Аудит основных средств в организации ООО «СППС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью создания предприятия является оказание услуг и выполнение работ в целях получения прибыли.
Предметом деятельности Общества является производственно строительная деятельность. Общество осуществляет следующие виды деятельности:
подготовка строительного участка;

производство земляных работ;

производство общестроительных работ.

Содержание

1.Характеристика организации ООО «СППС».

1.1. Рассчет уровня существенности и аудиторского риска

2.Планирование аудита
2.1. Цели и задачи аудита основных средств
2.2. Изучение и оценка учета, внутреннего контроля операций по движению основных средств
3. Программа аудита
3.1. Технология аудита основных средств
3.2. Методы сбора аудиторской документации
3.3. Процедуры проверки средств контроля
3.4. Процедуры по существу

4. Методика аудита основных средств

4.1. Аудит поступления и выбытия основных средств

4.2. Проверка порядка налогообложения операций поступления и выбытия основных средств

4.3. Аудит операций по учету амортизации основных средств .

4.4. Аудит расходов на ремонт основных средств

5. Типичные ошибки, которые встречаются при проверке аудиторами годовой бухгалтерской отчетности

6. Факторы, влияющие на мнение аудитора в аудиторском заключении.

7. Заключение

8. Список использованной литератур

9. Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 289.00 Кб (Скачать)
  1. 1.3. Программа аудита. 
    Программу аудита операций по учету основных средств аудитор разрабатывает в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита". Оно подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г. Целью данного правила является установление норм, применяемых при планировании аудита экономического субъекта. 
    Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: 
    а) комплексности планирования; 
    б) непрерывности планирования; 
    в) оптимальности планирования. 
    Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. 
    Принцип непрерывности планирования аудита выражается в увязке этапов планирования по срокам. 
    Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. 
    При планировании аудита аудитору следует выделить следующие основные этапы: 
    а) предварительное планирование аудита; 
    б) подготовка и составление общего плана аудита; 
    в) подготовка и составление программы аудита. 
    На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с информацией о: 
    а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия; 
    б) внутренних факторах, связанных с индивидуальными особенностями хозяйственной деятельности. 
    В общем плане предусматриваются сроки проведения аудита и график его проведения, подготовки заключения. В случае решения провести выборочный аудит формируется аудиторская выборка. 
    Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и средством контроля качества работы. 
    Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур представляет собой перечень действий для детальных конкретных проверок. 
    По рассматриваемому нами предприятию, в соответствии с задачами аудита операций по учету основных средств, план аудита может выглядеть следующим образом:. 
    Программа аудита основных средств ООО "СППС" 
    Проверяемая организация: ООО "СППС" 
    Период аудита: 1 - 3 кварталы 2000 года № Планируемые виды работ Период проведения Рабочие документы 1 Аудит правильного документирования и своевременного отражения в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; результаты переоценки основных средств. 
    1-10 октября Выписки по расчетному счету; приложения документов, Главная книга, баланс, форма 2. 2 Аудит достоверного определения результатов от реализации и прочего выбытия основных средств; 
    11-14 октября -"- 3 Аудит полного определения затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта); 
    15-20 октября -"- 4 Аудит состояния внутреннего контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.  
    21- 25 октября Акты инвентаризации, приказы, акты проверок 5 Составление аудиторского заключения 26 - 31 октября  
    Рабочая программа аудита основных средств ООО "СППС".

