Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:29, курсовая работа
Профессия бухгалтера-аудитора появилась в прошлом веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы вынуждены были искать стороннего, независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.
В Англии Закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., во Франции - в 1867 г., в США - в 1937 г. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
Развитие аудиторского дела произошло во времена мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий потребовало ужесточения порядка утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов.
История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Потребность в аудите в вызвали следующие условия:
Возникновение, необходимость и сущность аудита. Пользователи информации бухгалтерской отчетности.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба.
Аудит расчетов с подотчетными лицами.
Аудит расчетов с учредителями.
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов по претензиям.
Аудит расчетов по совместной деятельности.
Расчеты по доверительному управлению имуществом.
Аудит расчетов по оплате труда.
Аудит расчетов по единому социальному налогу.
Аудит расчетов с бюджетом.
Аудит расчетов по кредитам и займам.
Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Аудит калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Аудит готовой продукции.
Аудит бартерных операций.
Аудит учета финансовых результатов.
Аудит учета фондов и резервов.
Ответственность за налоговые нарушения.
Аудитору необходимо
проверить:
- заключены ли договоры на поставку готовой
продукции и правильность их оформления;
- правильно ли оформлены документы на
отгрузку продукции;
- правильно ли оформлены цены на отгруженную
продукцию;
- правильно ли установлены отпускные
цены с учетом оплаты расходов по доставке
продукции от поставщика до покупателя
в соответствии с заключенным договором
поставки;
- своевременно ли предъявлялись в банк
платежные требования-поручения за отгруженную
продукцию;
- правильно ли оформлены документы по
отпуску продукции, если продукция отпускается
непосредственно со склада поставщика;
- правильно ли организован складской
учет готовой продукции;
- правильно ли ведется аналитический
и синтетический учет отгрузки и реализации
продукции (работ, услуг).
Расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ и услуг, учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". К ним относятся: расходы на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; расходы на рекламу; расходы на представительские расходы и другие аналогичные по назначению расходы.
Аудитору необходимо
проверить:
- правильность включения затрат в состав
расходов на продажу;
- соблюдение установленных нормативов
расходов на рекламу (при превышении установленных
нормативов расходов на рекламу налогооблагаемая
прибыль должна быть увеличена на сумму
превышения);
- соблюдение основных положений по учету
тары на предприятиях, а именно правильное
и своевременное документальное отражение
операций по заготовлению, поступлению
и отпуску тары на складах, в цехах, участках
и других местах ее хранения;
- правильность ведения аналитического
учета по счету 44 "Расходы на продажу"
и ведомости;
- правильность составления бухгалтерских
проводок по операциям с тарой;
- правильность отражения в бухгалтерском
учете товарообменных операций или операций,
осуществляемых на бартерной основе;
- соответствие записей синтетического
и аналитического учета записям в главной
книге (при журнально-ордерной форме учета)
и балансе.
Бартерная сделка - товарообменная операция с передачей права собственности на товар без платежа деньгами (натуральный обмен). В настоящее время бартерные сделки осуществляются как во внешнеторговом, так и во внутреннем обороте.
Бартерные операции не предусматривают использование партнерами средств в иностранной валюте или валюте РФ для организации встречных поставок товаров. Необходимо обратить внимание на то, что бартерная сделка должна быть оформлена одним договором, в котором обязательно определяются номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия поставки. За приобретенный товар покупатель расплачивается не деньгами, а товаром. Аналогично продавец за свой товар получает не деньги, а другой товар.
Следует помнить, что если предприятие осуществляет прямой обмен продукции (работ, услуг) по ценам выше себестоимости, то для налогообложения прибыли, исчисления налога на добавленную стоимость под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации (в том числе на биржах) аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки, но не ниже чем себестоимость плюс прибыль, исчисленная по предельному уровню рентабельности, установленному для предприятий-монополистов.
Стоимостная оценка
товаров при бартерных
Аудитору необходимо
проверить:
- наличие контракта или договора;
- юридическую силу договора (реквизиты,
оформление, печать, подписи и т.д.);
- стоимостную оценку бартерных операций;
- правильность составления бухгалтерских
проводок по операциям с бартерным обменом;
- правильность ведения аналитического
учета;
- правильность отражения в бухгалтерском
учете финансовых результатов;
- соответствие записей синтетического
и аналитического учета записям в главной
книге (при журнально-ордерной форме учета)
и балансе.
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результата отчетного периода.
Счета 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" предназначены для систематизации и накапливания информации о доходах и расходах по ведению обычных видов деятельности организации. На счете 90 "Продажи" формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). На счете 91 "Прочие доходы и расходы" отражаются все операционные и внереализационные доходы и расходы (кроме чрезвычайных доходов и расходов, а также расходов по уплате налога на прибыль).
По окончании каждого месяца сальдо доходов и расходов со счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" переносится на счет 99 "Прибыли и убытки". Непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки" находят отражение доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, или так называемые чрезвычайные доходы и расходы. Прямо на счет 99 "Прибыли и убытки" также относятся суммы платежей налога на прибыль.
В результате на счете 99 "Прибыли и убытки" выявляется чистая прибыль организации, которая является основой для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Эта величина заключительными записями декабря переносится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Производится распределение прибыли. Оно подразумевает начисление дивидендов (доходов), отчисление средств в резервные фонды организации, покрытие убытков прошлых лет. Все эти операции регистрируются в учете по дебету счета 84 в корреспонденции со счетами 75 "Расчеты с учредителями" (на сумму начисленных дивидендов) и 82 "Резервный капитал" (на сумму отчислений в резервные фонды). После отражения указанных операций сальдо по счету 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров акционерного общества или участников общества с ограниченной ответственностью.
Аудитору необходимо
проверить:
- правильность определения предприятием
предполагаемой прибыли и выручки от реализации
продукции (работ, услуг) для исчисления
авансовых платежей в бюджет;
- наличие приказа по учетной политике
с указанием метода определения выручки
от реализации продукции (работ, услуг);
- правильность определения и законность
отражения фактической прибыли от реализации
продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского
учета;
- законность и обоснованность создания
резервов по сомнительным долгам;
- правильность определения прибыли от
реализации основных фондов и иного имущества
предприятия;
- правильность отражения данных о бартерных
сделках;
- правильность отражения прибыли, полученной
от покупателя в виде финансовой помощи,
краткосрочного кредита;
- правильность отражения в учете выручки
от реализации продукции подсобных, вспомогательных
и обслуживающих производств;
- правильность отражения в учете выручки
от реализации продукции при осуществлении
внешнеэкономической деятельности;
- правильность отражения в учете убытков,
полученных от безвозмездной передачи
основных средств и прочих активов;
- правильность отражения в учете финансовых
санкций, подлежащих изъятию в бюджет
за превышение допустимых выбросов (сбросов)
загрязняющих веществ в окружающую среду;
- правильность отражения в учете результатов
от сдачи имущества в аренду;
- правильность отражения выручки от произведенного
капитального ремонта основных фондов,
выполненного хозяйственным способом;
- правильность ведения аналитического
и синтетического учета по счетам 99 "Прибыли
и убытки", 59 "Резервы под обесценение
вложений в ценные бумаги", 63 "Резервы
по сомнительным долгам", 84 "Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)".
При проверке прибыли
(убытков) от внереализационных операций
необходимо установить:
- правильность и полноту отражения доходов
(убытков) от присужденных или признанных
должниками штрафов, пеней, неустоек за
нарушение условий хозяйственных договоров,
а также от возмещения причиненных убытков;
- полноту ведения процентов по суммам
средств, числящихся на расчетных, текущих,
валютных и других счетах предприятия;
- правильность и полноту полученных доходов
от сумм, находящихся на депозитных счетах;
- соблюдение условий по договорам займов
и полноту получения доходов по всем видам
займов;
- правильность отражения доходов (расходов)
от курсовых разниц по операциям с валютой;
- правильность определения дополнительных
расходов по заказам, расчеты по которым
закончены в истекших годах;
- правомерность списания убытков от стихийных
бедствий;
- правильность списания долгов и дебиторской
задолженности;
- правильность получения и документального
оформления доходов от долевого участия
в других предприятиях;
- правильность и полноту получения дивидендов
по акциям и доходов по облигациям и другим
ценным бумагам;
- полноту перечисления и получения доходов
от сдачи имущества в аренду;
- законность списания расходов по содержанию
законсервированных мощностей и объектов;
- правильность списания убытков от списания
ранее присужденных долгов по недостачам
и хищениям, по которым возвращены исполнительные
документы;
- правильность списания затрат по аннулированным
заказам;
- правильность оформления документов
по списанию некомпенсированных потерь
от стихийных бедствий;
- правильность отнесения на внереализационные
доходы и расходы других операций;
- соответствие записей синтетического
и аналитического учета по счетам 99 "Прибыли
и убытки", 84 "Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)" записям в главной
книге, балансе и формах бухгалтерской
отчетности.
Резервный капитал образуется в соответствии с действующим законодательством РФ и учредительными документами.
Если в учредительных документах предприятия не предусмотрено создание резервов капитала, то предприятие не имеет права его создавать.
При проверке резервного и специальных фондов аудитору следует знать, что на большинстве предприятий формируется резервный капитал, необходимый для их деятельности и социального развития коллектива. Резервный капитал учитывается на одноименном счете 82 и создается за счет прибыли до налогообложения (если предусмотрено законодательством) для покрытия непредвиденных потерь и убытков или за счет прибыли, оставшейся после налогообложения. Разница между ними в том, что резерв, образованный за счет прибыли до налогообложения, используется по целевому назначению.
В соответствии с инструкцией к Плану счетов отчисления в резервный капитал отражаются в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет 99 Кредит 84 - проведена реформация баланса;
Дебет 84 Кредит 82 - создан резервный капитал.
Следует заметить, что на предприятиях, для которых законодательством предусмотрено создание резервного капитала, отчисления производятся до исчисления налогооблагаемой прибыли. В связи с этим на таких предприятиях отчисления в резервный фонд целесообразно отражать по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 82 "Резервный капитал".
Добавочный капитал
на предприятии за счет:
- прироста стоимости имущества в результате
переоценки;
- получения безвозмездно имущества от
других предприятий и физических лиц;
- дополнительной эмиссии акций или повышения
номинальной стоимости акций.
Сумма разницы между продажной и номинальной ценой, полученной при продаже акций по цене выше номинальной, отражается по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 83 "Добавочный капитал".
Аудитору необходимо
установить:
- правильность использования резервного
капитала;
- правильность использования добавочного
капитала;
- правильность ведения аналитического
и синтетического учета по счетам 80 "Уставный
капитал", 82 "Резервный капитал",
83 "Добавочный капитал" и 84 "Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)";
- соответствие записей синтетического
и аналитического учета по счетам 80, 82,
83, 84 записям в главной книге, балансе и
формах бухгалтерской отчетности.
Для равномерного включения предстоящих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) законодательством предусмотрено создание резервов предстоящих расходов и платежей: на оплату отпусков работников, на выплату вознаграждения за выслугу лет, на ремонт основных средств, на восстановление и ремонт автомобильных шин, по сомнительным долгам - и другие резервы.
Обязательный условием для создания резервов является то, что порядок и размеры их образования должны быть отражены в приказе (распоряжении) по учетной политике предприятия.
Необходимо проверить целевое использование этих резервов, они должны инвентаризироваться в соответствии с установленными в приказе по учетной политике сроками. Излишне начисленные суммы должны сторнироваться, недоначисленные - доначисляться.