финансово-экономическую характеристику ГУСП ПЗ «Тополя»;
3. Составить программу аудита;
4. Провести проверку точности расчетов сумм налогов, достоверности и полноты форм бухгалтерской (финансовой) отчетности в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам;
5. Составить аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам.
Исходя из данных табл. 12.3 видно, что на конец 2008 г. коэффициент оборачиваемости выше, чем на начало на 0,22. Это означает, что скорость оборачиваемости активов повысилась к концу периода, число оборотов за период увеличилось на 20%. Коэффициент оборачиваемости запасов показывает, что в среднем за год запасы стали продаваться на 16% раз меньше. Число дней, требующихся для продажи имеющихся запасов, сократилось на 32,16. Такие изменения произошли за счет роста выручки на 26720 тыс. руб. и одновременного роста стоимости имущества на 19022 тыс. руб. А также обусловлены тем, что темпы роста себестоимости реализованной продукции превысили темпы роста запасов и затрат на 13,3%.
Оборачиваемость собственных средств увеличилась на 0,18 – значит, увеличилась эффективность использования собственного капитала предприятия и скорость превращения собственных средств в выручку стала выше на конец года на 18% по отношению к уровню начала года.
Помимо показателей рентабельности и доходности продукции различают рентабельность использования капитала, собственных средств, производственных фондов, финансовых вложений и перманентного капитала. Расчет показателей рентабельности проведен в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Расчет показателей рентабельности
№ п/п |
Показатели |
На начало года |
На конец года |
+, - |
1. |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
111727 |
2206 |
-109521 |
2. |
Платежи в бюджет, тыс. руб. |
13825 |
3847 |
-9978 |
3. |
Чистая прибыль тыс. руб. |
105380 |
2084 |
-103296 |
4. |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
46975 |
73695 |
26720 |
5. |
Собственные средства, тыс. руб. |
144159 |
145511 |
1352 |
6. |
Основные средства, тыс. руб. |
67072 |
62518 |
-4554 |
7. |
Запасы и затраты, тыс. руб. |
55453 |
68599 |
13146 |
8. |
Стоимость имущества, тыс. руб. |
161969 |
180991 |
19022 |
9. |
Доходы по ценным бумагам и от долевого участия, тыс. руб. |
– |
– |
– |
10. |
Долгосрочные заемные средства, тыс. руб. |
843 |
655 |
-188 |
11. |
Финансовые вложения, тыс. руб. |
150 |
150 |
0 |
12. |
Коэффициенты рентабельности имущества |
0,69 |
0,01 |
-0,68 |
13. |
Коэффициенты рентабельности собственных средств |
0,78 |
0,02 |
-0,76 |
14. |
Коэффициенты рентабельности производственных фондов |
0,91 |
0,02 |
-0,89 |
15. |
Коэффициенты рентабельности финансовых вложений |
– |
– |
– |
16. |
Коэффициенты рентабельности продаж |
2,38 |
0,03 |
-2,35 |
17. |
Коэффициенты рентабельности перманентного капитала |
0,77 |
0,02 |
-0,75 |
По данным табл. 12.4 можно проследить, что уменьшение балансовой прибыли ведет к снижению рентабельности по всем показателям. Имущество стало менее рентабельным на 68%. Это обусловлено снижением балансовой прибыли на 109521 тыс. руб. и увеличением стоимости имущества на 19022 тыс. руб. Рентабельность собственных средств упала на 76% вследствие высоких темпов роста стоимости собственных средств и, опять же, снижением балансовой прибыли.
Коэффициент рентабельности
продаж показывает, что к концу
года на единицу реализованной
В качестве критериев
для диагностики риска
1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл);
2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Косос);
3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (Кв (у) п).
В том случае, если коэффициент
текущей ликвидности и
В том случае, если коэффициент текущей ликвидности ≥ 2 и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ≥ 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, равный 3 месяцам.
Для диагностики риска банкротства воспользуемся показателями оценки структуры баланса, приведенными в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Оценка структуры баланса предприятия
Показатели |
Годы | ||
2006 |
2007 |
2008 | |
Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) |
26,19 |
4,52 |
2,66 |
Коэффициент обеспеченности собств. оборотными ср-ами (Косос) |
0,05 |
0,78 |
0,62 |
Коэффициент восстановления платежеспособности (КВП) сроком на 6 месяцев |
19,09 |
- |
- |
Коэффициент утраты платежеспособности предприятия (КУП) сроком на 3 месяца |
- |
-0,44 |
1,10 |
Структура баланса признается удовлетворительной, т.к. коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеют значение ≥ 2 и ≥ 0,1. Значение коэффициента утраты платежеспособности КУП > 1. Это означает, что ГУСП ПЗ «Тополя» признается платежеспособным и в ближайшие 3 месяца свою платежеспособность не утратит.
Глава 3. Оценка системы внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам
Перед составлением плана и программы проверки расчетов по налогам и сборам прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких расчетов.
