Аудит материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аудита операций с материально-производственными запасами.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить теоретические основы учета и аудита материально-производственных запасов;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы учета и аудита операций с материально-производственными запасами
1.1 Структура и классификация материально-производственных запасов на предприятии
1.2 Цели и задачи учета и аудита операций с материально-производственными запасами
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета и аудита операций с материально-производственными запасами
2. Аудиторская проверка учета операций с материально-производственными запасами на примере ООО «Пречистенский»
2.1 Предварительное планирование
2.2 Основные направления проверки аудита учета операций с материально-производственными запасами
2.3 Оформление результатов аудиторской проверки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

напечатать отчет.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

Первый уровень представлен федеральным законом об аудиторской деятельности № 307 от 30.12.2008 – раскрывает понятие аудита, аудиторской деятельности, права и обязанности, аудиторскую тайну. Это основной законодательный акт, на основании которого ведется аудиторская деятельность.

Второй уровень – указы президента и постановления правительства. Эти документы определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности и обязательны для исполнения.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты саморегулирующих организаций, разрабатываются в соответствии с ФПСАД и МСА.

Четвертый уровень – внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают сами организации и индивидуальные аудиторы на основании ФПСАД и практики.

Нормативно-правовое регулирование аудита операций с материально-производственными запасами приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Нормативно-правовое регулирование аудита операций с материально-производственными запасами.

№ по порядку

Название нормативного документа

Когда и кем утвержден

Сфера регулирования

1 уровень

1

Гражданский кодекс РФ

 

30 октября 1994г. Утвержден Государственной Думой РФ

 

Регулирует исполнение обязательств в соответствии с законом, договором.

 

2

ФЗ «Об аудиторской деятельности»

От 30.12.2008

Раскрывает понятие аудита, аудиторской деятельности, права и обязанности, аудиторскую тайну.

3

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ
(ред. от 26.03.2007)

Принят ГД ФС РФ 23.02.1996

Определяет основные требования к ведению

бухгалтерского учета, порядок регулирования бухгалтерского учета в РФ, порядок организации бухгалтерского учета в организациях.

2 уровень

 

4

 

 

 

 

 

 

Постановление Правительства РФ «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей за поставку продукции».

18 августа 1995г.

Утверждено Правительством РФ

 

 

 

 

Регулирует срок оплаты отгруженной продукции.

 

 

 

 

5

Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС»

29 июля 1996г.

Утверждено Правительством РФ

 

 

 

 

Регулирует срок отражения в учете задолженности перед бюджетом по НДС.

 

 

 

6

Правило (стандарт) №1 «цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»

В ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 532

Устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

 

7

Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита»

В ред. Постановления Правительства РФ от 07.10.2004

Устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

8

Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита»

Утвержден
Постановлением Правительства
РФ
от 23.09.2002 №696

Устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

9

Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите »

С изменениями от 7 октября 2004 г.

Устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

10

Правило (стандарт) № 5 «Аудиторские доказательства»

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23.09.2002 №696

Устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.

11

Правило (стандарт) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности»

С изменениями от 7 октября 2004 г.

Устанавливает единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

 

 

12

Правило (стандарт) № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

Утвержден
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23.09.2002 №696

 

Устанавливает единые требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству аудируемого лица и представителям собственника этого лица.

13

ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»

Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н

Устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

14

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н

Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

15

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01.

Приказ Минфина РФ от 09.06.01 г. № 44н.

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.

3 уровень

16

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению

приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94 (в ред. от 18.09.2006)

Учет операций с МПЗ предусматривает следующие счета: 10, 11, 14, 15, 16, 19, 60, 62, 76, 91, 94

 

4 уровень

17

Учетная политика ООО «Пречистенский» (прил. 1), рабочий план счетов

11 января 2011 год, утверждена главным бухгалтером

Устанавливает правила формирования (выбора и разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

 

              Нормативно-правовое регулирование учета и аудита операций с материально-производственными запасами содержит четыре уровня, которые определяют ведение бухгалтерского учета предприятия и проведение аудита на данном участке учета.

 

2. Аудиторская проверка учета операций с материально-производственными запасами на примере ООО «Пречистенский».

2.1 Предварительное планирование

              Согласно ФПСАД № 3, планирование  - это начальная стадия проведения аудита, которая предполагает   разработку  общей  стратегии  и  детального  подхода, обусловленных  сроками  проведения  аудита  и  объемами  аудиторских процедур. Планирование   рекомендуется   проводить   в соответствии  с такими принципами, как комплексность, непрерывность, оптимальность.

              Так,    принцип    комплексности    предполагает    обеспечение взаимосвязанности  и  согласованности всех этапов планирования, т.е. план  и  программа  аудита  должны  быть  связаны  между  собой и не противоречить друг другу.

              Принцип   непрерывности   планирования   аудита   выражается  в установлении  сопряженных  заданий  группе  аудиторов, увязке этапов планирования по срокам и по обособленным подразделениям проверяемого аудируемого  лица. 

Принцип   оптимальности  заключается  в  том,  что  в  процессе планирования   аудитору   следует   обеспечить   возможность  выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Соблюдение  этих принципов позволяет обеспечить эффективность и качество аудиторской проверки. Безусловно,    аудитор    должен    руководствоваться,    кроме перечисленных,  и  общими  принципами  проведения аудита, такими как независимость,     честность,     объективность,    профессиональная компетентность      и      добросовестность,     конфиденциальность, профессиональное поведение.

Планирование аудита включает следующие основные этапы:

1.      предварительное планирование аудита;

2.      подготовка и составление общего плана аудита;

3.      подготовка и составление программы аудита.

На  этапе  предварительного  планирования  аудитор знакомится с бизнесом  клиента  с  целью облегчения проведения аудита и повышения его  качества,  предоставления  клиенту  действенной консультативной помощи,   основанной   на   изучении   его  финансово-экономического состояния.    Существенное   значение   на   предварительном   этапе планирования  проверки  имеет  также  анализ  финансовой отчетности, который  позволяет  оценить финансовое положение клиента, определить важнейшие  показатели  его  хозяйственной  деятельности, что поможет правильно установить плановый уровень существенности, выявить слабые места  в отчетности предприятия. Данный анализ может включать в себя следующие этапы:

      описание необычных для данного типа статей отчетности величин или неожиданных соотношений между ними;

      объяснение важнейших изменений статей отчетности по сравнению с аналогичными статьями прошлого года или плановыми показателями;

      описание  влияния  нестандартных  приемов  учета  и  порядка представления   учетных   данных   в   отчетности   на  правильность формирования учетной и отчетной информации;

      расчет  и  контроль динамики основных финансовых показателей деятельности клиента, а также ряда аналитических коэффициентов;

      заключение  об  изменениях  в  имущественном  и  финансовом положении  предприятия и о возможности предприятия продолжать работу в будущем.

На  основе  полученной  информации  аудитору  необходимо  четко определить следующее:

      с какими отраслевыми рисками ему придется столкнуться;

      компетентен  ли  он  в решении специфических проблем данной отрасли;

      необходимо  ли  привлечение  экспертов  для консультаций по отдельным вопросам.

Таким   образом,   на   этапе   предварительного   планирования аудиторская  организация  оценивает возможность проведения аудита. В случае   если   аудиторская   организация   считает   возможным  его проведение,  она  переходит  к  подбору необходимых специалистов для осуществления аудита.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудиторская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудиторская организация должна собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита.

При оценке СВК обычно руководствуются следующими параметрами:

      оценить СВК как высокую при наличии меньше 15% отрицательных ответов по тест-вопроснику;

      оценить СВК как среднюю при наличии от 15% до 50% отрицательных ответов;

      оценить СВК как низкую при наличии больше 50% отрицательных ответов.

