Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель выбранной темы – более глубокое изучение проведения аудита основных средств.
Исходя из цели, при написании курсовой работы решаются следующие задачи:
необходимо изучить основные нормативные документы регулирования учета основных средств;
изучить этапы проведения аудиторской проверки основных средств.
Введение 3
1. Общая характеристика учета основных средств 4
1.1 Понятие и бухгалтерский учет основных средств 4
1.2 Нормативные документы, регламентирующие учет основных средств 8
1.3 Нормативно – регулирующие положения аудита основных средств 12
2. Аудит основных средств 19
2.1. Цели и задачи аудиторской проверки 19
2.2 Планирование и разработка рабочей программы аудита 21
2.3 Аналитический и синтетический учет основных средств 26
2.4 Инвентаризация основных средств 31
2.5 Раскрытие информации об основных средствах в бухгалтерской отчетности 34
2.6 Аудиторское заключение 35
Заключение 36
Список использованной литературы 37
- при разработке форм учтены изменения, связанные с внедрением рыночных отношений: разработаны акты на оприходование земельных угодий;
- большинство документов сделаны более компактными, удобными, для обработки последующих записей в учетные регистры.
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутренне перемещение.
Поступающие
основные средства принимает комиссия,
назначаемая руководителем
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования.
Передачу
оборудования монтажным организациям
оформляют актом о приеме-
На
дефекты, выявленные в процессе монтажа,
наладки или испытания
Приемку
законченных работ по ремонту, реконструкции
и модернизации объекта оформляют
актом о приеме-сдаче
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха в другой, а также их передачу из запаса в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств.
Операции по списанию основных средств оформляют актом о списании основных средств (форма №ОС-4 акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); форма №ОС-4а – акт о списании автотранспортных средств; форма №ОС- 4б – акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)).
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки (форма №ОС-6 – инвентарная карточка учета объектов основных средств; форма №ОС-6а - инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; форма №ОС – 6б – инвентарная книга учета объектов основных средств – для объектов основных средств малых предприятий).
По месту нахождения основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств.
Предприятие может получить основные средства: безвозмездно от юридических и физических лиц, приобретать их за плату, в результате строительства новых объектов и реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих производственных мощностей в порядке капитальных вложений на условиях долгосрочной аренды.
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Согласно Положению по бухгалтерскому учету основных средств предприятия имеют право выбора способов начисления амортизационных начислений. Выделены следующие способы: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из начальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При третьем способе – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
В процессе эксплуатации основные средства утрачивают свои физические и технические качества, что ведет к снижению их производительности. Для восстановления утраченных в результате износа технических и физических свойств основные средства ремонтируют. В зависимости от сложности работ различают текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт. Все затраты, связанные с ремонтом основных средств предприятия, включают в издержки производства. Ремонт основных средств может осуществляться подрядным или хозяйственным способом. Целесообразно для проведения особо сложных видов ремонта осуществлять резервирование необходимых средств, а сами затраты на его проведение списывать за счет созданного резерва.
Выбытие основных средств происходит в результате их реализации или безвозмездной передачи строений организациям, а так же при частичной или полной ликвидации и списания вследствие непригодности для дальнейшего использования. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации.
1.3
Нормативно – регулирующие положения
аудита основных средств
Аудитор должен руководствоваться следующими основными нормативно - регулирующими положениями.
В соответствии с ПБУ «Учет основных средств» 6\01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 №25н, объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в качестве которой при приобретении объектов за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.
Сумму НДС, уплаченную контрагенту, организация на основании НКРФ учитывает отдельно по дебету счета 19 и имеет право принять к вычету при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую оплату в полном объеме, после принятия на учет объекта основных средств. Принятая к вычету сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 19.
Для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета расходы приобретению амортизируемого имущества не признаются расходами.
Для
целей налогового учета в соответствии
с НКРФ объекты основных средств
признаются амортизируемым имуществом,
поскольку находятся у
Приобретенное оборудование, требующее монтажа, принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 «Оборудование к установке» в корреспонденции с кредитом счета 60 по фактической себестоимости, которой в общем случае является сумма, уплачиваемая поставщику.
Аналитический учет по счету 07 ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям.
Согласно Гражданского кодекса РФ здания относятся к недвижимому имуществу, если право собственности на его возникновение, переходит и прекращает, подлежат государственной регистрации в Едином государственной реестре учреждениями юстиции. Необходимость государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимого имущества установлена ГКРФ.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в ней устанавливаются Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно указанного закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Право собственности на недвижимое имущество возникает у приобретателя с момента его государственной регистрации. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29. 07.1998 343н, затраты на приобретение зданий, не оформленные документами, подтверждающими государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, относятся к незавершенным капитальным вложениям.
Организация имеет право включать здания в состав основных средств и учитывать их по дебету счета 01 с момента передачи документов на регистрацию.
Включение здания в состав основных средств и ввод его в эксплуатацию оформляются по форме №ОС-1а «Акт о приеме - передаче здания (сооружения)», утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 №. В данной форме, кроме прочего, указываются номер и дата государственной регистрации прав на недвижимость.
Согласно НКРФ платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Правоотношения сторон, вытекающие из договора лизинга, регулируются ГКРФ «Финансовая аренда (лизинг)» главы 34 «Аренда». Правовые и организационно - экономические особенности лизинга определены в Федеральном законе от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
Согласно Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Росавтодора от 21.01.2000 №16, до истечения срока договора лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя, а его стоимость учитывается у лизингополучателя на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, предусмотренной договором лизинга.
Согласно Закона о финансовой аренде амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга. Аналогично в целях налогообложения прибыли имущество, полученное в финансовую аренду по договору лизинга, включаются в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями указанного договора.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, согласно ПБУ 6\01 допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценке объектов основных средств. Таким образом, расходы организации на модернизацию объекта основных средств увеличивают его первоначальную стоимость.
Срок
полезного использования по модернизированным
объектам основных средств пересматривается
только в случаях улучшения
Согласно НКРФ затраты на модернизацию объекта основных средств в налоговом учете относятся на увеличение его первоначальной стоимости так же, как и в бухгалтерском учете. При этом в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщику предоставлено право увеличить срок полезного использования объекта основных средств, после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта произошло увеличение срока его полезного использования. Если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличения срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.