Аудит расчетов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Профессия бухгалтера-аудитора появилась в прошлом веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы вынуждены были искать стороннего, независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.
В Англии Закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., во Франции - в 1867 г., в США - в 1937 г. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
Развитие аудиторского дела произошло во времена мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий потребовало ужесточения порядка утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов.
История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Потребность в аудите в вызвали следующие условия:

Содержание

Возникновение, необходимость и сущность аудита. Пользователи информации бухгалтерской отчетности.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба.
Аудит расчетов с подотчетными лицами.
Аудит расчетов с учредителями.
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов по претензиям.
Аудит расчетов по совместной деятельности.
Расчеты по доверительному управлению имуществом.
Аудит расчетов по оплате труда.
Аудит расчетов по единому социальному налогу.
Аудит расчетов с бюджетом.
Аудит расчетов по кредитам и займам.
Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Аудит калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Аудит готовой продукции.
Аудит бартерных операций.
Аудит учета финансовых результатов.
Аудит учета фондов и резервов.
Ответственность за налоговые нарушения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

8. Аудит расчетов по претензиям

Аудит расчетов по претензиям ведется на субсчете 76-2 "Расчеты по претензиям". На этом счете сосредотачивается информация о расчетах по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным или признанным (присужденным) штрафам, пеням, неустойкам.

Можно выделить несколько видов претензий: 
- при выявлении ошибок в счетах поставщиков (неправильно указаны тарифы и цены, арифметические ошибки и др.) 
- за обнаружение несоответствия качества стандартам, техническим условиям, заказу; 
- по обнаруженным недостачам груза, за брак и простои; 
- к учреждениям банков по суммам, ошибочно списанным по счетам предприятий; 
- по санкциям (штрафы, пени, неустойки), применяемым к контрагентам.

Претензии предъявляют в письменной форме, к которой должны быть приложены необходимые документы. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии или неполучении в срок ответа на претензию заявитель вправе предъявить иск в арбитражный суд. Следует помнить, что если в претензии или иске была предъявлена к возмещению сумма упущенной выгоды, то записи в бухгалтерском учете на сумму делаются лишь в случае удовлетворения претензии или иска.

Аудитору необходимо проверить: 
- обоснованность, своевременность и правильность оформления документов (несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства); 
- обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию (в случае удовлетворения претензий нужно проверить, проводились ли административные расследования в целях установления виновных лиц и, если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб); 
- правильность ведения аналитического учета ( он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям), а также соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе; 
- правильность составления бухгалтерских проводок по субсчету 76-2 "Расчеты по претензиям".

9. Аудит расчетов по совместной деятельности

По договору простого товарищества (о совместной деятельности) двое или несколько  лиц (товарищей) обязуются объединить свои вклады и совместно действовать  без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе и деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Вклады предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора или фактических обязательств. Денежная оценка каждого вклада производится по соглашению между товарищами.

Внесенное товарищами имущество, а также произведенная  в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды признаются, как правило, их общей долевой собственностью. Пользование общим имуществом товарищей осуществляется по их общему согласию. А при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором.

Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально  стоимости вкладов в общее  дело, если иное не предусмотрено договором или другим соглашением товарищей. Порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, устанавливается их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.

Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей  может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц. При  этом каждый товарищ независимо от того, уполномочен ли он вести общие дела товарищей, вправе знакомиться со своей документацией по ведению дел. Отказ от этого права или его ограничение, в том числе по соглашению товарищей, ничтожны.

Исходя из описанного подхода к организации деятельности простого товарищества, в новом Плане счетов по-иному решена схема учета операций, связанных с исполнением договора о совместной деятельности. В Плане счетов отсутствует специальная синтетическая позиция для учета операций, связанных с исполнением договоров простого товарищества (счет 74 "Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу" субсчет "Расчеты по договору простого товарищества" в старом Плане счетов).

Деятельность  простого товарищества учитывается  на обособленном балансе, специально открываемом  для этого. Данный баланс не является ни самостоятельным (поскольку простое товарищество не есть юридическое лицо), ни отдельным в традиционном бухгалтерском понимании этих терминов. Активы и пассивы такого баланса не включаются в балансы юридических лиц - участников договора о совместной деятельности, в том числе в балансе организации, которой договором поручено ведение общих дел товарищества.

Для формирования обособленного баланса простого товарищества, ведения учета общего имущества товарищей и порождаемых  совместной деятельностью фактов хозяйственной жизни должны применяться счета, предусмотренные Планом счетов для соответствующих операций. В частности, стоимость общего имущества товарищей учитывается на счете 80, именуемом "Вклады товарищей", операции по банковскому счету, открытому для расчетов по совместной деятельности, - на счете 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". Записи по счетам, включая учет доходов и расходов, расчет и учет конечного финансового результата деятельности простого товарища, производятся в общеустановленном порядке.

Аудитору необходимо проверить: 
- заключен ли договор о совместной деятельности и правильность его составления; 
- ведется ли отдельный учет по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела; 
- правильность отражения участником, ведущим общие дела по договору о совместной деятельности, операций, связанных с его выполнением; 
- правильность отражения участником договора о совместной деятельности операций, связанных с его выполнением; 
- правильность ведения бухгалтерского учета операций по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела; 
- правильность отражения в учете полученных от совместной деятельности финансовых результатов; 
- правильность составления бухгалтерских проводок по совместной деятельности; 
- правильность уплаты налогов в бюджет по результатам совместной деятельности. 

10. Расчеты по доверительному управлению имуществом

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а последняя обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица.

Передача имущества  в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него от учредителя управления к доверительному управляющему. Поэтому имущество, находящееся в доверительном управлении, продолжает учитываться на бухгалтерском балансе учредителя управления. Активы и пассивы, порождаемые доверительным управлением имуществом, не включаются в бухгалтерский баланс доверительного управляющего. При этом речь идет лишь о бухгалтерской отчетности юридических лиц (о самостоятельных балансах). Вопрос отражения операций, связанных с исполнением договоров доверительного управления имуществом, в сводной бухгалтерской отчетности требует отдельного рассмотрения.

Имущество, переданное в доверительное управление, подлежит обособлению от другого имущества  учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Оно отражается на отдельном балансе, выделенном из самостоятельного баланса учредителя управления. Этот отдельный баланс, а также учет имущества и связанных с ним активов и пассивов ведет доверительный управляющий.

Осуществляя доверительное  управление имуществом, доверительный  управляющий вправе совершать в  отношении этого имущества любые  юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Какие-либо ограничения в отношении  отдельных действий по доверительному управлению имуществом устанавливаются законом или договором. Права, приобретенные доверительным управляющим в результате действий по доверительному управлению имуществом, включаются в состав указанного имущества. Обязанности, возникшие в результате таких действий доверительного управляющего, исполняются за счет этого имущества. Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет данного имущества. В случае его недостаточности взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества - на имущество учредителя управления, не переданное в доверительное управление.

Доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю  отчет о своей деятельности. Сроки и порядок такой отчетности устанавливаются договором доверительного управления имуществом. При этом необходимо иметь в виду, что отчет доверительного управляющего является основой для отражения имущества, переданного в доверительное управление, в отчетности учредителя управления. Поэтому помимо прочего отчет должен включать отдельный баланс и иные формы, необходимые учредителю управления для целей финансовой отчетности.

Учредитель управления учитывает операции по доверительному управлению имуществом в общем порядке, предусмотренном для отражения внутрибалансовых расчетов, то есть с помощью счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты", к которому открывается субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом".

Для формирования отдельного баланса по учету имущества, переданного в доверительное управление, и порождаемых этим иных активов и пассивов доверительный управляющий должен применять счета, предусмотренные планом счетов для соответствующих операций. В частности, любые расчеты между балансом учредителя управления и отдельным балансом проводятся через счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", операции по отдельному банковскому счету, открытому для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, учитываются на счете 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета". Записи по этим счетам, в том числе по формированию и учету затрат на производство и продажу продукции, расчет и учет финансовых результатов производятся в общеустановленном порядке.

Аудитору необходимо проверить: 
- наличие договора доверительного управления имуществом; 
- юридическую грамотность договора доверительного управления; 
- отражение операций, связанных с исполнением договоров доверительного управления имуществом; 
- отдельный баланс, выделенный из самостоятельного баланса учредителя управления и доверительного управляющего; 
- отчеты о деятельности доверительного управляющего; 
- ведение синтетического и аналитического счета 79 "Внутрихозяйственный расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом"; 
- отражение операций по счетам 79 "Внутрихозяйственные расчеты", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета".

11. Аудит расчетов по оплате труда

При проверке этого  участка бухгалтерского учета сначала  необходимо изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям и нормативам по начислению и выплате зарплаты. Также надо проверить, как соблюдается трудовое законодательство на предприятии, а именно ведется ли оформление сотрудников, как построена система оплаты труда и др. Прием работников на работу и оформление проверяются по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Обычно используются сдельная и повременная системы оплаты труда.

Главным источником информации при проверке расчетов по оплате труда являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (расчеты с депонентами), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков, нормативные документы, регулирующие эти операции, и т.д.

Показатели аналитического учета по счету 70 должны соответствовать  записям в главной книге и  бухгалтерском балансе на одну и  ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.

Не полученная в срок зарплата депонируется. При  закрытии счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" на депонируемую сумму делается запись по дебету этого счета и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", на котором для этих целей открывается субсчет "Депоненты". Остаток денег из кассы, взятые из банка для зарплаты по истечении трех дней должен быть сдан на расчетный счет.

Заработная плата  является элементом себестоимости  продукции, работ, услуг. Но включается в себестоимость она по-разному. Заработная плата рабочих, непосредственно  производящих продукцию, списывается на счет 20 "Основное производство". Заработная плата административно-управленческого персонала отражается на счете 26 "Общехозяйственные расходы" в составе накладных расходов и списывается на тот же счет 26, но в конце месяца, вместе с другими накладными расходами. Иногда затрагиваются и другие счета.

Аудитору необходимо проверить (выборочно): 
- правильность арифметических расчетов; 
- нет ли случаев включения в документы подставных лиц; 
- правильность отнесения расходов к фонду оплаты труда; 
- правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг); 
- правильность составления бухгалтерских проводок; 
- правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда; 
- соответствие записей аналитического учета по счетам 70 "Расчеты по оплате труда" и 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" в части расчетов по исполнительным листам и депонированной зарплате, записям в журналах-ордерах N 8 и 10 (при журнально-ордерной форме учета), главной книге и балансе; 
- правильность оплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам; 
- обоснованность и правильность начисления премий. 
- правильность начисления доплат в связи с отклонениями от нормальных условий труда

Информация о работе Аудит расчетов на предприятии