Аудит расчетов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Профессия бухгалтера-аудитора появилась в прошлом веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы вынуждены были искать стороннего, независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.
В Англии Закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., во Франции - в 1867 г., в США - в 1937 г. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
Развитие аудиторского дела произошло во времена мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий потребовало ужесточения порядка утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов.
История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Потребность в аудите в вызвали следующие условия:

Содержание

Возникновение, необходимость и сущность аудита. Пользователи информации бухгалтерской отчетности.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба.
Аудит расчетов с подотчетными лицами.
Аудит расчетов с учредителями.
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов по претензиям.
Аудит расчетов по совместной деятельности.
Расчеты по доверительному управлению имуществом.
Аудит расчетов по оплате труда.
Аудит расчетов по единому социальному налогу.
Аудит расчетов с бюджетом.
Аудит расчетов по кредитам и займам.
Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Аудит калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Аудит готовой продукции.
Аудит бартерных операций.
Аудит учета финансовых результатов.
Аудит учета фондов и резервов.
Ответственность за налоговые нарушения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

3. Аудит расчетов  с покупателями  и заказчиками

Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на одноименном  счете 62. Этот счет широко используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

Аудитору необходимо проверить: 
- заключены ли договоры поставки продукции; 
- реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации счетов; 
- правильность ведения аналитического учета счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"; 
- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62; - соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере N 11, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

4. Аудит расчетов  по возмещению  материального ущерба

Для учета расчетов по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации  в результате брака, недостач и хищений  денежных средств и товарно-материальных ценностей и т.п., используется субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". Основной причиной ущерба, недостач, растрат, хищения денежных средств является несоблюдение условий хранения товарно-материалньых ценностей, формальное проведение инвентаризации, а также отсутствие должного контроля за сохранностью.

При проверке аудитору необходимо выяснить: 
- причины возникновения материального ущерба; 
- отнесены ли суммы по недостачам, растратам и хищениям на виновных лиц; 
- правильно ли оформлены и выведены результаты инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей и порядок регулирования выявленных при инвентаризации недостач и потерь; 
- была ли проведена инвентаризация при списании материальные ценностей в пределах норм естественной убыли (недостача в пределах норм естественной убыли может быть списана на издержки производства лишь в случае ее выявления при проведении инвентаризации); - правильность и обоснованность списания недостач материальных ценностей на издержки производства, когда виновные лица не установлены; 
- ведение аналитического учета по счету 73 субсчет "Расчеты по возмещению материального ущерба"; 
- соответствие записей аналитического учета по счету 73 записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

5. Аудит расчетов  с подотчетными  лицами

Для расчетов с подотчетными лицами предназначен счет 71. Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

Состав первичных  документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок - это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Если сотрудник  предприятия направляется в командировку, то ему также выдаются деньги под  отчет. При этом суточные за время  командировки выплачиваются: на территории РФ - в российской валюте по нормам, установленным действующим законодательством; за время пребывания на иностранной территории - в иностранной валюте по нормам, установленным для работников, выезжающих во временные командировки из РФ за границу.

За день выезда в служебную командировку за границу  суточные выплачиваются в размере 100 процентов установленных норм (в российской или иностранной валюте в зависимости от даты пересечения границы), а за день пересечения границы при возвращении в РФ суточные не выплачиваются. В случае выезда в командировку за границу и возвращения из нее в тот же день работнику выплачиваются суточные в размере 50 процентов установленной нормы. При направлении работника в командировку в две или более страны суточные за день перемещения из страны в страну выплачиваются в размере 100 процентов по нормам страны, в которую направляется работник, и, как правило, в валюте страны убывания.

При предоставлении бесплатного жилого помещения в  месте командировки выплата средств  на эту цель не производится. Суммы  за питание и другие личные услуги, включенные в счета за наем жилого помещения, оплачиваются за счет суточных и возмещению не подлежат.

Работники, направленные в командировку за границу и получившие под отчет иностранную валюту, в случае недостачи в кассу  предприятия остатка валюты сверх  суммы, принятой по авансовому отчету, обязаны возместить ущерб в иностранной валюте.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 661, начиная с 1 января 1995 г. затраты, по которым утверждены в установленном  порядке нормы и нормативы (расходы  на служебные командировки, представительские расходы, расходы на подготовку и переподготовку кадров и др.), списываются на издержки производства (обращения) по фактически произведенным затратам (без учета норм и нормативов).

При составлении  расчета по налогу на прибыль налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму расходов, которые были списаны на издержки производства (обращения) сверх установленных норм и нормативов.

5.1. Какие типичные ошибки допускают бухгалтеры при расчетах с подотчетными лицами?

Нарушения порядка  выдачи подотчетных сумм: 
- выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственно-операционные расходы; 
- выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия; 
- выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам; 
- несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы; 
- списание подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.

