Аудит и оценка эффективности учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:04, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой отчетности во всех существенных отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Формирование учетной политики…………………………………….. 5

2. Цель и задачи аудита учетной политики………………………………8

3. Основные нормативные документы……………………………………..10

4. Аудит учетной политики…………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованных источников………………………………………23

Работа содержит 1 файл

АУДИТ ЛЕО.doc

— 362.50 Кб (Скачать)

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

    • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
    • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
    • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
    • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
    • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цель и  задачи аудита учетной политики

         Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятность того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения) для пользователей финансовых отчетов.

Цель аудита учетной  политики – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

Задачи аудита учетной  политики:

  • изучение системы организации бухгалтерского учета; оценка учетной политики;
  • рассмотрение системы документации и документооборота;
  • подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.

           Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

- возможность  необъективной информации со  стороны администрации в случаях  конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

- зависимость  последствий принятых решений  от качества информации;

- необходимость  специальных знаний для проверки  информации;

- частое отсутствие  у пользователей информации доступа  для оценки ее качества.

Аудитор должен проверить:

- соответствие  уставного капитала учредительным документам и решению собственников предприятия об изменении объема уставного капитала;

- соответствие  данных синтетического и аналитического  учета счетам актива и пассива баланса;

- правильность  и полноту отражения в отчетности  дебиторской и кредиторской задолженностей;

- соблюдение  принятой на предприятии учетной  политики;

- правильность  отнесения доходов и расходов  к отчетным периодам;

- разграничение  в учете текущих затрат и капитальных вложений;

- соответствие  данных синтетического учета  оборотам и остаткам по счетам  аналитического учета на 1-е число  каждого месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3. Основные нормативные  документы

 

Основные нормативные  документы:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
  • приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Предоставляемые аудитору документы:

— приказ об учетной политике;

  • график документооборота;
  • рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;
  • формы первичных документов;
  • описание технологического процесса компьютерной обработки данных.

 

4. Аудит учетной политики

 

Важную роль в организации  бухгалтерского учета и порядке  его ведения играет избранная предприятием учетная политика. Она представляет собой принятые в организации способы ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни и деятельности. Некоторые специалисты определяют учетную политику более узко «как совокупность критериев учетного отражения и списания стоимости активов организации».

Разработка и осуществление  учетной политики для российских предприятий – дело сравнительно новое и во многих случаях слабо освоенное для финансового управления и маневрирования. Редко оценивается она и в аудиторских заключениях. Между тем именно от учетной политики в решающей степени зависит эффективность финансового управления, качество учета, его контрольные функции.

Как всякая политика, способы ведения бухгалтерского учета должны ориентироваться на достижение определенной цели для данного периода времени и обозримой перспективы. Для подавляющего большинства предприятий перспективная цель заключается в долговременном эффективном функционировании. Этого желают владельцы предприятия – собственники, которые хотели бы получать устойчивые доходы и дивиденды от своего бизнеса в течение длительного периода времени. Это важно для наемного персонала, сохраняющего при долговременном функционировании организации свои рабочие места с удовлетворяющей их заработной платой. Государство также заинтересовано в долгосрочном эффективном существовании хозяйствующих субъектов, так как это обеспечивает ему в целом устойчивые налоговые поступления, социальную стабильность, занятость населения и другие преимущества.

Одно из существенных назначений учетной политики заключается в том, чтобы с помощью специфических приемов и методов бухгалтерского учета по возможности выровнять минимальные и максимальные значения финансовых показателей деятельности предприятия, вызванные значительным ростом или снижением объемов производства и (или) сбыта и другими объективными причинами в отдельные периоды времени как внутри отчетного года, так и в течение ряда лет.

При разработке и реализации учетной политики принимаются во внимание и другие обстоятельства, связанные прежде всего с минимизацией налогообложения, снижением трудоемкости учета, экономией затрат на его ведение. Но главным остается необходимость определенного, заранее объявленного регулирования затрат и результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности для обеспечения долговременного функционирования предприятия. Речь идет не о вуалировании отчетных показателей, а об умелом, в рамках действующего законодательства применении учетных правил (стандартов) и положений учредительных документов, допускающих перенесение тех или иных затрат и доходов из одного отчетного периода в другой путем создания резервов, использования дифференцированных методов оценки и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Такой подход вполне устраивает собственников (владельцев), которые стремятся получать более или менее устойчивый доход (дивиденды), по возможности не зависящий от рыночной ситуации. Это важно для наемных менеджеров и персонала, поскольку у них в удачные по финансовым результатам периоды остаются в распоряжении и обороте значительные средства для закупки материалов, оплаты труда и других расходов, реанимации и активизации деятельности в плохие времена, для предотвращения банкротства предприятия, сохранения и увеличения числа рабочих мест, уровня заработной платы и социальных выплат. Для налоговой системы государства, платежей в пенсионные фонды также предпочтительнее сравнительно равномерное поступление денежных средств от организации, а не существенное изменяющееся при росте или падении объемов продаж, доходов и расходов.

Для аудитора такой подход связан с определенными проблемами, требующими творческого решения. С одной стороны, он должен проверить и оценить чисто счетную достоверность учета, призванного отразить действительную величину отчетных показателей, которая в точности соответствует реальности в данном периоде времени, а с другой – принять во внимание необходимость выравнивания данных отчетности по учетным периодам в пределах года или ряда лет, осуществляемого с помощью средств и методов учетной политики.

Для этого аудитор  должен оценить, насколько принятая предприятием-клиентом учетная политика соответствует целям его бизнеса в проверяемом периоде, использует ли оно только общепринятые методы усреднения и резервирования, насколько они обоснованны и постоянны в применении.

Информационной базой  для оценки правильности избранного варианта учетной политики являются действующее законодательство и другие нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета; учредительные документы в части положений по бухгалтерскому учету и составлению финансовой отчетности; приказ об учетной политике и приложения к нему; рабочий план счетов бухгалтерского учета в проверяемой организации.

Составные части и  слагаемые учетной политики предполагают широкий спектр ее объектов. Они включают организационно-технические и методические аспекты ведения бухгалтерского учета и положения учетной политики для целей налогообложения. Организационно-технические аспекты определяют:

  • организацию ведения учета на предприятии и его форму;
  • рабочий план счетов и инструкцию по его применению;
  • правила документирования и документооборота;
  • оценку активов, пассивов и договорных обязательств;
  • порядок и сроки проведения инвентаризации имущества, долговых требований и обязательств.

Перечисленные компоненты характеризуют главным образом  организационные принципы ведения учета и непосредственного отношения к учетной политике, которая может оказать воздействие на результаты хозяйствования, не имеют. Вместе с тем, поскольку экономическая политика предприятия, реализуемая с помощью средств бухгалтерского учета, более мобильна, чем его организация, организационно-технические аспекты учета должны реагировать на изменение учетной политики всякий раз, когда это представляется возможным и необходимым.

Рассматривая этот предусмотренный  существующим стандартом раздел учетной политики, аудитор высказывает профессиональное мнение о рациональности избранного варианта организации бухгалтерского учета и его формы, содержании и особенностях рабочего плана счетов, обращая особое внимание на дополнительные счета и субсчета, вводимые по инициативе самого предприятия. При необходимости он может высказать рекомендации по совершенствованию правил документирования и документооборота, порядка и сроков проведения инвентаризации, использованию тех или иных счетов и субсчетов.

Методические аспекты  учетной политики составляют ее суть. Они включают основные инструменты воздействия на результаты хозяйствования, отражаемые в бухгалтерской отчетности, и фиксируют принятые предприятием способы ведения учета, алгоритмы формирования его показателей. Сюда входят:

  • методы оценки активов, долговых требований и обязательств;
  • способы начисления и порядок отражения в бухгалтерском учете амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • варианты группировки и списания затрат на производство и сбыт продукции;
  • способы отражения в учете приобретения материальных ресурсов и их оценки при списании;
  • порядок учета ремонта основных средств и отражения затрат на его осуществление;
  • методология создания и использования резервов предстоящих расходов, оценочных резервов и платежей;
  • порядок учета, распределения и списания расходов будущих периодов, коммерческих расходов и затрат на управление предприятием.

Информация о работе Аудит и оценка эффективности учетной политики