Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель выбранной темы – более глубокое изучение проведения аудита основных средств.
Исходя из цели, при написании курсовой работы решаются следующие задачи:
необходимо изучить основные нормативные документы регулирования учета основных средств;
изучить этапы проведения аудиторской проверки основных средств.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика учета основных средств 4
1.1 Понятие и бухгалтерский учет основных средств 4
1.2 Нормативные документы, регламентирующие учет основных средств 8
1.3 Нормативно – регулирующие положения аудита основных средств 12
2. Аудит основных средств 19
2.1. Цели и задачи аудиторской проверки 19
2.2 Планирование и разработка рабочей программы аудита 21
2.3 Аналитический и синтетический учет основных средств 26
2.4 Инвентаризация основных средств 31
2.5 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности 34
2.6 Аудиторское заключение 35
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

курсовая работа в обмен на реферат.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     1) вкладов учреждений;

     2) безвозмездного поступления от сторонних организаций.

     Во  всех случаях ввод в эксплуатацию различных объектов основных фондов должен быть документально оформлен.

     При планировании аудита, прежде всего, составляется рабочая программа, в которой содержатся юридическая и экономическая характеристики организации, перечень источников аудиторских доказательств, тесты системы внутреннего контроля и аудиторские процедуры. Характеристика организации должна включать информацию о ее правовом статусе, степени технической оснащенности, объеме деятельности, месторасположении, наличии торговых связей и так далее.

     В программу аудита целесообразно  включать следующие контрольные  процедуры:

     - проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам и нематериальным активам;

     - оценку сохранности и проверку наличия;

     - проверку документального оформления;

     - проверку правильности формирования первоначальной стоимости;

     - проверку операций с основными средствами в рамках заключенных договоров лизинга;

     - анализ и обобщение результатов аудита.

     Программа аудита основных средств, подготовленная специалистами проекта ТАСИС  с учетом требований Международных  стандартов аудита. Утверждения, на основе которых подготовлена финансовая отчетность:

  1. Существование, права, полнота:

     1А.  Убедиться в том, что все отраженные в отчетности основные средства действительно существуют.

     1Б.  Убедиться в том, что права  организации на основные средства  подтверждены и не ограничены  правами третьих лиц.

  1. Существование, оценка, представление и раскрытие:

     2А.  Убедиться в том, что основные средства отвечают критериям активов, то есть не утратили способность приносить экономические выгоды организации.

     2Б.  Убедиться в том, что все  основные средства оценены и  отражены в отчетности в соответствии  с принятой в организации учетной политикой и действующим законодательством.

     2В.  Убедиться в том, что амортизация  основных средств начисляется  в соответствии с принятой  в организации учетной политикой.

  1. Возникновение, измерение, оценка:

     3А.  Убедиться в том, что все  приобретенные основные средства отражены в учете и в отчетности правильно и в соответствующем отчетном периоде.

     3Б.  Убедиться в том, что все  расходы и доходы, связанные с  выбытием основных средств, относятся  к отчетному периоду и учтен  правильно.

  1. Представление и раскрытие:

     4А.  Убедиться в том, что вся существенная информация об основных средствах раскрыта в отчетности.

     Информационная  база, используемая аудитором при  проверке основных средств, включает:

     - основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств.

     - приказ об учетной политике организации;

     - регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;

     Первичные документы по отражению операций по основным средствам;

     - бухгалтерскую отчетность.

     Операции  с основными средствами можно  укрупнено объединить в три группы:

  1. Приобретение;
  2. Процесс эксплуатации;
  3. Выбытие.

     Для фондоемких организаций аудит основных средств может быть проведен на выборочной основе, при этом совокупность основных средств организации может быть разделена на подсовокупности, например, по следующим признакам:

     - территориальная обособленность. В выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства, расположенные в различных подразделениях проверяемой организации;

     - производственные характеристики. Для выборочной проверки необходимо отобрать основные средства, используемые на различных стадиях производственного процесса в организации или в разных производствах, если организация является многопрофильной;

     - классификация в отчетности. Если в организации имеются основные средства нескольких квалификационных групп, например земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, необходимо, чтобы в выборку попали основные средства, отраженные по каждой группе. Аудитор может принять решение не проверять элементы, по какой либо из статей классификации основных средств, если она значительно меньше уровня существенности и возможные нарушения не повлияют на достоверность финансовой отчетности организации в целом;

     - классификация по амортизационным группам. Если основные средства организации разделены на несколько амортизационных групп, в выборку должны попасть основные средства из разных амортизационных групп;

     - другие классификации в зависимости от особенностей проверяемой организации.

     При отборе операций с основными средствами для выборочной проверки можно выделить следующие группы:

     - операции по приобретению основных средств на внутреннем рынке;

     - операции по приобретению основных средств по импорту;

     - операции по приобретению основных средств по договорам мены;

     - операции по ликвидации основных средств;

     - операции с аффинированными лицами по приобретению и продаже основных средств;

     - операции по продаже основных средств сторонним организациям;

     - другие операции по усмотрению аудитора.

     Приемы  и методика построения выборки определяются в соответствии с утвержденными  внутрифирменными стандартами. Если при  выполнении процедур по существу аудитором  выявляются систематические и однотипные расхождения с учетными данными, полученные результаты должны экстраполироваться на всю совокупность элементов объекта аудита. 

     2.3 Аналитический и синтетический  учет основных средств 

     Первичный учет поступления основных средств  у сторонних организаций осуществляется на основании счетов-фактур. Машины, оборудование и другие приобретаемые основные средства при доставке их в хозяйство принимает комиссия, назначенная для этой цели руководителем. Комиссия тщательно сверяет поступившие основные средства со счетами-фактурами поставщиков и оформляет приемку актом приема-передачи основных средств по форме № ОС-1. В нем указывается наименование объекта, его первоначальная стоимость, сумма начисленного износа на период эксплуатации, дата ввода в действие. На обратной стороне акта отмечается техническое состояние объекта и заключение комиссии. Акт утверждает руководитель предприятия. После оформления акта приемки-передачи вместе с технической документацией передается в бухгалтерию для дальнейшей обработки.

     На  основании первичной документации ведется аналитический учет по каждому инвентарному объекту в разрезе общепринятой типовой классификации основных средств. Аналитические счета открываются в бухгалтерии хозяйства на инвентарных карточках форма ОС-8 «Карточка учета основных средств» для зданий и сооружений.

     В инвентарных карточках указывается  наименование объекта, местонахождение, первоначальная стоимость, норма амортизационных  отчислений, сумма износа, характеристика объекта, переоценка. Все инвентарные  карточки находятся в картотеке, где они расположены по классификационным группам основных средств. По истечению амортизационного срока службы основных средств на инвентарных карточках делается отметка о прекращении амортизационных отчислений и о списании основных средств. Инвентарные карточки по выбывшим объектам изымаются из картотеки и хранятся в архиве хозяйства. Срок хранения в хозяйстве определяется планом документооборота. Все поступающие в хозяйство основных средств закрепляются за материально-ответственными лицами. С целью контроля за сохранностью, перемещением в хозяйстве и правильным использованием основных средств каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер на весь период нахождения в хозяйстве. Если объект выбывает из хозяйства, то его номер не присваивается другим объектам.

     На  основании первичной документации и счетов аналитического учета в  хозяйстве ведется синтетический  учет основных средств. Синтетический  учет наличия и движения основных средств осуществляется на следующих счетах: 01 «Основные средства»; 02 «Амортизация основных средств»; 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 01 «Основные средства» в хозяйстве предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Порядок отнесения объектов к основным средствам и их состав регулируются законодательными и другими нормативными актами. По дебету данного счета отражают остаток основных средств на начало года и дальнейшее их поступление, а по кредиту – выбытие. Учет на этом счете ведут по первоначальной стоимости основных средств. Первоначальная стоимость основные средства, приобретенных со стороны за плату, признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость. Данные затраты предварительно собираются на счете 08 «Капитальные вложения» в корреспонденции со счетами учета расчетов, а затем принимаются за первоначальную стоимость объекта основных средств.

     Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют бухгалтерскими записями:

     Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

     Кредит  счета 75 «Расчеты с учредителями»;

     Дебет счета 01 «Основные средства»

     Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     Основные  средства, приобретенные за плату  у других организаций и лиц, а  также созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 «Основные  средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

     Безвозмездно  принятые основные средства приходуют по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 «Безвозмездные поступления» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:

     Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

     Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов»;

     Дебет счета 01 «Основные средства»

     Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

     - на первоначальную стоимость,

     Дебет счетов учета затрат

     Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»;

     Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»

     Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»

     - ежемесячно на сумму амортизации.

     При выбытии основных средств накопленная  амортизация по объекту списывается  в уменьшение его первоначальной стоимости.

     Дебет 02 «Амортизация основных средств»

     Кредит счета 01 «Основные средства»

     - на сумму амортизации объекта.

     При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается:

     Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

     Кредит  счета 01 «Основные средства»

     - на остаточную стоимость объекта.

Информация о работе Аудит основных средств