Для составления программы проверки и выбора процедур сбора аудиторских доказательств целесообразно составить вопросник аудитора.

 

 

 

Таблица 2 – (РД №1 – МПЗ) Тест-вопросник оценки СВК в части учета операций с материально-производственными запасами.

Период аудита: 10.06.11 – 28.06.11

Аудитор: Маркова В. М.

Содержание вопроса

Ответ

Примечание

 

Да

 

Нет

 

Не всегда

 

 

Оценка автоматизации учета.

 

1. Правильно ли запрограммирована бухгалтерская программа?

 

2. Обеспечен ли внутренний контроль за системой обработки данных?

 

3. Существует ли возможность доступа посторонних лиц к компьютерам и угроза изменения программы, БД?

 

4. На предприятии используется лицензионная версия бух. программы?

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

 

Оценка СВК и бухгалтерского учета.

 

5. Имеется ли в организации структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером?

 

6. Имеются ли договора на поставку материальных ценностей?

 

7. Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц?

 

8. Проводилась ли инвентаризация материальных ценностей?

 

9. Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?

 

10. Применяются ли унифицированные формы первичной документации?

 

11. Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?

 

12. Оговорены ли в учетной политике принципы учета материалов
(используемые счета, методы оценки и др.)?

 

13. Правильно ли ведется аналитический учет по счету 10 в разрезе субсчетов?

 

14. Соответствуют ли записи аналитического учета по счету 10 записям в журнале-оредере, главной книге и балансе?

+

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировав полученные ответы теста, которые касаются оценки СВК и системы бухгалтерского учета в ООО «Пречистенский», можно сделать следующие выводы:

      не обеспечен  внутренний контроль за системой обработки данных;

      не проводится инвентаризация материальных ценностей.

Согласно ФПСАД  № 4, планируя аудиторскую проверку, аудитор должен установить существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматривается как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

Для оценки степени соответствия бухгалтерской финансовой отчетности законодательству РФ аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения существенности показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской финансовой отчетности.

Для определения уровня существенности необходимо задать уровень базового показателя в процентах.

Между уровнем существенности и аудиторским риском существует обратная зависимость: чем выше уровень существенности тем ниже общий аудиторский риск и наоборот – чем ниже уровень существенности тем выше аудиторский риск.

В соответствии с ФПСАД № 8 аудиторский риск – это риск выражения аудитором ошибочного мнения в случае, когда в отчетности содержатся существенные искажения, т.е. аудитор не может быть на все 100% уверенным, что бухгалтерская отчетность не содержит не выявленных существенных ошибок.

Заключению договора на проведение аудита должна предшествовать серьезная подготовительная работа по определению рисков, связанных с проверкой отчетности, предполагая определенную степень риска.

Риск аудитора состоит из трех основных компонентов:

      внутрихозяйственный;

      риск средств контроля;

      риск не обнаружения.

Характеристика аудиторских рисков приведена в таблице 2.

Таблица 3  – Характеристика аудиторских рисков

Риск

Характеристика

Определение степени риска

Внутрихозяйственный риск

Вероятность появления существенных ошибок в отчетности в целом или в данных бухгалтерского учета, статье баланса до того, как такие искажения будут выявлены средствами системы внутреннего контроля.

По данным обзора особенностей бизнеса клиента. Этот обзор может быть сделан на основе заранее разработанных вопросов и ответов.

Риск средств

Контроля

Бухгалтерский учет предполагает создание СВК за формированием финансовой информации. Аудитор оценивает СВК фирмы как высоко эффективную, сократив время проверки, заменив сплошной аудит выборочным.

Пропуск (не выявление) существенных ошибок системы бухгалтерского учета и СВК.

Риск не обнаружения

Вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры в ходе проверки не позволят обнаружить реально существующие нарушения, имеющие существенный характер по отдельности или в совокупности.

Определяется на основе данных о внутрихозяйственном и контрольном риске с использованием таблицы, в которой дается взаимосвязь между компонентами аудиторского риска.

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов