Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является аудит кредитов банка, выдаваемых юридическим лицам на материалах ОАО «БПС-банк» по Гомельской области, и на основе этого разработка конкретных предложений по их развитию и совершенствованию.
ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДАВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
2 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
3 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
4 МЕТОДИКА АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
5 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИХ РАССМОТРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
6 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, А ТАК ЖЕ ПУТИ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Утвержденные банком типовые формы и методические разработки, обязательные к использованию в кредитном процессе (типовые формы кредитных договоров методические разработки по определению кредитоспособности для различных групп кредитополучателей, методические разработки по кредитному мониторингу и т.д.).
Кредитное досье по отдельным кредитополучателям:
1. Обязательные документы при выдаче кредита (заявка на кредит бизнес-план, балансы и отчет о прибылях и убытках, копии договоров и контрактов в подтверждение кредитных сделок).
2. Материалы о кредитоспособности (сведения, полученные от других банков, аналитические отчеты кредитных агентств и др.).
3. Материалы по выданному кредиту (кредитный договор, долговые обязательства, гарантийные письма и др.).
4. Финансово-экономическая информация о кредитополучателе после выдачи кредита (балансы, отчеты о прибылях и убытках, аналитические таблицы по состоянию платежеспособности кредитополучателя).
5. Документы по обеспечению возврата кредита (договор залога, документы о передаче, прав по вкладам и ценным бумагам, о праве вступления во владение и т.д.).
6. Переписка по кредитным операциям.
Документы бухгалтерского учета и отчетности по кредитам (ежедневные, месячные и годовые балансы оборотов и остатков, квартальная и годовая оборотная ведомость, первичные ведомости, лицевые счета по учету задолженности, а также мемориальные ордера, инкассовые распоряжения, платежные поручения и другие документы, находящиеся в документах дня).
Отчетность, содержащая информацию о кредитных операциях и составе кредитного портфеля (норматив достаточности капитала банка, сведения о крупных кредитах, выданных банком, сведения о выданных банком разовых крупных кредитах, расчет размера специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам, сведения о движении специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам).
Материалы по судебным искам и разбирательствам в связи с нарушением условий кредитного договора, непогашением кредита и процентов по нему, исполнением обязательств по возврату кредита
В зависимости от принятого в банке порядка и традиций возможны различные варианты классификации документов, перечисленных в группе "кредитное досье", однако в любом случае, наряду с экономическим анализом, документы данной группы должны оцениваться и по условиям их регистрации и хранения, не допускающим несанкционированный доступ.
3 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
В Банковском кодексе Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 14.06.2010 г. № 132-З) рассматривается законодательная основа создания и функционирования банковской системы, права Национального банка республики Беларусь в области банковского надзора, нормативы безопасного функционирования, перечень мер воздействия, лицензирование банковской деятельности, нормы касающиеся осуществления аудита.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1988 г. №218-з (в ред. Законов Республики Беларусь от 28.12.2009 г. №97-З) определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999г. №296-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 31.12.2009 г. №114-З) применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь.
Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. №275-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.2010 г. №166-З) определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляет основания и условия уголовной ответственности, устанавливает наказания и иные меры уголовной ответственности, которые могут быть применены к лицам, совершившим преступления, а также принудительные меры безопасности и лечения в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. №194-З (в ред. Законов республики Беларусь от 15.07.2010 г. 166-З) определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности.
Закон «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. №3373-12 (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2010 г. №109-З) определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает основные правила и порядок проведения; регулирует отношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, государственными органами, аудиторами и аудиторскими организациями.
Закон «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. №165-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 14.06.2010 г. №132-З) устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий.
Закон «О борьбе с организованной преступностью» от 27 июня 2007 г. №244-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 14.06.2010 г. №132-З) устанавливает правовые основы государственной политики противодействия организованной преступности в целях защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.
Правила аудиторской деятельности от 31 марта 2006 г.№33 (в ред. постановлений Минфина от 26.05.2010 №60) устанавливают единые требования к действиям аудиторских организаций или аудиторов - индивидуальных предпринимателей при выявлении в ходе аудита искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, а также фактов несоблюдения аудируемым лицом законодательства Республики Беларусь.
Инструкция по организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях от 28 сентября 2006 г. №139 (в ред. постановлений Правления Нацбанка от 31.08.10 г. №374) определяет внутренний аудит как форму управленческого контроля, являющуюся частью организационной структуры банка. Согласно данному документу создание внутреннего аудита – задача каждого банка. Интересами банка определяется необходимость располагать достоверной информацией о состоянии дел на различных участках банковской деятельности для поддержания устойчивой работы банка, соблюдения интересов учредителей, акционеров, клиентов. В силу этого внутренний аудит предполагает повседневное применение таких контрольных инструментов, которые предупреждают банковские риски, неправомерные действия и нарушения.
Инструкция по ведению бухгалтерского учета в банках расположенных на территории Республики Беларусь от 19 сентября 2005 г. №283 (в ред. постановлений Совета директоров Нацбанка от 30.07.2009 г. №248) устанавливает единые методологические подходы к ведению бухгалтерского учета, обязательные для исполнения банками, их филиалами (отделениями), небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь и зарегистрированными в Национальном банке Республики Беларусь.
Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь от 26 июня 2007 г. №198 (в ред. постановлений Совета директоров Нацбанка от 12.05.2009 г. №140) устанавливает основные требования к порядку организации бухгалтерского учета и отчетности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, созданных в соответствии с законодательством, а также в Национальном банке Республики Беларусь.
Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата от 30 декабря 2003 г. №226 (в ред. постановлений Правления Нацбанка от 14.07.2009 г. №105) определяет порядок и условия предоставления (размещения) банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, кроме Национального банка Республики Беларусь, денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте в форме кредита юридическим и физическим лицам и их возврата.
4 МЕТОДИКА АУДИТА КРЕДИТОВ БАНКА, ВЫДОВАЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Кредитование юридических лиц является одним из приоритетных направлений развития банковского рынка. Кредитные операции обеспечивают доходность и стабильность существования банка. Важность аудита кредитов, предоставляемых юридическим лицам, определяется их преобладанием в составе активных операций банков, использованием при расчете основных нормативных показателей безопасного функционирования, высоким риском и доходностью. [6,с.35]
Основными целями аудита кредитов, предоставляемых юридическим лицам, в ОАО «БПС- банк» по Гомельской области, является оценка общего уровня постановки кредитной работы с юридическими лицами, изучение состояния бухгалтерского учета и отчетности по кредитным операциям, их целесообразности и законности.
Для достижения данных целей в процессе аудита проверяющий проводит оценку деятельности банка по следующим направлениям:
наличие внутрибанковских положений по порядку оформления, выдачи и погашения кредитов и их соответствие действующему законодательству;
состав клиентского кредитного портфеля по срокам кредитования; соблюдение нормативных требований и условий кредитного договора;
достоверность и правильность отражения задолженности по кредитам в учете и банковской отчетности;
достоверность и правильность расчета резерва на покрытие возможных убытков по активам банка, подверженным кредитному риску;
своевременность и полнота формирования резерва.
Основными нормативными актами при проведении аудита кредитов, выдаваемых юридическим лицам являются:
1. Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата: утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. №223;
2. Инструкция об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: Утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2004 г. № 92;
3. Инструкция о порядке формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организации, подверженным кредитному риску: утв. постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.04.2004 г. № 148;
Кредитование юридических лиц осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь, в главе 18 которого определены общие требования к кредитному договору, его форме, существенным условиям кредитования, а также установлены способы обеспечения кредита. Конкретизация общих требований представлена в Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 г. № 226 (в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2006 № 223).
По кредитному договору банк, который является кредитодателем, обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им. Кредитным договором предусмотрена обязанность кредитополучателя также уплатить плату (комиссионные и иные платежи) за пользование кредитом. [23,с.39]
Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы кредитного договора влечет за собой его недействительность.
Существенными условиями, определяющими возможность существования кредитного договора, являются условия:
о сумме кредита с указанием валюты кредита (для кредитной линии - о максимальном размере общей суммы предоставляемых кредитополучателю денежных средств и предельном размере единовременной задолженности кредитополучателя);
о сроке и порядке предоставления и возврата кредита;
о размере процентов за пользование кредитом и порядке их уплаты, а также о размере платы за пользование кредитом и порядке ее внесения, если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором, за исключением случаев предоставления кредита на льготных условиях на основании решений, принятых Президентом Республики Беларусь или в установленном порядке Правительством Республики Беларусь;
Информация о работе Аудит кредитов банка, выдаваемых юридическим лицам, пути его совершенствования