Нарушения при оформлении командировочных расходов: 
- отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку; 
- отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке; 
- несоблюдение установленных норм командировочных расходов; - отсутствие приказов (распоряжений) об уплате суточных сверх установленных норм; 
- отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм.

Нарушения порядка  налогообложения при оформлении командировочных расходов: 
- нарушение порядка удержания налога на доходы физических лиц с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм; 
- некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.

Нарушения при  приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами: 
- выделение сумм НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети; 
- списание на затраты сумм НДС от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.

Нарушения порядка  учета представительских расходов: 
- несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете; 
- отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.

Нарушения порядка  ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами: 
- некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами; 
- неправильное выделение остатков на конец отчетного периода.

Аудитору при  проверке авансовых отчетов подотчетных  лиц необходимо обратить внимание на следующее: 
- наличие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку; 
- правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда); 
- имеется ли командировочное удостоверение с отметками в месте пребывания в командировке; 
- правильность и своевременность составления авансовых отчетов; 
- правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды; 
- наличие оправдательных документов; 
- полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетных сумм; 
- правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках (при этом следует помнить, что пересчет расходов по загранкомандировкам, выраженных в иностранной валюте, производится на момент прибытия работника из командировки); 
- правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами; 
- правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами"; 
- соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере N 7 по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и главной книге (при журнально-ордерной форме учета).

6. Аудит расчетов с учредителями

Все виды расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, по выплате доходов и т.п. ведется на счете 75 "Расчеты с учредителями".

Необходимо помнить, что общество не вправе принимать  решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного капитала общества; если оно на момент выплаты дивидендов имеет признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов и в некоторых других случаях.

Здесь аудитору при проверке необходимо установить: 
- когда и в каком размере внесли учредители свою долю в уставный капитал предприятия; 
- в каком виде участники внесли свою долю и как оформлены документы по взносам в уставный капитал (участники могут вносить свою долю в уставный капитал в виде денежных средств, зданий, сооружений, имущества, нематериальных активов и т.п.); 
- правильность составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала и начислению доходов от участия в предприятии; - правильность начисления доходов от участия в предприятии; - удержание налога на доходы; 
- соответствие записей в первичных документах записям в журнале-ордере N 8 по счету 75 "Расчеты с учредителями" и главной книге (при журнально-ордерной форме учета).

7. Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами

Расширен перечень расчетов, учитываемых на счете 76 "Расчеты  с разными дебиторами и кредиторами". Теперь этот счет применяется также для систематизации и накапливания информации о расчетах по претензиям и расчетам по имущественному и личному страхованию. Ранее такие расчеты учитывались соответственно на счетах 63 "Расчеты по претензиям", 65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

Несмотря на изменение состава счетов, порядок  учета расчетов по претензиям, имущественному и личному страхованию остался  прежним. К счету 76 "Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами" заводятся отдельные субсчета для  учета этих расчетов.

К расчетам с  разными дебиторами и кредиторами  относятся расчеты: с транспортными  организациями за услуги, оплачиваемые чеками; по депонированным суммам заработной платы; по суммам, удержанным из заработной платы работников предприятия в  пользу разных организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судебных органов, и др. Аналитический учет по счету 76 ведется по каждому дебитору и кредитору на карточках, а синтетический - в журнале-ордере N 8 (при журнально-ордерной форме учета) или машинограмме дебетовых и кредитовых оборотов по счету 76.

Аудитору необходимо установить: 
- правомерность использования счета 76 для выполнения расчетов (многие бухгалтеры используют счет 76 вместо счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и др.); 
- правильность и обоснованность удержаний по исполнительным листам в пользу других предприятий и лиц, а также своевременность перечисления удержанных сумм получателю; 
- правильность расчетов с квартиросъемщиками и лицами, проживающими в общежитиях, ведомственных гостиницах, за пользование общежитиями, квартирами, гостиницами и коммунальными услугами; 
- правильность расчетов за товары, проданные в кредит, наличие договоров, сроки представления поручений-обязательств покупателей, порядок погашения кредита и т.д.; 
- полноту и правильность расчетов по выданным членам трудового коллектива беспроцентным ссудам; 
- полноту и правильность расчетов по ссудам, выданным на индивидуальное жилищное строительство; 
- правильность отражения в учете депонирования заработной платы (необходимо сверить записи по счету 76 с записями в книге учета депонированной зарплаты); 
- своевременность и полноту начисления и поступления взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях; 
- правильность составления бухгалтерских проводок по расчетам с дебиторами и кредиторами; 
- правильность ведения аналитического учета по счетам 73, 76; 
- соответствие записей аналитического учета по счету 76 записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).

Информация о работе Аудит расчетов на предприятии