Аудит кредитов банка, выдаваемых юридическим лицам, пути его совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является аудит кредитов банка, выдаваемых юридическим лицам на материалах ОАО «БПС-банк» по Гомельской области, и на основе этого разработка конкретных предложений по их развитию и совершенствованию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДАВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

3 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

4 МЕТОДИКА АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

5 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИХ РАССМОТРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

6 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, А ТАК ЖЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.tmp.doc

— 268.00 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">     правильное отражение кредитов, предоставляемых юридическим лицам, на счетах бухгалтерского учета и обеспечение достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;

     взаимодействие с другими контролирующими органами;

     предупреждение и устранение нарушений сотрудниками банка действующего законодательства.

Внутренний аудит кредитов, предоставляемых юридическим лицам, классифицируется по различным признакам. По времени проведения он бывает предварительный и последующий. Предварительный проводится до принятия управленческих решений с целью предупреждения незаконных кредитных операций, действий должностных и материально ответственных лиц; эффективного расходования банковских ресурсов; недопущения возникнове­ния непроизводительных расходов и других действий, на­носящих ущерб деятельности банка. Последующий аудит прово­дится для установления достоверности и законности кредитов, предоставляемых юридическим лицам, и действий должностных лиц при вы­полнении служебных обязательств, а также выявления внутренних резервов, ликвидации имеющихся недостатков и упущений.

По срокам проведения различают оперативный и периоди­ческий внутренний аудит кредитных операций. Оперативный организуется в течение рабочего дня, внутри отчетного периода с целью своевре­менного выявления отклонений, их причин и виновных лиц. Периодический аудит в отличие от оперативного проводится за пе­риод свыше одного месяца. При этом устанавливается закон­ность, своевременность, правильность, целесообразность со­вершенных кредитов, предоставляемых юридическим лицам. В зависимости от источни­ков информации внутренний аудит подразделяется на доку­ментальный и фактический. Документальный аудит проводится по данным документов, учетных регистров и форм отчетности, а фактический – путем обследования, осмотра, пересчета, ла­бораторного анализа, экспертизы и пр.

По полноте проверки внутренний аудит кредитов, предоставляемых юридическим лицам, бывает сплошным и выборочным. Сплошной охватывает все банковские опера­ции за проверяемый период, а выборочный - часть операций (кредиты, выдаваемые юридическим лицам). В экономической литературе выделяют организационно-технический, экономический, финансовый, стратегический внутренний аудит.

Организационно-технический аудит - охватывает как организа­ционную, так и техническую стороны деятельности банка, а экономический - связан с выполнением объемных и качест­венных показателей.

Финансовый аудит обеспечивает соблюдение финансовой дис­циплины, стратегический - оценку проводимой денежно-кредитной политики и базируется на прогнозных расчетах экономических показателей.

Внутренний аудит оформляется предписанием (Приложение    ) на основании приказа руководителя.

Основные принципы организации деятельности внутрен­него аудита тесно взаимосвязаны с принципами организации внешнего аудита (независимость, законность, научность, пла­новость, объективность, системность, непрерывность, ком­плексность, конфиденциальность, эффективность).

Внешний аудит – независимый от банка контроль, проводимый определенными специалистами, прошедшими аттестацию в области учета, контроля и анализа банковской деятельности и имеющие соответствующие лицензии на право ведения аудиторской деятельности. [9,с.181]

Все аудиторские услуги являются платными, проводятся независимыми самостоятельными организациями на предпринимательских началах и осуществляются на договорной основе между аудиторской фирмой и инспекциями налоговых служб на предмет проверки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности; между аудиторской фирмой и банком и его акционерами на предмет выполнения независимой экспертизы банковской деятельности и разработке мероприятий по повышению эффективности деятельности; между аудиторской фирмой и банками и страховыми организациями на предмет оценки кредитоспособности и платежеспособности их клиентов и т.д.

Однако мировой опыт свидетельствует о значительном внимании ученых и практиков, уделяемом глубокому пониманию роли и места системы внутреннего контроля, весомой составляющей которой является внутренний аудит.


2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

 

Наличие информации представляет собой исходную базу управления любым объектом. Банк, как сложная общественно-экономическая система, для своего управления требует самой широкой информационной базы. Полная, достоверная и своевременная информация необходима для решения сложных задач банковского управления, оказания банковских услуг на современном уровне. От того, как организован сбор, обработка, распределение информации в целях обеспечения процесса принятия решений, в значительной мере зависит результативность внутреннего контроля, а также эффективность управления в целом.

“Информация” произошло от латинского - слова “informatio”, означающего изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. Поэтому под информацией в широком смысле следует понимать сведения о той или иной стороне материального мира и происходящих в нем процессов.

Под информацией понимают совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте. При этом предполагается, что обмен сведениями (данными) может осуществляться между людьми, человеком и компьютером, а также между компьютерами

Для современных условий развития информационных технологий характерно все более широкое использование высокоэффективных автоматизированных информационных систем, позволяющих существенно повышать уровень управления экономическими объектами. Современные информационные системы предоставляют возможность осуществлять сбор и хранение информации, оперативно и точно передавать ее по назначению, осуществлять ее обработку, выявлять отклонения от намеченных показателей, производить анализ данных. На этой основе появляется возможность поэтапно осуществлять систематический контроль за всеми участками деятельности банка, координировать и своевременно вносить соответствующие коррективы, отслеживая изменение условий внешней среды. Применение развитых информационных систем создает предпосылки для усиления централизации и оперативности контроля, перенесения на высший уровень руководства контрольных функций за деятельностью подразделений банка.

Банки в силу специфики своей деятельности располагают или могут располагать огромными возможностями по накоплению больших объемов информации, касающейся деятельности не только самих банков, но и хозяйственных и финансовых структур, государственных органов, функционирования многих других объектов и субъектов экономической и социальной жизни общества. Вместе с тем, потребности банков в информации продолжают неуклонно нарастать, и удовлетворение их происходит явно не в полной мере. Чем быстрее указанная проблема найдет свое решение, тем быстрее будут созданы условия для формирования устойчивой и надежной банковской системы.

Для начала важно определить основные требования, предъявляемые к информации, необходимой для внутреннего контроля. Суть требований, которым, прежде всего, должна удовлетворять информация с позиции внутреннего контроля, состоит в следующем. Информация должна быть надежной или достоверной. Информацию можно считать достоверной в том случае, если она не искажает истинного положения дел. На практике выполнение этого требования достигается за счет использования методологически правильной техники получения данных, а также путем перепроверки полученных сведений. Управленческие решения, принятые на основе недостоверной информации, скорее всего, будут ошибочными и, как следствие, будут вести к крупным потерям для экономического объекта.

Своевременность информации предполагает, что она сохраняет свою актуальность на тот момент, когда становится доступной для ее использования. Требования к актуальности существенно возрастают при работе в постоянно изменяющихся условиях. Временной период, в течение которого информация остается актуальной, зависит от природы принимаемых на ее основе решений, но в любом случае этот период должен быть меньше времени, которое отводится для принятия управленческого решения. С позиции внутреннего контроля в банке нередко предъявляются повышенные требования к оперативности информации, поскольку для совершения многих видов операций необходимо иметь доступ к данным в режиме реального времени.

Регулярность и полнота получения сведений подразумевают систематическое поступление необходимого объема данных, а также должный уровень организации их хранения. Информация удовлетворяет требованию полноты, если ее достаточно для понимания и принятия на ее основе управленческих решений. Неполнота информации не только сдерживает принятие решений, но также может стать причиной управленческих ошибок.

Информация должна представлять ценность, то есть быть полезной, поскольку в противном случае она лишь отвлекает внимание, мешает в осмыслении сущности процессов, событий, операций. Ценность информации зависит от объема и значимости решаемых на ее основе задач.

Информация должна быть в достаточной степени подготовлена к применению, что позволяет своевременно и эффективно использовать ее для принятия управленческих решений. Выполнение этого требования обеспечивается за счет соответствующей обработки данных и представления их в доступной, легко читаемой форме (например, в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков). Информация должна удовлетворять и такому важному требованию, как сопоставимость, без выполнения этого требования дальнейшая обработка данных становится бессмысленной. Сопоставимость данных достигается за счет использования единой методологической базы наблюдений и регистрации показателей во всех подразделениях банка, включая филиалы.

Выполнение большинства перечисленных требований может быть обеспечено лишь при наличии развитых информационных систем. Для этого важно постоянно расширять доступ к внешним источникам информации, используя все средства телекоммуникационных сетей, а также объединять внутренние источники информации едиными системами организации данных, например стандартами представления сведений и перечнем показателей, едиными системами передачи, позволяющими оптимизировать информационные потоки, санкционировать доступ сотрудников к тем или иным данным.

Круг источников внешней и внутренней информации для обеспечения внутреннего контроля в банках исключительно широк, при этом все источники информации делятся на внутренние и внешние.[14,с.5]

Внутренние источники информации играют огромную роль в информационном обеспечении внутреннего контроля. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить: учредительные документы банка, а также другие внутренние локальные нормативные документы банка (решения совета директоров, приказы, распоряжения, инструкции, положения и др.), регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения сделок и операций, оказания услуг. В число внутренних источников информации также включаются:

1.      данные бухгалтерского учета и отчетности; досье клиентов по кредитным, внешнеторговым и другим операциям (содержащие учредительные документы клиентов, их финансовую отчетность, заключенные ими договора и т. п.);

2.      внутрифирменные базы данных; справки по результатам проверок, проводимых Национальным банком Республики Беларусь и его территориальными подразделениями, другими государственными контрольными органами;

3.      материалы проверок деятельности банка, осуществляемых внешними аудиторами и т. п.

Проверку кредитных операций могут проводить правоохранительные органы, специалисты органов государственного и ведомственного контроля, обслуживающего банка и аудиторы. Проверка осуществляется по данным счетов 1 класса «Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции» и 2 класса «Кредиты и иные операции с клиентами» плана счетов по бухгалтерскому учету в банках Республики Беларусь.[7,с.47]

Целью проверки является установление законности и обоснованности получения, использования и возврата кредитных ресурсов, правильности и своевременности отражения их в бухгалтерском учете и формирование достоверной информации в отчетности. Исходя из цели, задачами проверки являются:

      проверка состава и структуры кредитной задолженности юридических лиц;

      анализ условий кредитования (процентные ставки);

      проверка целевого характера использования выданных кредитов юридическим лицам;

     проверка своевременности расчетов по процентам и по кредитам и другим расходам, связанным с обслуживанием кредитов юридических лиц (залог, обеспечение, гарантийные обязательства и др.);

     проверка правильности отражения полученных процентов по кредитам, предоставляемых юридическим лицам, на счетах бухгалтерского учета.

Перечень документов и материалов, подлежащих аудитор­ской проверке, разнообразен и может быть представлен следу­ющими условными группами:

      Локальные нормативно-правовые акты, регламентирующие кредитный процесс (Положение о выдаче кредитов юридическим лицам, Положение о кредитном комитете банка, Положение о функ­циональном распределении обязанностей и ответственности по отдельным этапам кредитного процесса и др.).

      Документы коллективных органов банка, обосновываю­щие кредитную деятельность банка, например, разрешающие выдачу кредита, в том числе крупного, консорциального, про­лонгацию задолженности, отнесение задолженности к сомни­тельной, ее списание за счет резерва (протоколы заседаний кредитного комитета, Совета банка, Правления банка, утверж­денная кредитная политика банка).

Информация о работе Аудит кредитов банка, выдаваемых юридическим лицам, пути его совершенствования