Этапы аудиторской  проверки Соответствие нормативам Да Нет 1 Сверить сальдо по балансовым счетам, отражающим основные средства (данные по балансу на 1 число каждого месяца) с данными аналитического учета, инвентарных карточек 2 Проверить правильность отражения в бухгалтерском учете приобретения, безвозмездной передачи и списания основных средств и материалов и наличие соответствующих первичных документов и договоров 3 Проверить правильность соблюдения порядка отнесения материальных ценностей к основным средствам исходя из срока службы и нижнего уровня цены за единицу 4 Проверить наличие актов инвентаризации основных средств и правильности отражения в бухгалтерском учете выявленной в ходе инвентаризации недостачи и излишков. Сверить данные актов инвентаризации с остатками по балансу на соответствующую дату. 5 Сверить сальдо и обороты из балансового счета. отражающего износ учета основных средств по балансу на 1 числа каждого месяца с данными лицевых счетов и ведомостей начисленной амортизации. 6 Проверить правильность применения норм амортизационных отчислений исходя из видов основных средств, а также правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете начисленной амортизации.  
2.Технология аудита основных средств. 
2.1. Методы сбора аудиторской документации. 
Аудит должен сопровождаться обязательным документированием, т.е. отражением полученной информации в рабочей документации. 
Стандартами аудита установлены единые требования по подготовке рабочей документации аудита: 
- сформулированы общие принципы документирования; 
- уточнены требования к форме и содержанию рабочей документации; 
- описан порядок ее составления и хранения. 
К рабочей документации аудита относятся: 
а) план и программа аудита; 
б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов; 
в) объяснения, пояснения и заявления проверяемого предприятия; 
г) копии документов предприятия; 
д) описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета; 
е) аналитические документы аудиторской организации; 
ж) другие документы. 
Примерный перечень документов, которые могут быть включены в состав рабочей документации аудитора, включает в себя: 
1. Информацию об организационно-правовой форме и организационной структуре предприятия. 
2. Извлечения или копии учредительных документов, других важных юридических документов (договоров, контрактов, протоколов и т.п.). 
3. Материалы, свидетельствующие о планировании аудита, и программы аудита. 
4. Записи об изучении и оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (описания, вопросники, схемы документооборота и проч.). 
5. Анализ хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета. 
6. Анализ существенных показателей и тенденций деятельности предприятия. 
7. Записи о характере, дате проведения и объеме проведенных аудиторских процедур и результатах таких процедур. 
8. Материалы, свидетельствующие о том, что работа, выполненная не аудиторами, контролировалась аудиторами. 
9. Сведения о том, кем и когда выполнялись аудиторские процедуры. 
10. Копии переписки с другими аудиторскими организациями, экспертами и прочими лицами в связи с проводимым аудитом предприятия. 
11. Копии переписки или записи обсуждений во время встреч с представителями предприятия вопросов, возникших в процессе аудита, включая условия проведения аудита. 
12. Письма-подтверждения, полученные от предприятия. 
13. Выводы, сделанные аудитором по результатам аудита. 
14. Копии бухгалтерской и финансовой документации предприятия. 
Рабочая документация может быть создана самим аудитором, проводящим аудит, или получена от предприятия и от других лиц. 
Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются исходя из: 
а) характера проводимой работы; 
б) характера и сложности деятельности предприятия; 
в) состояния бухгалтерского учета; 
г) надежности системы внутреннего контроля. 
Документы, создание которых предусмотрено актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, включаются в состав рабочих документов аудитора в обязательном порядке. 
Рабочая документация находится в собственности аудитора. Копии документов предприятия могут быть включены в состав рабочей документации только с согласия экономического субъекта. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. 
Рабочая документация должна быть достаточно полной и подробной. Она должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве (5 лет). 
Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты: 
а) наименование документа; 
б) наименование предприятия, в отношении которого проводится аудит; 
в) период аудита; 
г) дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа; 
д) содержание документа; 
е) личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку; 
ж) дату проверки документа; 
з) личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку. 
Если документ, входящий в состав рабочей документации аудита, создан предприятием или третьим лицом, то это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием аудитора, проверившего такой документ. 
В ходе аудиторской проверки операций по учету основных средств аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется в ООО "СППС". При изучении системы бухгалтерского учета основных средств в ходе аудиторской проверки могут использоваться: 
а) специально разработанные тестовые процедуры; 
б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии; 
в) специальные бланки и проверочные листы; 
г) блок-схемы и графики; 
д) перечни замечаний, протоколы или акты. 

2.2. Процедуры проверки  средств контроля.

 
Аудитор в ходе проверки обязан проверить  соответствие проводимых операций требованиям  нормативных документов и отразить в рабочей документации случаи нарушений. Он должен убедиться в том, что операции по учету основных средств: 
а) выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях; 
б) фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; 
в) в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия. 
Аудитору следует убедиться в применении на предприятии таких процедур внутреннего контроля операций, как: 
а) арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; 
б) проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководителя; 
в) осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к операциям по учету основных средств, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам.  
При аудите предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, аудитор должен учитывать специфические особенности таких субъектов. Для них характерным является то, что бухгалтерский учет ведется ограниченным числом работников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудитор в ходе проверки таких предприятий не должен требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников. 
В субъектах малого предпринимательства доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно ниже, чем для средних и крупных предприятий, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу. 
Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. 
Аудиторское заключение представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности состояния учета основных средств проверяемого предприятия. Оно должно выражать оценку аудитора соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерского учета нормативным актам Российской Федерации. 
По результатам проверки аудитор должен выразить мнение о достоверности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения, или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения. 
В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора означает, что бухгалтерский учет подготовлен таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение операций по учету основных средств предприятия нормативным актам, действующим в Российской Федерации. 
В условно положительном аудиторском заключении мнение аудитора о предприятии означает, что, за исключением определенных обстоятельств, отражение операций по учету основных средств предприятия соответствует нормативным актам, действующим в Российской Федерации. 
В отрицательном аудиторском заключении мнение аудитора о достоверности означает, что, в связи с определенными обстоятельствами, учет подготовлен таким образом, что он не обеспечивает во всех существенных аспектах отражения операций по учету основных средств предприятия нормативным актам, действующим в Российской Федерации. 
Отказ аудитора от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерского учета основных средств предприятия означает, что, в результате определенных обстоятельств, аудитор не может выразить и не выражает свое мнение в установленной форме. 
Мнение аудитора должно быть выражено так, чтобы предприятию были очевидны его содержание и форма. 
 

2.3. Процедуры по существу.

