Аудит расчетов на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 06:29, курсовая работа

Описание работы

Профессия бухгалтера-аудитора появилась в прошлом веке в акционерных компаниях Европы, когда акционеры, кредиторы и налоговые службы вынуждены были искать стороннего, независимого специалиста, который мог бы дать объективное заключение о финансовом состоянии предприятия.
В Англии Закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., во Франции - в 1867 г., в США - в 1937 г. Сегодня практически во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
Развитие аудиторского дела произошло во времена мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ и предприятий потребовало ужесточения порядка утверждения их отчетов и балансов со стороны независимых аудиторов.
История аудита показывает, что его развитие было вызвано разделением интересов администрации предприятий и инвесторов. Потребность в аудите в вызвали следующие условия:

Содержание

Возникновение, необходимость и сущность аудита. Пользователи информации бухгалтерской отчетности.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками.
Аудит расчетов по возмещению материального ущерба.
Аудит расчетов с подотчетными лицами.
Аудит расчетов с учредителями.
Аудит расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.
Аудит расчетов по претензиям.
Аудит расчетов по совместной деятельности.
Расчеты по доверительному управлению имуществом.
Аудит расчетов по оплате труда.
Аудит расчетов по единому социальному налогу.
Аудит расчетов с бюджетом.
Аудит расчетов по кредитам и займам.
Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Аудит калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
Аудит готовой продукции.
Аудит бартерных операций.
Аудит учета финансовых результатов.
Аудит учета фондов и резервов.
Ответственность за налоговые нарушения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по аудиту.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

При проверке необходимо помнить следующее: простои не по вине рабочего оплачиваются в размере  не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада), а полный брак не по вине работника оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки повременщика соответствующего разряда за время, которое должно быть затрачено на эту работу по норме. Если работник работал в ночное время (с 22 часов до 6 часов утра), то оплата производится в повышенном размере устанавливаемом коллективным договором предприятия, но не ниже чем предусматривается законодательством. А работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа - не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. За работу в праздничные дни рабочим-сдельщикам надо платить не менее чем по двойным сдельным расценкам, а работникам с часовыми или дневными тарифными ставками - не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада.

При расчете  пособия по временной нетрудоспособности необходимо помнить, что размеры  пособия зависят от среднего заработка за два предшествующих болезни месяца работы, количества дней болезни и непрерывного стажа работы. При непрерывном стаже работы до пяти лет - размер пособия 60 процентов заработка, до восьми лет - 80 процентов заработка, свыше восьми лет - 100 процентов заработка.

При проверке правильности исчисления налога на доходы с физических лиц аудитор должен руководствоваться  главой 23 Налогового кодекса РФ.

При определении  налоговой базы учитываются все  доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу. Налоговая база определяется по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено законом. Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников. Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.

12. Аудит расчетов по единому социальному налогу

С 1 января 2001 г. вступила в силу глава 24 "Единый социальный налог (взнос) во второй части Налогового кодекса РФ. Единый социальный налог (взнос), зачисляется в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ - и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Налогоплательщики делятся на две группы. К первой относятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Сюда включены организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица, которые используют труд наемных работников. Ко второй группе относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские фермерские хозяйства, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям, он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию. Например, если индивидуальный предприниматель нанимает на работу сотрудников, то он исчисляет и уплачивает единый социальный налог со своих доходов (как отдельный хозяйствующий субъект) и с доходов, начисленных работникам (как работодатель).

Не являются налогоплательщиком организации и  индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными актами субъектов РФ на уплату налога на вмененный  доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Аудитору необходимо проверить: 
- правильность определения фонда оплаты труда для начисления единого социального налога; 
- правильность применения ставок налога; 
- своевременность и полноту перечисления взносов; 
- правильность и обоснованность использования льгот; 
- правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению единого социального налога; 
- соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета); 
- правильность и своевременность составления форм отчетности по единому социальному налогу и своевременность их представления.

13. Аудит расчетов с бюджетом

Проверка взаимоотношений  с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как  его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой  инспекцией, а может быть и не принято - поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.

Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для  этих целей в бухгалтерском учете  используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Аналитический  учет по счету 68 ведется по видам  налогов. К счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" могут быть открыты следующие субсчета: 
- расчеты по налогу на доходы с физических лиц; 
- расчеты по налогу на прибыль; 
- расчеты по НДС; 
- расчеты по налогу на имущество; 
- расчеты по налогу на рекламу 
- расчеты по налогу на пользователей автомобильных дорог и др.

С января 2001 г. вступают в силу четыре главы части второй Налогового кодекса РФ и в связи  с этим отменяются действовавшие  в 2000 г. документы, регулирующие порядок  исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога и платежей в социальные внебюджетные фонды.

Кроме того, с  этого момента отменяются налог  на реализацию ГСМ, налог на приобретение транспортных средств, налог с владельцев транспортных средств, налог на отдельные виды транспортных средств. По налогу на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2001 г. предусмотрена новая ставка налога в размере 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), либо 1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Таким образом, с 1 января 2001 г. ставка налога на пользователей  автомобильных дорог снизилась  в два с половиной раза, при  этом вся сумма налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 118-ФЗ по правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, она применяется только к тем правам и обязанностям, которые могут возникнуть после введения ее в действие.

Это означает, что  исчисление в 2001 г. налоговых платежей в соответствии с частью второй НК РФ следует производить лишь по тем  оборотам, хозяйственные операции по которым совершались в 2001 г. По всем же оборотам 2000 г. (по хозяйственным операциям, совершенным в 2000 г.) исчисление и уплату налоговых платежей следует производить в ранее установленном порядке.

Аудитору необходимо проверить: 
правильно ли исчислены налогооблагаемые базы; 
правильно ли применены ставки налогов и платежей; 
своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет; 
правильно ли и обоснованно применены льготы,; 
правильно ли ведется аналитический и синтетический учета по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам"; 
соответствуют ли записи аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.

14. Аудит расчетов по кредитам и займам

В новом Плане  счетов для учета расчетов по кредитам и займам предусмотрено два синтетических счета: 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" и 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Порядок записей по этим счетам остался прежним. Аналитический учет по ним должен строиться по каждому банку или другому заимодавцу и каждому полученному организацией кредиту (иному займу).

Названные счета  применяются также для обобщения  информации о займах, привлекаемых организацией путем выпуска и  размещения облигаций. При этом новый  план унифицирует порядок учета  разницы между номинальной стоимостью и ценой размещения облигаций. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи:

Дебет 51 и др. Кредит 66 (67) - на номинальную стоимость  облигаций;

Дебет 51 и др. Кредит 98 - на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью.

Сумма, отнесенная на счет 98 "Доходы будущих периодов", списывается равномерно в течение  срока обращения облигаций на счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Если облигации  размещаются по цене ниже номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций. В бухгалтерском учете делается следующая запись:

Дебет 91 Кредит 66 (67) - на сумму превышения номинальной стоимости над ценой размещения облигаций.

Аудитору необходимо установить: 
- на какие цели использован кредит, соответствуют ли эти цели условиям договора на получение кредита; 
- полноту и своевременность погашения кредитов (это необходимо проверить по выпискам из банка); 
- правильность уплаты процентов за кредит в соответствии с заключенным договором; 
-правильность отнесения процентов за кредит на себестоимость продукции (работ, услуг); 
- законность и обоснованность выдачи ссуд для рабочих и служащих на индивидуальное жилищное строительство, на строительство садовых домиков и для расчетов с торгующими организациями за товары, проданные в кредит; 
- законность и обоснованность получения от других предприятий ссуд (займов), а также полноту и своевременность их погашения. Правильность списания расходов по уплате процентов за полученные ссуды; 
- правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 66 и 67, соответствие записей учета по этим счетам записям в главной книге, балансе и формах бухгалтерской отчетности.

15. Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)

Себестоимость продукции (работ, услуг) включает в  себя затраты организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме. Себестоимость продукции - один из показателей эффективности производства, выявляющий, во что обходится организации изготовление и сбыт продукции. Себестоимость широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска старой продукции; для определения эффективности мероприятий научно-технического прогресса, рентабельности продукции, резервов снижения затрат и др.

Все затраты  организации на производство определяют производственную себестоимость продукции. Полная коммерческая себестоимость продукции включает производственную себестоимость и затраты, связанные с ее реализацией, не возмещенные покупателями.

Различают плановую, отчетную и предварительную (провизорную) себестоимость.

Плановая себестоимость  рассчитывается на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства, отражающих дальнейший технических прогресс и улучшение организации производства и труда.

Отчетная себестоимость  основывается на данных бухгалтерского учета и характеризует фактический уровень затрат по производству и реализации продукции за отчетный период.

Предварительная (провизорная) себестоимость составляется на основании учетных фактических  затрат и данных о выходе продукции  за определенный период года (как правило, за девять месяцев), а также плановых расчетов затрат и ожидаемого выхода продукции до конца отчетного года (за четвертый квартал). Данные провизорной себестоимости используются для предварительного определения результатов деятельности организации и отрасли в целом за отчетный год.

Учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) основывается на составляемой в установленном порядке первичной  документации (со всеми обязательными  реквизитами), в которой отражаются все операции по производству и выпуску продукции, работ, услуг.

Осуществляя проверку, следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Правительством РФ от 5 августа 1992 г. N 552 с изменениями и дополнениями от 1 июля 1995 г. N 661 и от 20 ноября 1995 г. N 1133.

Информация о работе Аудит расчетов на предприятии