Аудит основных средств в организации ООО «СППС»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью создания предприятия является оказание услуг и выполнение работ в целях получения прибыли.
Предметом деятельности Общества является производственно строительная деятельность. Общество осуществляет следующие виды деятельности:
подготовка строительного участка;

производство земляных работ;

производство общестроительных работ.

Содержание

1.Характеристика организации ООО «СППС».

1.1. Рассчет уровня существенности и аудиторского риска

2.Планирование аудита
2.1. Цели и задачи аудита основных средств
2.2. Изучение и оценка учета, внутреннего контроля операций по движению основных средств
3. Программа аудита
3.1. Технология аудита основных средств
3.2. Методы сбора аудиторской документации
3.3. Процедуры проверки средств контроля
3.4. Процедуры по существу

4. Методика аудита основных средств

4.1. Аудит поступления и выбытия основных средств

4.2. Проверка порядка налогообложения операций поступления и выбытия основных средств

4.3. Аудит операций по учету амортизации основных средств .

4.4. Аудит расходов на ремонт основных средств

5. Типичные ошибки, которые встречаются при проверке аудиторами годовой бухгалтерской отчетности

6. Факторы, влияющие на мнение аудитора в аудиторском заключении.

7. Заключение

8. Список использованной литератур

9. Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 289.00 Кб (Скачать)
 

      Уровень существенности рассчитывают следующим  образом. По итогам финансового года в непроверяемом экономическом  субъекте, подлежащем проверке, определяют финансовые показатели, перечисленные в гр. 1 табл. 2. Их значение может быть занесено в гр. 2 в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность (тыс. руб.). От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в гр. 3 таблицы, и результат заносится в гр. 4. Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся.

      Например, предприятие может не иметь прибыли  по итогам года либо может иметь  небольшую прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы не характерна для данного предприятия. Предприятие может не иметь выручки от продаж, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг. В этих случаях в соответствующих графах таблицы ставят прочерк. Аудитор должен проанализировать числовые значения гр. 4.

      Значения, сильно отклоняющиеся в большую  и / или меньшую сторону от остальных, он может отбросить. На базе оставшихся показателей рассчитывают среднюю величину, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

      Процедура нахождения уровня существенности, все  арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых  аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

      Рассмотренный порядок имеет рекомендательный характер. Аудиторские организации должны разработать собственный порядок нахождения уровня существенности с учетом обязательных требований Правила (стандарта) "Существенность и аудиторский риск". Например, в отличие от предложенного порядка они могут:

      - изменить значения коэффициентов в гр. 3;

      - вводить новые, исключать отдельные  показатели, менять финансовые показатели, приведенные в гр. 1;

      - менять порядок усреднения при  нахождении показателя;

      - принимать во внимание значения  финансовых показателей за предыдущие  годы и учитывать их динамику;

      - предусмотреть не один показатель  уровня существенности, а несколько  - для различных статей баланса;

      • самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ КОМПОНЕНТАМИ АУДИТОРСКОГО РИСКА 

        Аудиторская организация оценивает риск   
средств контроля как:        
        Высокий    Средний  Низкий  
        При этом уровень риска необнаружения,  
который можно допустить, будет:   
Аудиторская ор- 
ганизация оце-  
нивает внутри-  
хозяйственный   
риск как:     
Высокий Наинизший   Ниже   Средний  
        Средний Ниже     Средний  Выше   
        Низкий  Средний    Выше   Наивысший 

                                                                                       

      РЕКОМЕНДУЕМАЯ СИСТЕМА БАЗОВЫХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ

      И ПОРЯДОК НАХОЖДЕНИЯ УРОВНЯ СУЩЕСТВЕННОСТИ 

      Для нахождения уровня существенности можно  использовать следующую таблицу:

Наименование  базового показателя Значение   
базового   
показателя 
бухгалтер- 
ской от-   
четности   
проверяе-  
мого эко-  
номичес-   
кого субъ- 
екта     
Доля 
(%)
Значение, при-  
меняемое для    
нахождения      
уровня сущест-  
венности      
      1                      2     3       4      
Балансовая  прибыль предприятия          5        
Валовый объем реализации без НДС         2        
Валюта  баланса                          2        
Собственный капитал (итог разде- 
ла IV баланса)                 
        10        
Общие затраты предприятия               2        
 

      Уровень существенности рассчитывается следующим  образом. По итогам финансового года в экономическом субъекте, подлежащем проверке, определяются финансовые показатели, перечисленные в первом столбце таблицы. Их значение может быть занесено во второй столбец в тех денежных единицах, в которых подготовлена бухгалтерская отчетность. От этих показателей берутся процентные доли, приведенные в третьем столбце таблицы, и результат заносится в четвертый столбец.

      Допускается, что часть показателей включить в таблицу не удастся. Например, предприятие  может не иметь прибыли по итогам года либо может иметь небольшую  прибыль, которая, по мнению аудитора, с учетом анализа показателей за предыдущие годы является не характерной для данного предприятия. Предприятие может не иметь реализации, если это бесприбыльное, некоммерческое предприятие либо организация, которая финансируется в основном не за счет выручки от реализации товаров, работ, услуг. В этих случаях в соответствующих клетках таблицы могут быть поставлены прочерки.

      Аудитор должен проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, он может отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе.

      Процедура нахождения уровня существенности, все  арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки.

      Данный  порядок приведен для образца  и имеет рекомендательный характер. Аудиторские фирмы должны с учетом обязательных требований настоящего Правила (Стандарта) разработать собственный  порядок нахождения уровня существенности. Например, в отличие от предложенного порядка они могут:

      а) изменить значения коэффициентов в  столбце 3;

      б) вводить, убирать, менять финансовые показатели, приведенные в столбце 1;

      в) менять порядок усреднения при нахождении показателя;

      г) принимать во внимание значения финансовых показателей за предыдущие годы и  учитывать динамику их изменения;

      д) предусмотреть не один показатель уровня существенности, а несколько - для  различных статей баланса;

      е) самостоятельно разработать таблицу и ввести схему расчетов уровня существенности. 

Планирование  аудита.  

 
1.1. Цели и задачи аудита основных  средств. 
Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг. 
Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит - это проверка предприятия специализированными аудиторскими организациями. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, созданные для осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, или самостоятельно, то есть, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности, включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. 
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право: 
а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с предприятием, или содержанием поручения органов дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда; 
б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию, связанную с целями и задачами проверки, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для проведения аудита; 
в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц; 
г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно, или в других аудиторских фирмах, а также других специалистов; 
д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации. 
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны: 
а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации; 
б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку: 
- о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта из-за отсутствия соответствующей лицензии; 
- о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом работы или иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения; 
в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги; 
г) обеспечивать сохранность документов, полученных от предприятия и составленных в ходе аудиторской проверки; не разглашать содержания документов без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 
Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные в процессе аудита сведения третьим лицам для использования их в целях предпринимательской деятельности. 
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специально уполномоченными государственными органами. 
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. 
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательством, инициативная - по решению экономического субъекта. 
Органы дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки определяется по договоренности с аудитором или аудиторской фирмой и, как правило, не должен превышать двух месяцев. 
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. 
Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы). 
Руководители и другие должностные лица проверяемого предприятия обязаны: 
а) создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю необходимую документацию, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме; 
б) оперативно устранять выявленные проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запрещается предпринимать любые действия в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки. 
Вопросы правильного учета основных средств, соответствия хозяйственных операций с ними действующему законодательству, приобретают важное значение для предприятий всех форм собственности. 
Задачи аудита основных средств могут быть сформулированы следующим образом: 
1) аудит правильного документирования и своевременного отражения в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; 
2) аудит достоверного определения результатов от реализации и прочего выбытия основных средств; 
3) аудит полного определения затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта); 
4) аудит состояния внутреннего контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

 
1.2. Изучение и  оценка учета,  внутреннего контроля  операций по движению  основных средств. 
Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным выше задачам, на предприятии должны соблюдаться следующие предпосылки: 
- соблюдение научно обоснованной классификации основных средств; 
- установление принципов оценки основных средств; 
- установление единицы учета предметов основных средств; 
- выбор форм первичных документов и учетных регистров. 
Кроме того, необходимо наличие внутреннего аудита операций по учету основных средств. Внутренний аудит на самом предприятии представляет собой организованную в интересах его собственников и регламентированную его внутренними документами систему контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К системе внутреннего аудита относятся назначенные собственниками экономического субъекта (руководителем) ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы. 
На рассматриваемом нами предприятии - ООО "Энергия"- за весь период его существования ни разу не был применен порядок осуществления аудиторской проверки, связанный с поручением прокуратуры, органов дознания и следствия. Внутренние аудиторские, ревизионные и иные службы на предприятии не созданы. Основную контрольную функцию осуществляет главный бухгалтер предприятия в рамках своих полномочий и в процессе текущей деятельности. Из-за отсутствия должного контроля к предприятию неоднократно применялись штрафные санкции со стороны контролирующих органов, связанные, в основном, с наличием недостатков в учете, вследствие чего занижалась налогооблагаемая база при расчете отдельных видов налоговых платежей, в частности, налога на имущество. В связи с этим следовало бы порекомендовать предприятию обратиться в инициативном порядке к независимой аудиторской фирме для проведения аудита операций с основными средствами во избежание дальнейших нарушений законодательных норм.  
В ходе аудиторской проверки операций по учету основных средств аудитор обязан изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. В том случае, если он убеждается, что можно опереться на имеющиеся средства контроля, аудиторские процедуры производятся менее детально и более выборочно. Тогда есть возможность внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление. Иными словами, аудитор может, например, не производить сплошной проверки операций по балансовому счету 01 "Основные средства" за период, а ограничиться выборочной проверкой документов за ряд дней.  
При оценке эффективности надежности системы внутреннего контроля в целом аудитор использует не менее трех градаций: а) высокая; б) средняя; в)низкая. Он самостоятельно разрабатывает методику и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, планирует процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных процедур, произведенные в результате изучения особенностей средств контроля предприятия, должно быть аргументировано аудитором. Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур, то, соответственно, отсутствие документирования или ненадлежащее документирование особенностей системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия, а также результатов изучения и оценки системы внутреннего контроля этого предприятия, может понадобиться при предъявлении претензий к аудитору доказательством низкого качества оказываемых услуг. 
Так как по ООО "СППС" отсутствуют структуры, выполняющие функции внутреннего контроля, его, казалось бы, следовало отнести к градации "низкая" надежность. Однако, так как данное предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, которым разрешаются отступления от общих требований к организации контрольных внутренних структур, то для него такое положение вещей является естественным. Аудитору только будет необходимо не ограничиваться выборочной проверкой документации по учету операций с основными средствами, а произвести сплошную проверку всех принятых к учету документов.  
Предварительное знакомство аудитора с системой бухгалтерского учета ООО "СППС" должно включать в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах его хозяйственной деятельности: 
а) учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; 
б) организационная структура, ответственная за ведение бухгалтерского учета основных средств; 
в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета основных средств и подготовке отчетности; 
г) организация составления, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции с основными средствами; 
д) порядок отражения хозяйственных операций с основными средствами в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения таких данных; 
е) роль и место средств вычислительной техники в ведении учета операций с основными средствами; 
ж) критические области учета основных средств, где риск возникновения ошибок или искажений особенно высок. 
В настоящее время в штате ООО "СППС" числятся 2 бухгалтерских работника: главный бухгалтер и бухгалтер - кассир. Обязанности по ведению и учету операций по счетам 01 "Основные средства", 02 "Износ основных средств", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 08 "Капитальные вложения", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 51 "Расчетный счет", 50 "Касса" и ряду других осуществляет главный бухгалтер. Бухгалтер - кассир в основном привлекается при необходимости получить деньги с расчетного счета. Хранение документации осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Учетные работы на предприятии не компьютеризированы, производятся вручную.  
При формировании мнения аудитора об эффективности учета на данном конкретном предприятии, ему следует, помимо прочего, еще иметь в виду то, что система бухгалтерского учета может быть названа эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования: 
а) операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; 
б) операции в учете зафиксированы в правильных суммах; 
в) операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета; 
в) зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности; 
д) ограничена возможность появления злоупотреблений. 
Эти требования на предприятии в основном соблюдены.  
Аудитор в ходе проверки также должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля должна включать в себя: 
а) надлежащую систему бухгалтерского учета; 
б) контрольную среду; 
в) отдельные средства контроля. 
Под контрольной средой понимают осведомленность и практические действия руководства предприятия, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля: 
а) стиль и основные принципы управления; 
б) организационную структуру; 
в) распределение ответственности и полномочий; 
г) осуществляемую кадровую политику; 
д) порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей; 
е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей; 
ж) соответствие хозяйственной деятельности предприятия в целом требованиям действующего законодательства. 
Эффективная организационная структура предприятия предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять их обнаружение. Обычно подлежат распределению между различными лицами такие функции, как: 
а) непосредственный доступ к активам экономического субъекта; 
б) разрешение на осуществление операций с активами; 
в) непосредственное осуществление хозяйственных операций; 
г) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете. 
Эти требования на предприятии не соблюдаются, так как контрольную функцию осуществляет практически один главный бухгалтер. Он же сам осуществляет непосредственное ведение и учет хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета. Однако, так как данное предприятие относится к малым, то неправильно будет относить совмещение контрольной и исполнительской функций при совершении операций с основными средствами к грубым нарушениям, так как такое совмещение не противоречит действующему законодательству. 
Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля ООО "СППС" осуществляется на основе методики и приемов, которые аудитор разработает самостоятельно, но с учетом требований правила (стандарта) аудиторской деятельности. В ходе процедуры первичной оценки надежности системы внутреннего контроля аудитор принимает во внимание, что: 
а) следует проверить бухгалтерскую и хозяйственную документацию ООО "СППС" всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени; 
б) при проверке необходимо уделить большее внимание тем периодам, деятельность в которых имела особенности или различия по сравнению с деятельностью, типичной для всего периода в целом; 
в) оценка надежности всей системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля как "низкой" не исключает возможности оценки надежности других отдельных средств контроля как "средней" или "высокой". 
По итогам процедуры первичной оценки надежности - "низкой", "средней" или "высокой" - аудитор спланирует аудиторские процедуры. Все этапы оценки он надлежащим образом документирует с указанием аргументов, которыми при этом руководствовался. 

Информация о работе Аудит основных средств в организации ООО «СППС»