 
Аналитическая часть аудиторского заключения должна содержать результаты проверки и анализа финансово-хозяйственных операций, в нашем случае это - операции по учету, движению, перемещению, выбытию основных средств. Основные средства ООО "СППС" - это совокупность средств производства, которые служат дольше одного производственного цикла и постепенно переносят свою стоимость на создаваемый продукт в форме амортизационных отчислений. В соответствии с ПБУ 6/97 "Учет основных средств", к ним на предприятии отнесена часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, или для управления предприятием в течение периода, превышающего 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются предприятием в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы, стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования.  
При проверке бухгалтерской и финансовой документации аудитором не было установлено нарушений при оформлении операций по поступлению, выбытию и списанию основных средств, а также их внутреннему перемещению.  
ООО "СППС" применяет при учете основных средств типовые классификации, в соответствии с которыми они могут группироваться по следующим признакам: назначению, видам, принадлежности, использованию. 
По назначению основные средства могут подразделяться на: 
- производственные основные средства основной деятельности;  
- производственные основные средства других отраслей; 
- непроизводственные основные средства.  
По видам основных средств различают следующие группы: здания и сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, прочие основные средства.  
По степени использования основные средства могут подразделяться на находящиеся: 
- в эксплуатации; 
- в запасе; 
- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции; 
- на консервации. 
В зависимости от имеющихся прав на объекты, основные средства могут подразделяться на: 
- объекты основных средств, принадлежащие предприятию на праве собственности; 
- объекты основных средств, находящиеся у предприятия в оперативном управлении или хозяйственном ведении; 
- объекты основных средств, полученные предприятием в аренду. 
Все основные средства ООО "СППС" по своему назначению относятся к производственной, основной деятельности, и находятся в эксплуатации. 
По видам основные средства принадлежат к следующим группам: 
- здания и сооружения - 1178,6 тыс. руб.; 
- транспортные средства - 31,9 тыс. руб.  
Арендованных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования предприятие не имеет. 
Необходимым условием правильного учета основных средств является единый принцип их оценки. Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения на предприятии. В зависимости от источника поступления основных средств их восстановительной стоимостью определяется как: 
- стоимость внесенных учредителями основных средств в счет их вклада в уставный фонд предприятия - по договоренности сторон; 
- стоимость изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других предприятий и лиц - в сумме фактических затрат, включая затраты по доставке, монтажу и установке; 
- стоимость полученных объектов основных средств безвозмездно, в сумме, определенной экспертным путем или по данным документов приема - передачи. 
Остаточная стоимость основных средств ООО "СППС" складывается как разница между балансовой стоимостью и их износом и соответствует данным баланса на квартальные даты. ООО "СППС" обеспечивает накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления износившихся основных средств за счет включения в издержки производства сумм амортизационных отчислений согласно установленных норм. Нормы амортизационных отчислений выражены в процентах к балансовой стоимости классификационных групп основных средств. Амортизационные отчисления рассчитываются на предприятии ежемесячно. Начисление износа по объекту основных средств начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта на баланс, и производятся линейным способом в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой до полного погашения стоимости основного средства, или его списания. При проверке правильности начисления амортизационных отчислений и отражения их в учете в ходе аудита нарушений не установлено. 
Первоначальная стоимость основных средств изменялась при переоценке, достройке, дооборудовании, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Переоценка основных средств ООО "СППС" осуществлялась путем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникших разниц на добавочный капитал организации. Замечаний при аудите произведенной переоценки не возникло. 
Сальдо по балансовым счетам, отражающим основные средства (данные по балансу на 1 число каждого месяца) сверено с данными аналитического учета и инвентарных карточек, расхождений не выявлено. 
Акты инвентаризации основных средств по состоянию на 1 ноября 1999 года оформлены, соответствуют данным бухгалтерского учета. Излишков и недостач имущества по результатам проведенных инвентаризаций не имелось.

  1. 2. Методика аудита основных средств
 

     2.1 Аудит поступления  и выбытия основных  средств 

     Целью проверки учета поступления основных средств является подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию.

     На  этом этапе необходимо выполнить  следующие процедуры:

     - получить список (с указанием  количества и стоимости) приобретенных  объектов основных средств, сверить  полученные показатели с данными  оборотов по дебету счета 01 «Основные средства»;

     - проверить первичные документы  и физическое наличие вновь  приобретенных объектов. Проверка проводится выборочно при существенном увеличении объектов основных средств;

     - определить, что стоимость объектов  основных средств, введенных в  эксплуатацию, надлежащим образом  отражена на счетах бухгалтерского  учета. Приступая к аудиту поступления основных средств, следует провести формальную проверку первичных учетных документов с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами. Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на счете 08 «Капитальные вложения», на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта. В бухгалтерском учете основные средства возникают в результате бухгалтерской проводки:

     Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения  во внеоборотные активы». Основанием для  данной записи являются соответствующие  документы, так например, если к учету принимается объект основных средств, являющийся объектом недвижимости, то право собственности на него должно быть зарегистрировано.

     Законом о государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлено, что с момента вступления данного Закона в силу (с 31 января 1998г.) право собственности на объекты недвижимости подлежит обязательной государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости означает, что сделки по приобретению этого имущества являются ничтожными, то есть недействительными уже в момент их совершения.

Информация о работе Аудит основных средств в организации ООО «СППС»