Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 16:30, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета и аудита на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по совершенствованию учета товаров.

Задачи:

- рассмотреть теоретико-методологические основы организации учета товаров в розничной торговле;

- проанализировать состояние бухгалтерского учета товаров в розничной торговле на предприятии ООО «Анкор»;

- раскрыть порядок проведения аудиторской проверки товаров в розничной торговле на исследуемом предприятии;

- по результатам аудиторской проверки сделать выводы и внести предложения по совершенствованию учета товаров в розничной торговле на предприятии ООО «Анкор».

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы организации учета товаров в розничной торговле

1.1 Цели, задачи и основные принципы учета товаров в предприятиях розничной торговли

1.2 Документальное оформление и учет движения товаров

1.3 Организация учета продажи товаров

Глава 2. Совершенствование учета товаров в ООО «Анкор»

2.1 Организационная характеристика предприятия

2.2 Система бухгалтерского учета товаров

2.3 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия

Глава 3. Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле

3.1 Нормативно-правовое регулирование аудита

3.2 Цели, задачи, планирование аудиторской проверки

3.3 Проведение аудиторской проверки операций по приобретению и реализации товаров

3.4 Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Аудит операций по приобретению и реализации товаров.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

     При выражении мнения о достоверности  учета товарных операций особенно тщательно  изучаются операции, связанные с  реализацией товаров и списанием  их с материально-ответственных лиц.

     Проверку  целесообразно начать с проверки договоров на наличие печатей, подписей руководителей, обязательных реквизитов и существенных условий сделки. Исходя из данных, полученных при изучении договоров, заключенных между поставщиком  и покупателями, устанавливается момент перехода права собственности на товар.

     Особое  внимание обращается на правильность оформления первичных документов. К  ним относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, выставленные покупателям и другие документы. В них проверяют: наличие порядковых номеров и дат выписки; наименования, адреса и ИНН покупателя; печатей, подписей и других реквизитов.

     Важным  при проведении аудита явилась проверка Книги продаж, которая показала, что все счета-фактуры зарегистрированы в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство, и что оформление Книги продаж соответствует требованиям, установленным законодательством.

     Особое  внимание было обращено на правильность оценки товаров при их списании с  материально-ответственных лиц.

     Из  вариантов оценки организация выбирает один в учетной политике самостоятельно. В ООО «Анкор» выбран ЛИФО.

     Далее проверялась обоснованность, полезность для управления и правильность использования  выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, был самостоятельно произведен расчет за аудируемый период и было произведено сравнение расчетных данными с расчетами, представленными бухгалтером.

     При проведении аудита обращалось внимание на правильность и своевременность составления материально-ответственными лицами товарных отчетов. Сроки сдачи отчетов в зависимости от объема реализации соответствовали установленным срокам (от 1 до 10 дней).

     На  основании этих отчетов производилось списание ценностей с материально-ответственных лиц. Поэтому была произведена проверка правильности исчисления этой суммы. Для этого самостоятельно осуществлялись балансовыми расчетами стоимость товаров, списанных с материально ответственного лица: 

     Р = Н + П - К,    (7) 

     где Р - стоимость товаров проданных в отчетном периоде,

     Н и К - стоимость начального и конечного  остатка товаров на счете 41 «Товары»,

     П – стоимость поступивших ценностей (дебетовый оборот по счету 41 «Товары».

     Полученные  данные сравнивались со стоимостью товаров, списанных с МОЛ за определенный период, суммы и в том, и в другом случае, оказались верными.

     При проведении аудита проверки операций по реализации товаров необходимым  является встречная сверка данных первичных  документов по продаже товаров с данными Книги продаж, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и данными Главной книги по этим счетам.

     Все эти регистры взаимосвязаны между  собой, а поэтому в них проверялась полнота и своевременность отражения в учете себестоимости отгруженных товаров и выручки от их продажи, правильность списания себестоимости отгруженных товаров.