Под системой внутреннего контроля аудируемого лица понимают совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а так же своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Средства внутреннего контроля, имеющие отношение к системе бухгалтерского учета, содействуют достижению следующих целей:
В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" основу внутреннего контроля экономического субъекта составляют контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля [9]. Но целесообразно в составе элементов внутреннего контроля рассматривать и систему налогового учета, представляющую собой упорядоченную систему регистрации и обобщения информации о фактах хозяйственной деятельности, опосредующих возникновение доходов и расходов, подлежащих учету в соответствии с нормами НК РФ, для формирования полной и достоверной налоговой информации.
Должность внутреннего аудитора в ГУСП ПЗ «Тополя» не предусмотрена. Основные контрольные функции на предприятии выполняет аппарат бухгалтерии. Каждый бухгалтер на своем участке учета проводит проверку правильности заполнения первичных документов, составления отчетов материально-ответственных лиц и бригадиров. Контроль за финансовым состоянием предприятия, правильным составлением отчетности осуществляет главный бухгалтер. Фактически он выполняет обязанности руководителя службы внутреннего аудита, являясь аттестованным аудитором – это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов; имеет познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, общего управления; имеет собственные аудиторские знания и навыки; кроме того знает задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации; обладает достаточными знаниями в области компьютерной техники и технологии.
Контроль за расчетами по налогам и сборам предусматривает проведение инвентаризаций расчетов путем актов сверок дебиторской и кредиторской задолженности в период с 1 октября по 31 декабря.
Табл. 3.1
Тест системы внутреннего контроля
Факторы риска |
Оценка риска | |||
Учетная политика применяется последовательно от одного отчетного периода к другому |
- | |||
Изменения в учетную политику вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету |
- | |||
Учетная политика применяется всеми структурными подразделениями предприятия |
- | |||
В Учетной политике достаточно раскрыты направления хозяйственной деятельности и способы их учета |
- | |||
Наличие в структуре организации обособленной налоговой службы, отвечающей за ведение налогового учета и составления налоговой отчетности |
- | |||
Взаимодействие между
бухгалтерской и налоговой |
+ | |||
Наличие и соблюдение графика документооборота |
- | |||
Наличие должностных инструкций |
- | |||
Наличие отдела внутреннего контроля |
- | |||
Наименование процедуры контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии |
Оценка наличия внутреннего контроля | |
1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа |
Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц
|
Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей |
+ | |
Отказ в принятии документа в
обработку работниками |
+ | |||
Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством |
Проверка службой внутреннего
контроля соответствия произведенных
и зафиксированных на носителе операций
хозяйственным договорам и |
+ | ||
Визирование договоров и прочих
юридических актов главным |
+ | |||
2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов |
Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете |
Систематическая проверка наличия всех обязательных реквизитов в документах |
+ | |
Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов |
+ | |||
3. Соответствие первичной документаци и регистрируем ым оперативным фактам |
Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт |
Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданных и полученных первичных документов экономическому смыслу
|
+ | |
Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу |
+ | |||
4. Контроль полноты регистрации |
Достижение уверенности, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны |
Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах |
+ | |
Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов |
+ | |||
5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов |
Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета |
Проверка службой внутреннего к |
+ | |
Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью соответствующих программных продуктов
|
+ | |||
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов |
Достижение уверенности в том,
что принцип временной |
Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре |
+ | |
Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату |
+ | |||
7. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации) |
Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированно го доступа |
Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности |
- | |
8. Контроль системы защиты информации |
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке |
+ | ||
Практика введения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа
|
+ | |||
9. Контроль организации хранения документов |
Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения |
Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы |
+ | |
Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации |
+ | |||
Инвентаризация дел в архивах |
+ | |||
10. Контроль за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета |
Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам по налогам и сборам будут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета |
Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям |
+ | |
Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах учета записей |
+ | |||
Разработка типовых |
+ |
На основании представленных в таблице 3.1 данных, характеризующих систему внутреннего контроля в ГУСП ПЗ «Тополя», можно сказать, что, не смотря на отсутствие обособленных контрольной и налоговой служб, контроль расчетов по налогам и сборам на предприятии отвечает всем основным требованиям. Вместе с тем выявлен недостаток системы – это слабо разработанное средство контроля. Отсутствуют действующая Учетная политика, Должностные инструкции и График документооборота, т. е. нет документального обоснования проводимых контрольных мероприятий, что не может не сказаться на их четкой и строгой организации.
Глава 4. План и программа аудита
План программы и проведения аудита расчетов по налогам и сборам строится с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля данного раздела.
Планирование аудита — это разработка общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур. Целью планирования является обеспечение эффективности проведения аудита.
Планирование аудиторской проверки включает в себя разработку общего плана и программы аудита. При проверке аудитор руководствуется ФПА № З «Планирование аудита» [9].
Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Планирование аудита состоит из следующих основных этапов:
Предварительное планирование
осуществляется ещё на стадии знакомства
аудиторов с хозяйственно-
В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, намечается объём и последовательность аудиторских процедур. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская фирма получает дополнительные сведения о предприятии.