Аудит материально-производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аудита операций с материально-производственными запасами.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить теоретические основы учета и аудита материально-производственных запасов;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы учета и аудита операций с материально-производственными запасами
1.1 Структура и классификация материально-производственных запасов на предприятии
1.2 Цели и задачи учета и аудита операций с материально-производственными запасами
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета и аудита операций с материально-производственными запасами
2. Аудиторская проверка учета операций с материально-производственными запасами на примере ООО «Пречистенский»
2.1 Предварительное планирование
2.2 Основные направления проверки аудита учета операций с материально-производственными запасами
2.3 Оформление результатов аудиторской проверки
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

напечатать отчет.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

В связи с вышесказанным основными задачами аудита и учета материально-производственных запасов являются:

      формирование фактической себестоимости запасов;

      правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;

      контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;

      контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг.

1.2 Цели и задачи учета и аудита операций с материально-производственными запасами

Цель бухгалтерского учёта – формирование полной и достоверной информации, обеспечение данной информацией внутренних и внешних пользователей, а также анализ, интерпретация и использование информации для выявления тенденций развития организации, выбора различных альтернатив, принятие управленческих решений.

Согласно ФПСАД №1, основной целью аудита следует считать выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для предоставления объективных, реальных и точных сведений об аудируемом объекте необходимо решить ряд задач:

1. составление плана и программы проведения аудита;

2. определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств;

3. проведение аудиторской проверки экономического субъекта;

4. выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Для достижения главной цели способствуют требования ведения аудиторской деятельности:

- принцип независимости - обязательное отсутствие у аудитора при формировании мнения заинтересованности в делах проверяемого субъекта;

- принцип честности - обязательная приверженность аудитора своему профессиональному долгу, а также следование общим нормам морали;

- принцип объективности - применение аудитором беспристрастного, непредвзятого подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию выводов и заключений;

- принцип добросовестности - оказание аудитором услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью, а также ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям;

- принцип конфиденциальности - аудиторы обязаны обеспечить сохранность документов, не передавать их третьим лицам, не разглашать содержимое документов ни во время проведения проверки ни после нее.

Также аудитор должен обладать профессиональной компетентностью, позволяющей квалифицированно и качественно оказывать профессиональные услуги и соблюдать профессиональное поведение, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить доверие к профессии аудитора.

Цель аудита материально-производственных запасов – выражение мнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчетности информации об материально-производственных запасах.

Практические цели проверки учета операций с материально-производственными запасами заключаются в установлении:

      Существования - необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности материально-производственные запасы действительно существуют.

      Прав и обязанностей -  необходимо убедиться в том, что права организации на материально-производственные запасы, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

      Возникновения - необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию материально-производственных запасов имели место в течение отчетного периода.

      Полноты - необходимо убедиться в том, что отсутствуют материально-производственные запасы, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

      Стоимостной оценки - необходимо убедиться в том, что материально-производственные запасы отражены в учете и отчетности в правильной оценке; убедиться в том, что способ оценки материально-производственных запасов при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой.

      Измерения - необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие материально-производственных запасов отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

      Представления и раскрытия – необходимо убедиться в том, что материально-производственные запасы правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи; убедиться в том, что операции с материально-производственными запасами отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации; убедиться в том, что вся существенная информация о материально-производственных запасах раскрыта в отчетности.

Для достижения поставленных целей в ходе аудита должны быть решены следующие задачи:

      Проверка состояния складского хозяйства и сохранности материалов;

      Проверка правильности организации учета движения материалов;

      Проверка соответствия применяемых на предприятии форм первичной документации унифицированным формам;

      Поверка полноты и своевременности оприходования поступивших материалов;

      Поверка оформления первичных документов при отпуске материальных ценностей в производство;

      Проверка данных документов на списание ценностей с данными соответствующих регистров.

В ходе проверки аудитору необходимо получить достаточную уверенность в том, что показатели отчетности не содержат существенных ошибок.

Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации.

Согласно ФПСАД № 5, аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).

Тесты средств внутреннего контроля означают действия, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

      детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

      аналитические процедуры.

Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны и применяются к аудиторским доказательствам, полученным в результате тестов средств внутреннего контроля и проведения аудиторских процедур по существу. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность. Обычно аудитор считает необходимым полагаться на аудиторские доказательства, которые лишь предоставляют доводы в поддержку определенного вывода, а не носят исчерпывающего характера, и зачастую собирает аудиторские доказательства из различных источников или из документов различного содержания с тем, чтобы подтвердить одну и ту же хозяйственную операцию или группу однотипных хозяйственных операций.

              При проверке учета операций с материально-производственными запасами аудитор использует:

      приказ об учетной политике организации;

      первичные документы по оформлению операций, связанных с движением материалов;

      регистры синтетического учета;

      главную книгу;

      бухгалтерскую отчетность организации;

      организационно-правовые документы (договоры о поставке материальных ценностей, договоры о материальной ответственности, акты ревизий и аудиторских проверок и др.)

Для проведения аудита материально-производственных запасов рекомендуются следующие аудиторские процедуры: инвентаризация материально-производственных запасов, осмотр (обследование), лабораторный контроль (например, соответствия качества материалов установленным нормам, стандартам, требованиям), технологический контроль (например, соответствия отпуска материалов в производство условиям технологического процесса), опрос, составление альтернативного баланса (прихода и расхода материалов), просмотр документов, сравнение документов (встречная и взаимная проверка), аналитические процедуры (например, сравнение отпуска материалов с нормативными данными, с аналогичными данными предыдущих периодов, анализ нетиповых корреспонденций счетов учета операций с материально-производственными запасами).

По данным регистров аналитического учета аудиторы изучают состав материально-производственных запасов и устанавливают, к каким классификационным группам они относятся (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и т.д.; основные и вспомогательные). В процессе изучения договоров поставки, первичных документов, опросов сотрудников выясняется география поставщиков, условия поставки, формы расчетов с поставщиками, цены закупки материалов.
Ознакомления с учетной покупкой позволяет определить применяемые на предприятии методы внутреннего контроля за использованием материалов (инвентаризация, документирование, партионный раскрой и др.); применяемый вариант оприходования материалов и учетный цены на них. Аудиторам следует также убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций. Аудиторам также необходимо выяснить число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой и т.д.

Для подтверждения первичной оценки внутреннего контроля и бухгалтерского учета материально-производственных запасов аудиторы на основе полученной информации заполняют заранее разработанные тесты.
По результатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании контрольных процедур и уточняют аудиторский риск.

1.3 Нормативно-правовое регулирование учета и аудита  операций с материально-производственными запасами

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу. Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России находится на стадии становления. Ее можно представить в виде четырех уровней, каждый из которых обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработки.

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов