Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:29, курсовая работа
Профессия бухгалтера-аудитора появилась в прошлом веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы вынуждены были искать стороннего, независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.
В Англии Закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., во Франции - в 1867 г., в США - в 1937 г. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
Развитие аудиторского дела произошло во времена мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий потребовало ужесточения порядка утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов.
История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Потребность в аудите в вызвали следующие условия:
Возникновение, необходимость и сущность аудита. Пользователи информации бухгалтерской отчетности.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба.
Аудит расчетов с подотчетными лицами.
Аудит расчетов с учредителями.
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов по претензиям.
Аудит расчетов по совместной деятельности.
Расчеты по доверительному управлению имуществом.
Аудит расчетов по оплате труда.
Аудит расчетов по единому социальному налогу.
Аудит расчетов с бюджетом.
Аудит расчетов по кредитам и займам.
Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Аудит калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Аудит готовой продукции.
Аудит бартерных операций.
Аудит учета финансовых результатов.
Аудит учета фондов и резервов.
Ответственность за налоговые нарушения.
Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на одноименном счете 62. Этот счет широко используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Аудитору необходимо
проверить:
- заключены ли договоры поставки продукции;
- реальность задолженности покупателей,
что должно быть подтверждено актами инвентаризации
счетов;
- правильность ведения аналитического
учета счета 62 "Расчеты с покупателями
и заказчиками";
- правильность составления бухгалтерских
проводок по счету 62; - соответствие записей
аналитического учета по счету 62 записям
в журнале-ордере N 11, главной книге и балансе
(при журнально-ордерной форме учета).
Для учета расчетов по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате брака, недостач и хищений денежных средств и товарно-материальных ценностей и т.п., используется субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". Основной причиной ущерба, недостач, растрат, хищения денежных средств является несоблюдение условий хранения товарно-материалньых ценностей, формальное проведение инвентаризации, а также отсутствие должного контроля за сохранностью.
При проверке аудитору
необходимо выяснить:
- причины возникновения материального
ущерба;
- отнесены ли суммы по недостачам, растратам
и хищениям на виновных лиц;
- правильно ли оформлены и выведены результаты
инвентаризации денежных средств и товарно-материальных
ценностей и порядок регулирования выявленных
при инвентаризации недостач и потерь;
- была ли проведена инвентаризация при
списании материальные ценностей в пределах
норм естественной убыли (недостача в
пределах норм естественной убыли может
быть списана на издержки производства
лишь в случае ее выявления при проведении
инвентаризации); - правильность и обоснованность
списания недостач материальных ценностей
на издержки производства, когда виновные
лица не установлены;
- ведение аналитического учета по счету
73 субсчет "Расчеты по возмещению материального
ущерба";
- соответствие записей аналитического
учета по счету 73 записям в журнале-ордере
N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной
форме учета).
Для расчетов с подотчетными лицами предназначен счет 71. Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок - это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.
Если сотрудник
предприятия направляется в командировку,
то ему также выдаются деньги под
отчет. При этом суточные за время
командировки выплачиваются: на территории
РФ - в российской валюте по нормам,
установленным действующим
За день выезда в служебную командировку за границу суточные выплачиваются в размере 100 процентов установленных норм (в российской или иностранной валюте в зависимости от даты пересечения границы), а за день пересечения границы при возвращении в РФ суточные не выплачиваются. В случае выезда в командировку за границу и возвращения из нее в тот же день работнику выплачиваются суточные в размере 50 процентов установленной нормы. При направлении работника в командировку в две или более страны суточные за день перемещения из страны в страну выплачиваются в размере 100 процентов по нормам страны, в которую направляется работник, и, как правило, в валюте страны убывания.
При предоставлении бесплатного жилого помещения в месте командировки выплата средств на эту цель не производится. Суммы за питание и другие личные услуги, включенные в счета за наем жилого помещения, оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат.
Работники, направленные в командировку за границу и получившие под отчет иностранную валюту, в случае недостачи в кассу предприятия остатка валюты сверх суммы, принятой по авансовому отчету, обязаны возместить ущерб в иностранной валюте.
Согласно постановлению Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 661, начиная с 1 января 1995 г. затраты, по которым утверждены в установленном порядке нормы и нормативы (расходы на служебные командировки, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.), списываются на издержки производства (обращения) по фактически произведенным затратам (без учета норм и нормативов).
При составлении расчета по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму расходов, которые были списаны на издержки производства (обращения) сверх установленных норм и нормативов.
Нарушения порядка
выдачи подотчетных сумм:
- выдача денежных средств лицам, не указанным
в списке лиц, которым в соответствии с
приказом руководителя предприятия могут
быть выданы деньги на хозяйственно-операционные
расходы;
- выдача денежных сумм из кассы под отчет
лицам, не являющимся работниками предприятия;
- выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся
по ранее полученным авансам;
- несоответствие фактического расхода
подотчетных сумм целям, на которые они
были выданы;
- списание подотчетных сумм за счет чистой
прибыли предприятия.
Нарушения при оформлении
командировочных расходов:
- отсутствие приказов (распоряжений) о
направлении работников в командировку;
- отсутствие командировочных удостоверений
с отметками в месте пребывания в командировке;
- несоблюдение установленных норм командировочных
расходов; - отсутствие приказов (распоряжений)
об уплате суточных сверх установленных
норм;
- отсутствие аналитического учета командировочных
расходов в пределах норм и сверх норм.
Нарушения порядка
налогообложения при оформлении
командировочных расходов:
- нарушение порядка удержания налога
на доходы физических лиц с сумм превышения
командировочных расходов сверх установленных
норм;
- некорректное выделение налога на добавленную
стоимость в суммах командировочных расходов.
Нарушения при
приобретении материальных ценностей,
оплате работ, услуг подотчетными лицами:
- выделение сумм НДС расчетным путем от
стоимости материальных ценностей, приобретенных
за наличный расчет в розничной торговой
сети;
- списание на затраты сумм НДС от стоимости
материальных ценностей, приобретенных
через подотчетных лиц у изготовителей,
в оптовой торговле.
Нарушения порядка
учета представительских
- несоответствие фактического размера
представительских расходов утвержденной
смете;
- отсутствие аналитического учета представительских
расходов в пределах норм и сверх норм.
Нарушения порядка
ведения синтетического учета расчетов
с подотчетными лицами:
- некорректное составление бухгалтерских
проводок по операциям расчетов с подотчетными
лицами;
- неправильное выделение остатков на
конец отчетного периода.
Аудитору при
проверке авансовых отчетов подотчетных
лиц необходимо обратить внимание на
следующее:
- наличие приказов (распоряжений) о направлении
работников в командировку;
- правильность возмещения командировочных
расходов (суточные, квартирные, стоимость
проезда);
- имеется ли командировочное удостоверение
с отметками в месте пребывания в командировке;
- правильность и своевременность составления
авансовых отчетов;
- правильность возмещения затрат на хозяйственные
нужды;
- наличие оправдательных документов;
- полнота и своевременность сдачи в кассу
остатка подотчетных сумм;
- правильность возмещения затрат при
краткосрочных загранкомандировках (при
этом следует помнить, что пересчет расходов
по загранкомандировкам, выраженных в
иностранной валюте, производится на момент
прибытия работника из командировки);
- правильность составления бухгалтерских
проводок по операциям с подотчетными
лицами;
- правильность выведения остатков на
конец месяца по счету 71 "Расчеты с подотчетными
лицами";
- соответствие записей в авансовых отчетах
записям в журнале-ордере N 7 по счету 71
"Расчеты с подотчетными лицами"
и главной книге (при журнально-ордерной
форме учета).
Все виды расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т.п. ведется на счете 75 "Расчеты с учредителями".
Необходимо помнить, что общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного капитала общества; если оно на момент выплаты дивидендов имеет признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов и в некоторых других случаях.
Здесь аудитору
при проверке необходимо установить:
- когда и в каком размере внесли учредители
свою долю в уставный капитал предприятия;
- в каком виде участники внесли свою долю
и как оформлены документы по взносам
в уставный капитал (участники могут вносить
свою долю в уставный капитал в виде денежных
средств, зданий, сооружений, имущества,
нематериальных активов и т.п.);
- правильность составления бухгалтерских
проводок по формированию уставного капитала
и начислению доходов от участия в предприятии;
- правильность начисления доходов от
участия в предприятии; - удержание налога
на доходы;
- соответствие записей в первичных документах
записям в журнале-ордере N 8 по счету 75
"Расчеты с учредителями" и главной
книге (при журнально-ордерной форме учета).
Расширен перечень расчетов, учитываемых на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Теперь этот счет применяется также для систематизации и накапливания информации о расчетах по претензиям и расчетам по имущественному и личному страхованию. Ранее такие расчеты учитывались соответственно на счетах 63 "Расчеты по претензиям", 65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию".
Несмотря на изменение состава счетов, порядок учета расчетов по претензиям, имущественному и личному страхованию остался прежним. К счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" заводятся отдельные субсчета для учета этих расчетов.
К расчетам с разными дебиторами и кредиторами относятся расчеты: с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др. Аналитический учет по счету 76 ведется по каждому дебитору и кредитору на карточках, а синтетический - в журнале-ордере N 8 (при журнально-ордерной форме учета) или машинограмме дебетовых и кредитовых оборотов по счету 76.
Аудитору необходимо
установить:
- правомерность использования счета 76
для выполнения расчетов (многие бухгалтеры
используют счет 76 вместо счетов 60 "Расчеты
с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты
с покупателями и заказчиками" и др.);
- правильность и обоснованность удержаний
по исполнительным листам в пользу других
предприятий и лиц, а также своевременность
перечисления удержанных сумм получателю;
- правильность расчетов с квартиросъемщиками
и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных
гостиницах, за пользование общежитиями,
квартирами, гостиницами и коммунальными
услугами;
- правильность расчетов за товары, проданные
в кредит, наличие договоров, сроки представления
поручений-обязательств покупателей,
порядок погашения кредита и т.д.;
- полноту и правильность расчетов по выданным
членам трудового коллектива беспроцентным
ссудам;
- полноту и правильность расчетов по ссудам,
выданным на индивидуальное жилищное
строительство;
- правильность отражения в учете депонирования
заработной платы (необходимо сверить
записи по счету 76 с записями в книге учета
депонированной зарплаты);
- своевременность и полноту начисления
и поступления взносов родителей за содержание
детей в детских дошкольных учреждениях;
- правильность составления бухгалтерских
проводок по расчетам с дебиторами и кредиторами;
- правильность ведения аналитического
учета по счетам 73, 76;
- соответствие записей аналитического
учета по счету 76 записям в журнале-ордере
N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной
форме учета).