Аудит оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение, разработка методики аудита учета операций по заработной плате и проведение аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда.
Задачами курсовой работы являются:
- изучение теоретических и методологических аспектов аудита расчетов с персоналом по оплате труда;
- изучение планирования и методики проведения аудиторской проверки расчетов по оплате труда;
- приведение краткой характеристики исследуемого участка учета;
- проведение планирования аудиторской проверки;
- проведение аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда;
- выявление нарушений в организации учете расчетов с персоналом по оплате труда;
- предложение мер по устранению нарушений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 6
1.1. Организация и планирование аудиторской проверки 6
1.2. Методика аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда 12
1.3. Возможные нарушения и ошибки при аудите расчетов с персоналом по оплате труда 17
Глава 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГП ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «МАРЬЯНОВСКОЕ ДРСУ»
19
2.1. Структура и виды деятельности организации 19
2.2. Организация бухгалтерского учета и контроля в ГП Омской области «Марьяновское ДРСУ» 21
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 25
3.1. Цели, задачи и источники проверки расчетов по заработной плате 25
3.2.Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки 26
3.3. Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда 30
3.4. Отчет о проведении аудиторской проверки 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

Работа содержит 1 файл

аудит оплаты труда 1.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам бухгалтерского учета групп однотипных операций и случаев раскрытия информации. На существенность могут оказывать влияние нормативные правовые акты РФ, а также факторы, имеющие отношение к отдельным счетам бухгалтерского учета финансовой (бухгалтерской) отчетности и взаимосвязям между ними. В зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой (бухгалтерской) отчетности возможны различные уровни существенности.

Аудитору следует принимать во внимание существенность при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур, а также при оценке последствий искажений.

Расчет уровня существенности может производиться двумя методами: дедуктивным (по методике соответствующего аудиторского стандарта или внутрифирменной методике) или индуктивным.

В наиболее общем случае уровень существенности определяется по базовым показателям бухгалтерской отчетности (дедуктивным способом), в отношении которой необходимо выразить мнение о достоверности, на основе критериев, установленных в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Для расчета уровня существенности могут использоваться как показатели текущего периода, так и усредненные показатели текущего и предшествующих периодов. Показатели текущего периода могут использоваться в случае, когда в текущем периоде произошли существенные изменения в бизнесе организации и показатели за текущий период и период, предшествующий отчетному, оказались несопоставимыми. В том случае, если какое-либо значение сильно отклоняется в большую и (или) меньшую сторону от остальных, допускается корректировка путем применения коэффициента со значением не более 2. В случае если скорректированное значение не попадает в совокупность, аудитор может отбросить такое значение. На базе оставшихся показателей рассчитывается уровень существенности как среднее арифметическое из значений базовых показателей, применяемых для этой цели. Рассчитанную величину уровня существенности для удобства в дальнейшей работе допустимо округлить в пределах 20 %.

Уровень существенности оказывает влияние на другой показатель – уровень точности, который используется при определении объема аудиторской выборки, составляя 75 % уровня существенности.

Между существенностью и уровнем аудиторского риска существует обратная взаимосвязь, т.е. чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот. Обратная взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается.

В процессе составления общего плана уточняются: состав бригады; трудоемкость; основные направления и последовательность проведения аудиторской проверки; обосновываются методы проверки, величина аудиторской выборки, уровень существенности и оценка рисков.

На базе общего плана разрабатывается программа аудита, где применительно к каждому направлению проверки определяется набор используемых аудиторских процедур, аудиторских доказательств (включая указание источников информации, системы тестов для опроса сотрудников, порядка оформления аудиторских документов и разделов аудиторского заключения).

 

1.2. Методика аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда

 

Согласно ФЗ от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» под аудитом понимается, независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета нормативным документам.

Задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям являются:

-           подтверждение достоверности производимых начислений выплат работникам по всем основаниям и их отражения в учете;

-           проверка соблюдения норм действующего законодательства в части начислений и удержаний;

-           оценка системы организации аналитического и синтетического учета расчетов по оплате труда и прочим операциям;

-           проверка правильности оформления и отражения в учете расчетов  с персоналом по оплате труда.

Предоставленные документы:

            бухгалтерский баланс (форма №1);

            отчет о прибылях и убытках (форма №2);

            отчет о движении денежных средств (форма №4);

            приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);

            Главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;

            приказ об учетной политике организации;

                           регистры бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию».

Кроме того анализируются внутренние документы. Принимаются во внимание также распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д. [14].

Процесс аудита расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям можно разделить на этапы.

На первом этапе аудитор должен провести проверку соблюдения положений трудового законодательства, состояния внутреннего учета и контроля по трудовым отношениям. Для этого аудитор должен проверить как ведется:

• Оформление сотрудников при приеме и увольнении - проверяется по трудовым договорам, контрактам, приказам. Аудитор должен проверить применяются ли в организации унифицированные формы первичных документов.

• Учет рабочего времени сотрудников. Учет рабочего времени, соблюдение установленного режима работы и начисления заработной платы работников, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12).

• Выяснить порядок построения систем оплаты труда и премирования. Применяемые системы оплаты труда и премирование должны бьггь зафиксированы в положениях, утвержденных руководителем организации. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников предприятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - правильность применения норм и расценок.

На втором этапе проводится проверка организации учета и контроля начисления заработной платы. По данным табеля учета рабочего времени аудитор проверяет все необходимые данные по каждому работнику (дни отпуска, больничные листы, командировки и т.д.). Для этого аудитор сопоставляет данные табеля с приказами и распоряжениями организации, с личными карточками и т.д.

Аудитор проверяет, как оформлены первичные документы, правильность применения норм и расценок, наличие подписей должностных лип, заполнение соответствующих реквизитов, обращает внимание на имеющиеся исправления. Особое внимание уделяется расчетам сдельного заработка, расчетам за дни пребывания в отпуске, расчетам премий и других видов оплат, правильности переноса итоговых сумм по работающим в расчетно-платежные ведомости. Целесообразно проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам. Если расчеты по учету сдельной заработной платы выполняются с применением ПК, то целесообразно проверить алгоритмы расчетов, нормативно-справочные данные.

При проверке применяются такие методы сбора аудиторских доказательств, как проверка документов, подготовленных на предприятии, контроль арифметических расчетов (определение сумм сдельной заработной платы).

При несовпадении полученных аудитором данных с бухгалтерскими записями необходимо установить причину расхождения, и, если выясниться, что бухгалтер-расчетчик неправильно произвел расчеты, то делаются соответствующие замечания в отчете аудитора. Бухгалтер-расчетчик должен произвести исправления и отразить их в соответствующих документах.

При расчете начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний заработок, а затем проверить правильность выполненных начислений по соответствующим видам оплат.

Аудитор также проверяет правильность начислений по прочим видам оплат и доплат: оплата отпусков, работы в праздничные дни, доплата за работу в ночное время и др. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтер-расчетчик вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления по работающим.

На третьем этапе аудитор проверяет правильность удержаний из заработной платы. В соответствии с законодательством Российской Федерации из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: налог на доходы с физических лиц (НДФЛ), удержания по ранее выданным авансам, удержания по исполнительным листам, при возмещении ущерба, причиненного по вине работника, погашение задолженности по подотчетным суммам, прочие удержания (за брак, за товары, купленные в кредит, и др.). Вначале необходимо проверить справочные данные (льготы по налогу на доходы с физических лиц, размер удержаний по исполнительным листам и др.), затем установить соответствие алгоритма законодательным документам и, наконец, проверить сами выполненные расчеты. Общий размер удержаний не может превышать 50% от начисленной заработной платы, а в исключительных случаях до 70%.

На четвертом этапе аудитор проверяет порядок расчетов с депонентами, должен установить причину и реальность возникновения задолженности, законность ее списания.

Необходимо проверить, как организован аналитический учет (в разрезе каждого работника). Сводные расчеты по заработной плате выполняют проверку данных по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и корреспондирующих с ним счетов. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту этого счета проверяют по данным журнала-ордера № 10, а дебетовые данные по счету 70 (выдача заработной платы, удержания и др.) – по данным журналов-ордеров № 1 «Касса», № 2 «Расчетный счет», № 8 - по счетам учета расчетов с бюджетом, депонентами.

При автоматизированной форме учета контролю подвергаются записи в ведомостях дебетовых и кредитовых оборотов. Кроме того, сводные данные проверяют по Главной книге (счета 70 и 69). Сальдо по этим счетам должны быть тождественны показателям баланса ф. № 1 по ст. «Расчеты с кредиторами по оплате труда» и «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» раздела VI пассива и по ст. «Расчеты с прочими дебиторами» раздела II актива (в части долгов за работающими и органами страхования) и ф. № 5.

Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Он устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, куда относилась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.

На пятом этапе производится формирование пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа и обработки, а также составляется отчет аудитора с последующим предоставлением его вместе с рабочей документацией руководителю группы.

 

1.3. Возможные нарушения и ошибки при аудите расчетов с персоналом по оплате труда

 

Типичными ошибками в ходе аудиторской проверки расчетов по оплате труда можно выделить следующие:

-  не применяются типовые формы первичных документов по оплате труда (затруднена проверка данных);

-  не ведутся табели учета рабочего времени (Т-12) (нельзя проверить правильность начисления повременных и других видов оплат);

-  оплата проведения строительных работ включается в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения (завышение себестоимости продукции, занижение налогооблагаемой прибыли);

-  суммы премий и выданных подарков включались в совокупный доход работающих (занижение базы налогообложения по налогу с физических лиц и другим видам удержаний);

-  неверно проводилось начисления налога на доходы физических лиц (занижение налога на доходы физических лиц);

-  неверно рассчитывались суммы по прочим видам оплат (занижение базы налогообложения) [15].

 

 


Глава 2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГП ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «МАРЬЯНОВСКОЕ ДРСУ»

2.1. Структура и виды деятельности организации

 

ГП Омской области «Марьяновское дорожное ремонтно-строительное управление» в соответствии с Уставом является юридическим лицом, находится по адресу: Омская область, районный посёлок Марьяновка, ул. Южная, 66. Комитет по управлению имуществом Омской области наделил предприятие Уставным фондом в размере 107378 рублей, который сформирован за счёт государственного имущества Омской области.

Информация о работе Аудит оплаты труда