Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 16:30, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение порядка и особенностей учета товаров в организациях розничной торговли, а также проведение анализа системы бухгалтерского учета и аудита на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по совершенствованию учета товаров.
Задачи:
- рассмотреть теоретико-методологические основы организации учета товаров в розничной торговле;
- проанализировать состояние бухгалтерского учета товаров в розничной торговле на предприятии ООО «Анкор»;
- раскрыть порядок проведения аудиторской проверки товаров в розничной торговле на исследуемом предприятии;
- по результатам аудиторской проверки сделать выводы и внести предложения по совершенствованию учета товаров в розничной торговле на предприятии ООО «Анкор».
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации учета товаров в розничной торговле
1.1 Цели, задачи и основные принципы учета товаров в предприятиях розничной торговли
1.2 Документальное оформление и учет движения товаров
1.3 Организация учета продажи товаров
Глава 2. Совершенствование учета товаров в ООО «Анкор»
2.1 Организационная характеристика предприятия
2.2 Система бухгалтерского учета товаров
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия
Глава 3. Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле
3.1 Нормативно-правовое регулирование аудита
3.2 Цели, задачи, планирование аудиторской проверки
3.3 Проведение аудиторской проверки операций по приобретению и реализации товаров
3.4 Рекомендации по повышению надежности и эффективности системы бухгалтерского учета
Заключение
Список использованных источников
Все учитываемые операции действительно имели место.
Хозяйственные операции были соответственным образом разрешены.
Совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом.
Операции правильно разнесены по счетам.
Операции регистрируются своевременно.
Операции
должным образом отражены в учетных
регистрах и правильно
Бухгалтерская отчетность заполнена соответствующим образом.
Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 70%.
При
общем знакомстве с системой внутреннего
контроля предприятия не было выявлено
практически никаких средств
контроля, также отсутствует схема
документооборота, объем хозяйственных
операций достаточно невелик. В связи
с этим система внутреннего контроля оценивается
как низкая. Следовательно, ей соответствует
высокий риск, равный 85%. Риск аудита принимается
равным 7%, т.к. именно эта величина является
наиболее часто употребляемой при аудите
операций по приобретению и реализации
товаров в розничной торговле. Риск необнаружения
равен: 7% / (70% * 85%) = 12%. Программа аудиторской
проверки представлена в таблице 6 приложения
24.
3.3
Проведение аудиторской
проверки операций по
приобретению и реализации
товаров
Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходованием товаров.
На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет по движению ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками и другими ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур), приказов о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
В результате проведения данного этапа аудиторской проверки были выявлены помарки в заполнении первичных документов, которые не повлияли на правильность и правомерность составленных документов. Сохранность товаров зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства в данной организации. Выясняется число и размещение складских помещений, условия хранения ценностей, обеспечение весоизмерительными приборами.
Проверка состояния складского хозяйства показала достаточно хорошую организованность данного отдела предприятия.
Следующим этапом проверки является инвентаризация товаров.
До начала инвентаризации необходимо составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей и договориться с руководителем проверяемой организации о создании комиссии.
Руководитель
создает соответствующее
Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо составило отчет по поступлению и отпуску товаров на дату начала инвентаризации в двух экземплярах. Один экземпляр был передан в бухгалтерию предприятия, а другой – аудитору. С ответственного лица была взята расписка в том, что все документы, относящиеся к движению товаров, сданы в бухгалтерию, и что никаких не оприходованных или не списанных на реализацию ценностей в его распоряжении нет.
Во
время инвентаризации проверялось:
использование складских
При проверке на складе были выявлены товары, не принадлежащие предприятию, на них была составлена отдельная опись.
При проверке необходимо было узнать о том, составляются ли сличительные ведомости в бухгалтерии по товарам, по которым выявлены отклонения от учетных данных (которые подписываются главным бухгалтером и материально-ответственным лицом); нужно было получить от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах выявленных недостач и излишков товарных ценностей; проверить правильность отражения в учете выявленных недостач или излишков ценностей. Излишки и недостачи в учете должны отражаться следующими бухгалтерскими проводками:
На оприходование излишков выявленных при инвентаризации:
Дебет счета 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
На отражение недостачи в учете:
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
Кредит счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»;
Дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»,
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Если виновное лицо не установлено:
Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»,
Кредит счета 41 «Товары», субсчет 1 «Товары на складе»;
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
После инвентаризации целесообразно провести проверку полноты оприходования, оценки и учета товарных ценностей. В нашем случае ни излишек, ни недостач не выявлено.
Во время проверки была проверена правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; полнота оприходования поступивших со стороны товаров. Нарушение порядка оприходования товаров приводит к их хищению, а также созданию излишков товаров, которые затем реализуются без отражения в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств.
При проверке вопросов полноты оприходования товаров, был произведен анализ платежно-расчетных документов, подтверждающих поступление ценностей от поставщиков. При этом проверке подлежали счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества).
Было обращено внимание на правильность оформления этих первичных документов. В данных документах были надлежащим образом оформлены обязательные реквизиты: наименование поставщика, получателя, наименование товаров, их количество, цена и стоимость, должности и подписи ответственных лиц (с расшифровкой фамилии), печать предприятия поставщика.
Далее
проверялась полнота
При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, Книги покупок, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам.
Все полученные от поставщиков счета-фактуры были отражены должным образом в Книге покупок в сумме, которая указана в счете и должна быть оплачена поставщику. Они регистрировались по мере их поступления, за исключением тех счетов-фактур, в которых имелись подчистки и помарки и которые были оформлены с нарушением установленного порядка.
Суммы, указанные в документах, полученных от поставщиков товаров, соответствовали суммам, отраженным в Книге покупок, затем данные за отчетный период по этому учетному первичному документу сопоставлялись с результатами в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравнивались с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса.
При проверке правильности корреспонденции счетов проверялось, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета.
Данных нарушений при проведении аудиторской проверки выявлено не было.
Большое значение при выражении мнения о достоверности бухгалтерского учета и отчетности имеет правильность отражения в учете (выделение на счете 19) и принятие к зачету (возмещению) налога на добавленную стоимость (НДС).
Особое внимание при проверке поступления товаров было обращено на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах.
В случаях, когда при приемке товаров были выявлены расхождения по количеству и качеству, то приемка была оформлена следующими актами:
Коммерческим актом, если недостача или порча произошла по вине транспортной организации;
Приемным актом, если недостача произошла по вине поставщика, а также, если недостача произошла по вине экспедитора.
Все акты были составлены комиссией, которая создавалась по распоряжению руководителя. При проверке было обращено внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете.
В
учете недостача по вине поставщика
оформлялась следующей
Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 2 «Расчеты по претензиям», Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Также была произведена проверка надлежащего оформления актов, т.к. без соблюдения данного условия претензии не могли быть предъявлены виновной стороне и не могли быть признаны действительными, а, следовательно, они не могли отражаться в учете за счет виновных лиц. Нарушений в данной области учета выявлено не было.
При проведении аудиторской проверки были обнаружены ошибки в учете при переоценке товарных ценностей, в результате которых изменилась их продажная цена, что в дальнейшем повлияло на искажение бухгалтерской отчетности.
Результаты переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки должны быть отражены на счете 14 «Переоценка материальных ценностей».
При проверке правильности установления розничных цен, следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок, превышение которых ведет к взысканию с организации определенных штрафных санкций.
Ошибки, которые выявили аудиторы в ходе проверок операций, связанных с поступлением и оприходованием товаров:
Не проводится инвентаризация товаров;
Не заключен договор о материальной ответственности с кладовщиком;
Нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров;
Не проводится (или нерегулярно проводится) сверка данных по поступившим и оприходованным ценностям в бухгалтерии и на складах организации.
Информация о работе Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле