Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является аудит кредитов банка, выдаваемых юридическим лицам на материалах ОАО «БПС-банк» по Гомельской области, и на основе этого разработка конкретных предложений по их развитию и совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДАВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
3 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
4 МЕТОДИКА АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
5 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИХ РАССМОТРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
6 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, А ТАК ЖЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Не менее важным для банков является и удержание существующих клиентов. Но тут банки могут пойти двумя путями, создав клиенту условия вынужденной и добровольной лояльности. В первом случае банк создает инструменты, при которых клиенту становится крайне невыгодно менять обслуживающий его банк. Как правило, таким инструментом являются санкции за досрочное расторжение договора. Эффективность этого метода является крайне сомнительной, поскольку она позволяет удержать клиента лишь до окончания периода действия договора, но не сделает его по настоящему лояльным банку. Другим, значительно более эффективным для банков способом сохранения и развития клиентской базы является пересмотр основных принципов работы с клиентами и постановка клиента во главу угла своего бизнеса.
Вместе с тем конкуренция в сфере банковского кредитования предприятий к настоящему времени достигла высокого уровня. Сегодня 24 белорусских банка в той или иной мере работают с юридическими лицами в данном направлении.
Таким образом, в современных условиях жесткой конкуренции ориентация на клиента для банков является практически единственным способом выживания. Но сегодня практически все банки называют себя клиентоориентированными. А что вкладывается в понятие клиентоориентированности, когда речь идет о работе банковских организаций? Многие банки ошибочно полагают, что после заключения договора об оказании банковских услуг их отношения с клиентом заканчиваются. На самом деле это только начало отношений клиента и банка. И насколько успешными и продолжительными они будут, какое впечатление произведут на клиента, зависит в первую очередь именно от банка. Ведь работа банка с клиентом начинается задолго до визита в банк. Потенциальный клиент, обращаясь к представителю банка по телефону, ждет, что ему вежливо ответят и, внимательно выслушав его проблему, предложат помощь в ее решении. Однако на практике, к сожалению, нередко бывает, что при первом же обращении клиента сотрудники банка начинают наперебой предлагать ему все подряд банковские продукты, не особо интересуясь, что именно необходимо клиенту. Правда, спектр продуктов, предлагаемых белорусскими банками своим клиентам, сейчас не столь широк, как на Западе. Тем большее значение приобретает способность банка предлагать своим клиентам расширенный набор продуктов, разработанных специально с учетом потребностей предприятий различной сферы.
На сегодняшний день одним из главных способов сохранения имеющихся и обретения новых конкурентных преимуществ, позволяющим охватить практически все аспекты взаимодействия банков с клиентами и партнерами, является внедрение системы «одно окно». Для того чтобы, выйти на западный уровень развития кредитования, необходимо понимать, что кредитование юридических предполагает наличие развитого и разнообразного продуктового ряда, высокий уровень развития филиальной сети и банковских технологий, способность к быстрому освоению новых банковских продуктов и их сопровождению. Значит для этого необходимы:
- развитая инфраструктура. Клиенты должны получить возможность проводить безналичные платежи;
- разнообразные каналы доступа для получения необходимой информации и услуг, предоставляющие клиентам возможность удаленного круглосуточного информационного обслуживания. Делая обслуживание удобным для клиентов, предоставляя новые виды сервиса, банкам необходимо стремиться выполнить главное условие, при котором кредитование может быть прибыльным,
- масштабность;
- продукты, привлекаемые для клиентов.
В существенном увеличении банками кредитования нашли отражения различные экономические, правовые и организационно-технологические факторы.
В числе экономических факторов, в первую очередь, необходимо отметить существенное снижение стоимости кредитов юридическим лицам, стимулировавшее спрос на них. Снижение процентных ставок обусловило изменение валютной структуры кредитов. В период относительно высокой валютной доходности кредитов в национальной валюте, который пришелся на 2008 год, резко увеличился удельный вес инвалютной составляющей. Затем со второго полугодия 2009 года на фоне сближения валютной доходности кредитов в белорусских рублях и иностранной валюте, после этапа стабилизации, начался обратный процесс.
Определенную роль в стимулировании кредитования сыграла деятельность Национального банка Республики Беларусь по расширению полномочий банков по выбору форм и методов организации кредитного процесса.
Среди причин, сдерживающих процесс расширения банковских услуг по кредитованию юридических лиц со стороны банков, можно выделить следующее:
- сложная процедура оформления договоров обеспечения при заключении кредитных договоров на финансирование недвижимости;
- высокий кредитный риск из-за неэффективности такого инструмента залога, как строящееся жилье, в связи с проблемами по его реализации в случае невозврата средств;
- недостаточность информации для оперативного решения вопросов о благонадежности и деловой репутации потенциального клиента при оценке рисков.
Решению перечисленных проблем должно способствовать совершенствование законодательства в отношении принятия законов «О строительных сбережениях», «Об ипотеке».
Указом Президента Республики Беларусь от 15 января 2007 г. № 27 «Об утверждении программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 годы» утверждена Программа развития банковского сектора экономики республики на 2006 – 2010 гг. В 2006 – 2010 гг. банкам на основе роста ресурсной базы предстоит увеличить объем и расширить спектр предлагаемых услуг кредитного характера. В абсолютном выражении банковские кредиты за пятилетие возрастут в 3,5 раза. Объем выдачи банками долгосрочных кредитов увеличится в 3,3 раза. Одним из основных направлений долгосрочного кредитования останется финансирование жилищного строительства. У банковской системы появился новый документ, определяющий долгосрочную стратегию ее развития. Программа продолжает практику долгосрочного прогнозирования развития банковского сектора нашей страны и в своих важнейших положениях сохраняет преемственность по отношению к Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 – 2010 гг., утратившей силу с принятием нового документа.
Ключевые направления развития рынка банковских услуг – это стандартизация и автоматизация процесса оказания банковских услуг, разработка внутрибанковских стандартов качества и внедрение комплексной системы оценки качества обслуживания юридических лиц. Продолжится внедрение современных стратегий продаж, переход на комплексное обслуживание. Важными направлениями работы останутся освоение новых сегментов рынка банковских услуг. Лидерами рынка кредитования станут банки со специальными стандартизированными технологиями и обученным персоналом. Стандартизация банковских кредитных услуг по своим технологическим и экономическим параметрам позволит увеличить объемы оказания услуг при одновременном повышении качества обслуживания клиентов, снизить банковские риски, уменьшить операционные издержки и внедрять современные системы управления качеством, приближенные к мировым стандартам, обеспечить прозрачность и открытость оказываемых кредитных услуг.
В Республике Беларусь в 2007 – 2009 гг. сложилась система кредитования банками юридических лиц, которая сочетает в себе как элементы государственной поддержки отдельных видов отраслей при кредитовании на цели финансирования жилищного строительства, так и рыночные элементы долгосрочного и краткосрочного кредитования. Сегодня эта система вступила в зрелую стадию своего развития, что предполагает расширение спектра и повышения качества банковских кредитных услуг.
Принятие рисков – основа банковского дела, а управление ими – главная проблема теории и практики банковского менеджмента. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовой возможности и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидные для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки, при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими.
Эффективное управление уровнем риска должно решать целый ряд проблем – от отслеживания риска до его стоимостной оценки.
Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношение с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.
Наиболее значимыми видами рисков для современного банка являются:
- кредитный риск;
- риск потери ликвидности;
- операционный риск;
-рыночный риск.
Управление рисками является одной из функций банковского менеджмента, а одним из его принципов является оптимизация доходности и рисков банковских операций, среди которых одним из наиболее серьёзных -является кредитный риск.
Каждый банк должен думать о минимизации своих рисков. Это нужно для его выживания и для здорового развития банковской системы страны. Минимизация рисков – это борьба за снижение потерь, иначе называемая «управление рисками». Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.
Банк должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить и которыми способен эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять им, отслеживать его.
Это требует владения навыками качественной оценки соответствующих процессов.
Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками – предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация.
Управление рисками требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут сложиться статистические, бюрократические и технологические иллюзии, которым не суждено осуществиться на практике.
Важнейшими элементами систем управления рисками являются:
- четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
- создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка;
- установление лимитов кредитных рисков и контроль за их соблюдением;
- определение периодичности информирования руководства банка о рисках;
- все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами.
Кредитный риск – риск, связанный с неплатежами по обязательствам, является важнейшим из рисков банка и базовым, инициирующим многие иные риски. Этот вид риска проявляется в форме полного невозврата кредита, частичного невозврата (часто это дело касается начисленных процентов и комиссионных платежей) или отсрочки погашения кредита.
Кредитный риск может быть определен как неуверенность кредитора в том, что заёмщик будет в состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного договора.
Кредитные операции – самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли. Поэтому управление кредитными рисками является основным в банковском деле. Особого внимания заслуживает процесс управления данным риском, потому что от его качества зависит успех работы банка. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры, качественное управление кредитным портфелем, эффективный контроль за кредитами.
Разработка кредитной политики представляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не получившая должного внимания.
Кредитный риск – непогашение заемщиком основного долга и процентов по кредиту, риск процентных ставок и т.д. Избежать кредитного риска позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции – предоставление кредитов. Кредитный риск представляет собой сложный риск, зависимый от других видов рисков и состоящий из них.
Минимизация кредитных рисков может осуществляться путем:
- оценки рисков на стадии рассмотрения и принятия решений по осуществлению активных банковских операций;
- прогнозирования возникновения риска по конкретной активной банковской операции в процессе мониторинга;
- отнесение валютных рисков на кредитополучателя при кредитовании в валюте, отличной от валюты платежа;
- установление лимитов задолженности по активным банковским операциям, осуществления контроля за его соблюдением;
- согласование в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь, бизнес-планов развития юридических лиц и бизнес-планов инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением долгосрочных кредитов банка (в части объемов кредитования), и подготовки заключения по ним.
Одним из путей снижения кредитного риска является процесс создания кредитных бюро. В настоящее время этот процесс находиться в завершающей стадии. Действие кредитного бюро заключается в аккумулировании информации по кредитным договорам. И если в настоящее время информация предоставляется только по кредитным договорам, превышающим в сумме 10000 долларов США и срок предоставление ее длится до 15 дней, то в ближайшее время можно будет сделать запрос в кредитное бюро на любой кредитный договор и получить ответ в электронном виде в течении 3 дней. Теперь банк не окажется в условиях крайней ограниченности информации о своих клиентах. Это, естественно, будет позволять адекватно оценивать кредитный риск, что не приведет к массовым отказам в выдаче кредитов при наличии значительного объема финансовых ресурсов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование филиалом в работе по кредитованию клиентов кредитного бюро позволит снизить кредитный риск и следовательно в дальнейшем может снизить уровень процентных ставок, что является значительным для клиентов банка.
Одним из способов распределения кредитного риска, широко применяемым в зарубежных странах и предусмотренным Концепцией развития банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года является страхование кредитодателем объекта кредитования и риска невозврата кредита.
Информация о работе Аудит кредитов банка, выдаваемых юридическим лицам, пути его совершенствования