     Все суммы, отраженные в первичных документах, соответствуют суммам, указанным  в Книге продаж, ее данные в свою очередь соответствуют данным регистров бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», субсч.1 «Выручка», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а итоговые суммы по этим регистрам сопоставимы с суммами по этим счетам, отраженными в Главной книге и с данными отчета о прибылях и убытках.

     Правильность  оборотов по кредиту счета 90 и 62 была установлена путем встречной  сверки этих данных с записями по дебету счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет».

     В ходе проверки особое внимание было обращено на правильность отражения в бухгалтерском учете операций по продаже товаров и списанию их с материально-ответственного лица. С точки зрения правильности отражения торговых операций в бухгалтерском учете проверялись основные счета, участвующие в отражении операций по реализации товаров: 41 «Товары», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 50 «Касса».

     На  заключительном этапе проверки устанавливалось  соответствие данных аналитического учета  продажи продукции с данными  синтетического учета. Взаимной сверкой записей в разных регистрах определялась точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

     Существенных  нарушений в данной области учета  выявлено не было. 

    3.4 Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета в ООО «Анкор» 

     1. Во-первых, необходимо отметить, что  недостатком учетной политики ООО «Анкор» является нечеткое формулирование порядка формирования учетной стоимости товаров. Написано только, что товары учитываются по покупной стоимости и что транспортные расходы распределяются на реализованные товары и на остаток нереализованных товаров.

     Дело  в том, что кроме транспортных расходов есть еще расходы на содержание складов, заработная плата работников службы снабжения и другие расходы. Как с ними поступать, из учетной политики не ясно. Также не указано, между чем распределяются транспортные расходы по среднему проценту. То есть, опять-таки порядок учета транспортно-заготовительных расходов четко не прописан.

     Руководству организации, в том числе главному бухгалтеру, необходимо наиподробнейшим образом изложить в приказе об утверждении учетной политики фактически сложившийся порядок включения транспортно-заготовительных расходов в учетную стоимость товаров:

     - расходы на доставку товаров на склады ООО «Анкор» включаются в стоимость товаров каждой конкретной партии на основании путевых листов и калькуляций транспортных расходов. Калькуляции необходимы, так как кроме затрат топлива, прямо определяемых на основании путевых листов, есть еще заработная плата водителей и отчисления от нее, которая включается в расходы по доставке партии товаров, а также амортизация транспорта;

     - в транспортно-заготовительные расходы  включаются приходящиеся на каждую  партию товаров складские расходы  и заработная плата с отчислениями работников службы снабжения;

     - транспортно-заготовительные расходы,  приходящиеся на реализованные  товары, списываются на реализацию (включаются в расходы по налогу  на прибыль) в составе учетной  стоимости реализованных товаров.  Транспортные расходы по нереализованным товарам учитываются в составе их учетной стоимости на счете 41 «Товары».

     Включение этих пунктов в приказ об учетной  политике приведет ее в соответствие с законодательством.

     2. Во-вторых, исходя из предложений первого пункта я предлагаю усовершенствовать учетную политику ООО «Анкор» в части учета транспортных расходов. Согласно статьи 320 Налогового кодекса РФ с учетом изменений, внесенных Законом от 06.06.2008 г. № 58-ФЗ, торговая организация имеет право самостоятельно выбрать и утвердить в учетной политике для целей налогообложения порядок формирования покупной стоимости товаров. Покупная стоимость может представлять собой только сумму, уплаченную поставщику (именно стоимость приобретения товаров), или она может включать в себя и расходы на приобретение товаров (транспортно-заготовительные).

     Фактически  в ООО «Анкор» в бухгалтерском  учете применяется второй способ, а в налоговом учете – первый, т.к., до изменений в Налоговом  кодексе РФ он был единственным. Для уменьшения различий между бухгалтерским и налоговым учетом теперь появилась возможность и в бухгалтерском, и в налоговом учете предусмотреть формирование стоимости товаров с учетом транспортно-заготовительных расходов. Но в этом методе образования учетной цены есть один недостаток – трудоемкость учета, выполнение расчетов по распределению транспортно-заготовительных расходов между партиями товаров.

     Предлагается  использовать первый вариант формирования учетной стоимости в налоговом  и в бухгалтерском учете –  в качестве стоимости товара принимается только сумма, уплаченная за товар поставщику. Тогда все транспортно-заготовительные расходы будут относиться к издержкам обращения (расходам на реализацию) текущего месяца. Такой порядок для налогового учета разрешен уже упомянутой статьей 320 Налогового кодекса РФ в новой редакции. А в бухгалтерском учете разрешается включать транспортно-заготовительные расходы в расходы на продажу на основании пункта 13 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н).

     В результате упростится бухгалтерский  и налоговый учет поступления  товаров – не надо будет калькулировать стоимость каждой партии, а также  ООО «Анкор» получит более  быстрое возмещение своих средств от налога на прибыль. Дело в том, что при существующем порядке формирования стоимости товаров транспортно-заготовительных расходы, фактически, распределяются между реализованными товарами и остатком товаров на складе (ведь ТЗР вошли в их стоимость). То есть ТЗР, приходящиеся на остаток товаров, не включаются в расходы текущего периода и организация платит увеличенный налог на прибыль на 24% от этих недосписанных расходов. Конечно, в следующем месяце, когда товары будут реализованы, ТЗР тоже спишутся на расходы. Общая сумма потеряна не будет. Весь смысл предложения автора заключается в более раннем списании расходов и в более раннем уменьшении налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль.

     3. И, в-третьих, разработаны предложения по организации документооборота в ООО «Анкор». Первичные документы на приход и расход товаров вместе с реестрами сдаются кладовщиками и менеджерами торгового зала в бухгалтерию один раз в месяц. В бухгалтерии при сдаче документов резко повышается нагрузка на персонал. И хотя большая часть работы бухгалтеров автоматизирована, повышается вероятность ошибок, например, при вводе данных в бухгалтерскую программу.

     Целесообразно было бы предусмотреть более короткие отчетные периоды для кладовщиков, например, десять дней или неделю. Нагрузка на бухгалтерию будет распределена в течение месяца более равномерно, а на кладовщиков будет косвенно оказано дополнительное дисциплинирующее воздействие. 

 

      Заключение 

     На  основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Негативными моментами в работе предприятия стали неправильное оформление первичных документов, несоответствие цен в договоре и документах поставщика, а также на предприятии не проводится инвентаризация расчетов со всеми поставщиками и покупателями. Необходимо осуществить постоянный контроль за выполнением договорных обязательств, усилить контроль за товарно-материальными ценностями, поступающими через подотчетных лиц, а также необходимо поднять роль контроля в оформлении первичных документов по учету товарно-материальных ценностей.

     При аудите товарных операций особое внимание необходимо уделить проверке правильности ценообразования, т. е. проверке способа  учета товаров и его соответствия способу, отраженному в учетной  политике организации, а также проверке достоверности учета по счетам 41 «Товары» и 42 «Торговая наценка». При проверке выявлен слабый контроль за сохранностью товаров, значит, что необходима сплошная инвентаризация. При проверке документального оформления движения товаров особое внимание уделили первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и которые составляются в организации при приемке и реализации товаров. Аудит синтетического и аналитического учета движения товаров в розничной торговле включил в себя:

     - проверку соответствия данных документов, составленных в организации, данным сопроводительных документов;

     - наличие контрактов с поставщиками  на поставку товаров;

     - правильность учета НДС по  поступившим товарам;

     - выявление типичных операций  по журналу хозяйственных операций и проверка правильности составления проводок.

     Рассматривая  списание учетной стоимости товаров, отпущенных покупателям было выявлено, что в приказах по утверждению  учетной политики не утвержден метод  списания стоимости реализованных  товаров.

Информация о работе Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле